"Где живут книги" (информационно-развлекательное мероприятие в виде "Поля чудес" к Неделе книги для младших школьников

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Ход мероприятия

 1. Кроссворд.

1 К

И

Т

А

Й

2 Н

Е

Ф

Т

Ь

3 И

Н

Д

И

Я

4 Г

Р

О

З

А

5 А

Р

Т

Е

К

“1) Страна с самым большим населением мира.

2) Полезное ископаемое, из которого получают топливо для многих видов транспорта.

3) Большая страна в Южной Азии, похожая на треугольник.

4) Явление природы, вызывавшее в древности страх у людей.

5) Пионерский лагерь на берегу Чёрного моря”.

- Какое слово получилось в первом вертикальном ряду? (Книга) Наша игра будет посвящена книгам.

2. Задание для первой тройки.

В детской библиотеке обычно два отделения: одно из них называется – читальный зал.

“Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.

Вы спросите – почему?

Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.

В читальном зале должно быть тихо.

В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
Смотрит в книгу мальчик справа –
Путешествует в Варшаву,
Октябрёнку у окна
Вся галактика видна,
Две девчонки-синеглазки
Перечитывают сказки,
И на розовом коне
Мчат при солнце и луне.
Все сидят в читальном зале,
Но мечтой умчались в дали.
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.

А.Н. Спаль

Когда ребята приходят сюда всем классом, библиотекарь читает им сказки, показывает диафильмы, проводит литературные игры и соревнования”. И сюда же на встречу могут прийти создатели книги. Это писатели, художники, редакторы. А также артисты с выступлениями.

Но мой вопрос о другом отделении библиотеки.

У него много значений. В библиотеке это слово означает место, где выдают книги на дом.

“На несколько дней книга – ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь.

В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам.

А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку и попросите продлить срок.

Уезжая на каникулы, не забудьте вернуть книги в библиотеку”.

Итак, вопрос: В детской библиотеке два отделения, одно – читальный зал, а другое обозначает место, где выдают книги на дом. Назовите это слово. (Абонемент)

“Забывчивые читатели были во все времена.

В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга “Учись вязать и вышивать”. Читательница так увлеклась ею, что держала 43 года.

Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета, куда книга была возвращена через… 300 лет!

Лучше поздно, чем никогда!”

3. Задание для второй тройки.

Сказки и былины пришли к нам из далёкой древности. Некоторым из них уже больше тысячи лет.

“Как же не забылись они за это время? Как дошли до нас былины о великих богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, новгородском гусляре Садко и хлебопашце Микуле Селяниновиче? А сказки про глупого царя и царскую дочку, льющую слёзы в три ручья, про злого Змея Горыныча и коварного Соловья-разбойника, про смелого и умелого, гораздого на всякие выдумки крестьянского сына или бесстрашного Ивана-царевича?

С давних пор родители рассказывали их своим детям, те потом – своим, и так целые века. Примерно 200 лет назад былины, народные сказки, песни, пословицы, поговорки и загадки стали записывать и издавать, чтобы каждый мог их прочитать”.

Вопрос: Обычно эти книги ставят на отдельную полку, на которой написано слово, которое обозначает – устное народное творчество. Назовите это слово. (Фольклор)

Каких размеров самая маленькая и самая большая в мире книги?

“Самая большая книга увидела свет в позапрошлом веке, в 1832 году, в Лондоне. Называется она “Пантеон английских героев”. Её высота 5,7м, ширина – 3,7м. Размер букв 15см. Самая маленькая – “Муравейчики” отпечатана в 1980г. в Японии. Её размер – 1,4?1,4 см”.

4. Задание для третьей тройки.

“Ни один человек не может прочитать всех книг, которые издаются в нашей стране и тем более – в мире. Значит, нужно уметь выбрать самое необходимое и интересное. Это умение придёт, если вы узнаете секрет “золотого ключика”.

В каждой библиотеке есть такой ключ к книгам”. “Это слово в переводе с древнегреческого означает перечень.

В нём
Найдёшь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звёздах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.

С. Маршак.

Для вас и ваших ровесников составлен специальный перечень книг, которые вам будет полезно и занимательно прочесть. Он так и называется: “Что нам читать?”

Перечень состоит из карточек. На каждой – фамилия автора книги, её название, фамилия художника, город, где она издана, год выпуска. На некоторых карточках есть и картинка из книги и краткий рассказ о ней – аннотация”.

Вопрос: Как же по-другому называется этот перечень? (Каталог)

“Тысячу лет назад тоже собирали книги. Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывала около ста тысяч книг. Большую часть жизни он провёл в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причём верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это был своего рода каталог”.

5. Задание для финалистов.

“В древнем Египте это место называлось красиво: “Аптека души”, “Приют мудрости” или “Дом жизни”, но пользоваться им могли только богатые знатные люди, фараоны и жрецы храмов. Для простого народа вход туда был закрыт”.

Вопрос: Вспомните современное название этого места. (Библиотека)

Чтение учениками стихотворения С.Я. Маршака “Книжка про книжки”.

6. Награждение финалиста.