Школьная психодиагностика как одно из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


Понятие психодиагностика имеет много различных значений, которые объединяет одно направление: распознавание какого-либо качественного или количественного аспекта предмета или процесса в любых сферах деятельности человека. Применительно к сфере нашего исследования, т.е. психологической службе школы – это психика в различных формах ее проявления.

В настоящее время каждое учреждение образования, включая гимназию, проводит исследования в конкретном направлении, которое бы отражало не только глобальное значение проблемы, но и учитывало бы конкретные условия.

Наша гимназия работает над проблемой развития интеллекта учащихся, поскольку общее падение интеллекта юного поколения России приобрело выраженную тенденцию. Это касается и наших детей, хотя они выгодно отличаются от учащихся других школ.

В настоящее время в гимназии сложилось противоречие, заключающееся в том что:

– с одной стороны, гимназическая программа предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса,
– с другой, практически не осуществляется отбор учащихся при поступлении в гимназию (демографический кризис, нестабильное состояние экономики малого города и, как следствие, переезд семей в большие города, увеличение числа детей, отстающих в развитии.)

Отсюда вытекает и главная задача школьной психодиагностики как одного из условий психолого –педагогического сопровождения образовательного процесса и школьной психологической службы: выявление оптимальных путей по оказанию конкретной помощи в устранении имеющегося неблагополучия, обеспечение рационального и надежного функционирования исследуемого учреждения.

Поскольку одним из непременных условий правильного развития является жизнь среди себе подобных, то объектом исследования в нашем случае может быть не только отдельный человек, но и группа. Естественно, что для решения задач диагностики психолог должен обладать не только необходимой суммой теоретических знаний, но и практическими умениями и навыками. И даже в этом случае успеха можно ожидать лишь при рациональном взаимодействии, как с администрацией гимназии, так и с членами ее коллектива. Отсюда очевидна необходимость их психологического образования.

Очень важно знать поэтапность реализации диагностико-коррекционной деятельности, которая довольно сложна и имеет свои особенности в каждом конкретном случае.
В качестве примера мы предлагаем схему проведения диагностической работы в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии г.Уржума Кировской области по вышеуказанной проблеме, работа проводилась в сотрудничестве с преподавателями педагогического университета.

1. Выявление проблемы.

Критериями проблемы могут быть количественные (балловые оценки, число конфликтных ситуаций, количество выпускников, поступивших в вузы) или качественные показатели (эрудированность, улучшение ученических ответов за счет расширения понятийного аппарата, изменение интеллектуальных показателей и др.) Практическая необходимость изучения проблемы возникла по запросам учителей, администрации, родителей и даже самих учащихся. На основе полученной информации нами и была сформулирована проблема "Развитие интеллекта учащихся в условиях гимназии".

2. Утверждение формулировки психолого-педагогической проблемы.

После обработки поступившей информации и проверки ее через изучение документации о предстоящем предмете исследования, включенного наблюдения за объектами исследования в конкретных формах деятельности и различных ситуациях, дальнейшие действия были согласованы с администрацией гимназии и представлены на утверждение педсовету. Всесторонне и тщательно обсужденная ситуация дала возможность утвердить предложенную формулировку всем коллективом, а также согласовать дальнейшую схему исследования.

3. Выдвижение гипотезы о причинах исследования проблемы.

Далеко не всегда сигналы о возникновении проблемы выливаются в логическую формулировку. Дополнительное изучение проблемы позволяет выдвинуть несколько иную, по сравнению с предыдущей, гипотезу. Например, в нашем случае некоторое снижение интереса старших гимназистов к таким чисто гуманитарным профессиям, как медицинский работник и учитель, не является следствием плохо поставленной профориентационной работы, как может показаться на первый взгляд. Это является следствием кризиса нравственности в нашем обществе в период рыночной экономики.

4. Выбор методов исследований.

Этап выбора методов предполагает хорошие знания теории психодиагностики (психологии диагноста, диагностируемого и условий успешности этого процесса). При подборе методов или их совокупности (методик) следует учитывать их точность, т.е. их соответствие возрастным особенностям или психологии группы; валидность, или потенциальную возможность ожидаемых ответов или состояний; обоснованность или предусмотренность комплексных условий надежности предполагаемых результатов.

Все диагностические методики делятся на вербальные и невербальные, основанные на получении точных или ориентировочных ответов. Очень важно при подборе методов учитывать принципы, положенные в их основу. В связи с этим выделяются такие типы методик:

а) объективные тесты-методики, рассчитанные на правильно выполненные задания;
б) тесты-опросники методики на суждения альтернативных выборов;
в) открытые опросники-методики, в которых стандартизация достигается путем соответствия произвольных ответов со стандартными категориями;
г) шкальные техники-методики, определяющие оценку тех или иныхобъектов по выраженности в них качества заданного определенной шкалой;
д) индивидуально-ориентировочные методики по статистической обработке параметров, выделяемых на основе индивидуальных ответов испытуемого;
е) проективные техники, рассчитанные на стимулирование элементов
воображения и фантазии, раскрывающие определенные качества субъекта;
ж) диагностические техники, рассчитанные на стимулирование деятельности испытуемого посредством прямого контакта с ним;
з) аппаратные методики и объективные психологические тесты, предполагающие сведение влияния психодиагноста до минимума, которое выражается, в основном, в эффективности установки.

