"Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение" - урок в 10-м классе с использованием технологии критического мышления

Разделы: Химия


Учебная цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена.

Цели урока:

Цель урока

Для учителя

Для ученика

1. Образовательная

Создать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме.

Развить общие представления о способах получения алкенов, о типах химических реакций и механизмах их протекания, о применении алкенов. Получить первоначальные представления о реакциях полимеризации и строении полимера.

2. Развивающая

Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью.

Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов).

3. Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.

Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности, воспитывать экологическое мышление.

Метод обучения: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование и реактивы:

  • на ученических столах: правила ТБ, листы самооценки учащихся, штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4.
  • Для демонстрации: коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации (плёнка и изделия из полиэтилена), изделия из тефлона, полипропилена, поливинилхлорида;  этиловый спирт, тормозная жидкость, антифриз; портрет В.В.Марковникова.

Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Д.И. Менделеев

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным!

II. Постановка темы и учебной цели.

Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Алкены – непредельные углеводороды» (слайд № 1). Сегодня нам предстоит познакомиться с промышленными и лабораторными способами получения алкенов, охарактеризовать химические свойства этих веществ на примере этилена, обусловленные двойной связью, получить первоначальные сведения о реакциях полимеризации и рассмотреть основные области применения алкенов (слайд № 2). Идея урока заключена в словах великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, которые и послужат нам на уроке в качестве эпиграфа (слайд № 3).

III. Изучение нового материала.

СТАДИЯ «ВЫЗОВА»

Учитель: Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам выданы листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал» (слайд № 4) и Приложение 1. В течение 5 минут каждый из вас заполнит первую графу «Я знаю», отвечая на вопросы задания № 1 (слайд № 5):

  • Какие углеводороды называются алкенами?
  • Какова общая формула алкенов?
  • Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкенов? Назовите его.
  • Почему в отличие от алканов алкены в природе практически не встречаются?
  • Какие способы получения алкенов вы знаете? Каким лабораторным способом можно получить алкены?
  • Какие химические свойства обуславливает наличие кратной (двойной) связи в молекулах алкенов?
  • Для чего используют алкены?

!!! Как правило, большая часть учащихся (около 80%) осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте №5, №6 и №7.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Учитель: Ребята! Какие вопросы у вас вызвали затруднения?

Учащиеся: Вопросы №5, №6 и №7.

Учитель: Как вы думаете, почему эти вопросы у вас вызвали затруднения, ведь общие понятия органической химии мы с вами уже прошли? (предполагаемые ответы: знания не приведены в систему, недостаточно накопленного материала и т.п.)

Учитель: Чтобы решить эту проблему, я вам предлагаю рассмотреть схему получения алкенов (слайд № 6). Объяснение учителя.

В ходе объяснения материала по разделу «Способы получения алкенов» учитель обращает внимание учащихся на известные уже им химические понятия такие как «крекинг», «дегидрирование», «дегидратация», «дегалогенирование», «дегидрогалогенирование». Учащиеся в ходе изучения способов получения алкенов дают им определения и записывают в тетради уравнения химических реакций, с помощью которых были получены алкены (слайды № 7, 8, 9): на каждом слайде сначала показывается схема химической реакции, а после того, как учащиеся напишут в тетради уравнение, и сам пример. Учащиеся сверяют свои записи с записями в презентации и исправляют ошибки, если таковы есть. Можно использовать и другой вариант, например, сначала провести взаимопроверку записей в паре, а затем с записями в презентации (если достаточно времени).

Со способами получения алкенов дегалогенированием и дегидрогалогенированием (слайды № 10, 11) учащиеся лишь только знакомятся.

Учитель: В чём заключается особенность строения молекул алкенов? (ответ: в наличии двойной связи)

Учитель: Какова активность алкенов по сравнению с алканами, «органическими мертвецами»? Почему? (ответ: алкены наиболее химически активны из-за наличия непрочной π-связи)

Учитель: Как вы думаете, какие типы химических реакций будут характерны для класса алкенов? (ответ: горение, присоединение).

Учитель объясняет принцип присоединения веществ к молекулам алкенов на примере этилена, акцентируя внимание на реакции галогенирования – качественной реакции на непредельный характер алкенов (обесцвечивание бромной воды), и гидрогалогенирования, в которой используется правило Марковникова (слайд № 12).

Учитель: Могут ли вступать в реакции присоединения молекулы алкенов друг с другом? (ответ: да, так как имеют кратную связь) (слайд № 13)

Учитель: Ребята, напишите, пожалуйста, реакцию горения этилена (учащиеся пишут в тетради, один ученик - на доске, затем сверяют свои записи с уравнением реакции горения в презентации) (слайд № 14) Эта реакция называется ещё реакцией окисления. Почему? (ответ: у атомов меняется степень окисления)

Учащиеся проставляют степень окисления, определяя окислитель и восстановитель.

Учитель: К реакциям окисления относят и обесцвечивание алкенами раствора перманганата калия (слайд № 15) Что можно определить с помощью этой реакции? (ответ: непредельный характер алкенов)

Учитель: Подводит итоги по химическим свойствам алкенов, плавно переходя к областям применения их продуктов (слайды № 16, 17) . При объяснении применения алкенов учитель даёт интересную дополнительную информацию (Приложение 2 и Приложение 3)

Выполнение лабораторной работы

Для закрепления материала проводится лабораторная работа «Получение и изучение свойств этилена» (Приложение 4), в начале которой необходимо вспомнить правила ТБ с концентрированными веществами, спиртовкой, стеклянной посудой и растворами.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Учащимся предлагается составить синквейн (слайд № 18) по изученному материалу. В качестве примера учитель показывает синквейн в презентации (слайд № 19).

III. Домашнее задание (слайд № 20).