Большое значение в подтверждаемости или неподтверждаемости методики имеет ее происхождение. Многие зарубежные методики дают недостоверный результат только потому, что применяются лишь по переводному содержанию без адаптации или модификации, без учета специфических социально-культурных особенностей популяции, на которой был разработан оригинальный тест. Отсюда необходима новая экспериментальная проверка теста на валидность и надежность для той аудитории, которой он предназначен.

Не менее важно для достоверности результатов применения диагностических методик соблюдение следующих условий их проведения:

а) оптимальное состояние психики диагноста;
б)совпадение позиций диагностирующего и диагностируемого;
в) атмосфера доброжелательности и взаимодоверия между ними;
г) отсутствие или минимальное количество отвлекающих факторов;
д)отсутствие эффекта незавершенного действия;
е) отсутствие эффекта предстоящего действия.

Успех диагностирования во многом зависит от установки испытуемых, которых можно подразделить на условные группы:

а) "новички", впервые принимающие участие в диагностировании, результат которого искажается состоянием их излишней тревожности, вызванной неизбежностью и новизной ситуации;
б) "эгоцентристы", испытуемые с завышенной самооценкой и, в связи с
этим, трудно идущие на контакт;
в) "профессионалы", наиболее контактные, обеспечивающие достаточно высокую эффективность процесса диагностирования.
Эффективность применения тех или иных методик во многом обусловлена правильностью чередования компонентов этого процесса:
а) организационный компонент, в задачи которого входит мобилизация
психики процесса к предстоящим действиям и создание необходимых условий для успешного его проведения;
б) эмпирический, обеспечивающий сбор объективных данных за счет управления общением экспериментатора и экспериментируемых и создания благоприятного психологического климата;
в) количественного анализа, позволяющего структурировать полученные результаты с помощью математических действий;
г) качественного анализа, в результате которого появляется возможность выявления существенных и второстепенных качеств и признаков изучаемого предмета или явления;
д) интерпретационный, в функции которого входит выявление связи между научно диагностируемым признаком состояния и фактическим его проявлением, наблюдаемым в конкретных действиях испытуемого.

5. Психологический диагноз как этап исследования должен обеспечить формулировку заключения в соответствии с содержанием гипотезы и полученными результатами.

В формулировке диагноза должен содержаться и прогноз изменения при условии, если развивающая и коррекционная работа будет проведена своевременно. Причем диагноз должен быть сформулирован как на научном языке для фиксирования в соответствующих документах, так и в более доступной форме, рассчитанной на ответ тому, кто делает запрос.

6. Разработка программы развивающей и коррекционной работы составлялась нами с учетом результатов предыдущих этапов и психолого-педагогической компетентности членов педколлектива.

Поскольку речь идет о развитии интеллекта гимназистов, то, бесспорно, в первую очередь необходим непосредственный контакт с учителями, в чем мы испытали их существенную помощь. Не менее важна корректирующая роль директора гимназии, особенно в привлечении родителей к решению проблемы. Участие родителей на этом этапе порой может оказаться определяющим. Рекомендации им необходимо сформулировать более доступно, но не менее научно обоснованно. Все это требует от директора гимназии проявления на разных этапах диагностирования следующих индивидуально-личностных качеств: психолого-педагогической компетентности, гибкости ума, коммуникативности, эрудированности и особенно перцептивных способностей, позволяющих тонко воспринимать психику других людей

Только в этом случае психолого-диагностическая работа в школе выйдет за рамки механистического продукта постоянной схемы и может подняться до творческого уровня.
Все сказанное выше строго учитывалось нами в процессе диагностики интеллектуального развития учащихся нашей гимназии с первого по одиннадцатый класс. В младших классах применялись методики Векслера и Амтхауэра. С подростками и старшеклассниками наряду с комплексом методик преимущество отдавалось методике ШТУР (школьный тест умственного развития). В данной статье мы ограничимся лишь анализом динамики результатов развития интеллекта подростков и старшеклассников, поскольку проблема социальной адаптации их при окончании гимназий более ощутима.

С учетом результатов констатирующего эксперимента по определению уровня интеллектуального развития учащихся с 7-го по 10-й классы нами были разработаны развивающие программы, которые включали следующие компоненты:

а) экспериментальные модели уроков c преобладанием проблемных методов обучения;
б) сценарии занятий в творческих лабораториях с целью стимулирования мыслительной деятельности учащихся, а также развития их воображения, речи и других психических процессов;
в) тренинг по совершенствованию системы межличностного общения и др.

По ходу поискового этапа эксперимента модели и разработки различных форм взаимодействия с учащимися корректировались и совершенствовались.

Результаты, полученные на промежуточном этапе эксперимента, после года работы по специальным развивающим программам показали, что динамика развития интеллекта учащихся наблюдается по всем параметрам. Наиболее существенные изменения заметны в старших классах, что объясняется, по-видимому, не столько содержанием развивающей программы, сколько установкой старшеклассников на предстоящую социальную сферу деятельности.

Еще более показательны результаты, полученные по завершении формирующего эксперимента.

Особо следует сказать об учителях-экспериментаторах, которые значительно повысили свою психолого-педагогическую компетентность, а главное, у них появилось желание участия в дальнейших исследованиях.

Результатом работы стало создание инновационного проекта »Развитие интеллектуальной одаренности учащихся гимназии в условиях малого города на 2006-2009 годы».
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в гимназии способствует более оптимальному решению поставленных задач с наименьшей затратой психических, физических и интеллектуальных сил как учащихся, так и учителей.