Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности учащихся 6—11-х классов ГОУ СОШ № 1266

Разделы: Социальная педагогика


ЦЕЛЬ: изучение личности ребенка и определение уровня воспитанности учащихся общеобразовательного учреждения (развитие гуманистические ценностных отношений к семье, Отечеству, труду, культуре, знаниям).

ЗАДАЧИ:

  1. Создание в общеобразовательном учреждении благоприятных условий для повышения качества воспитания и образования.
  2. Систематизация работы по обеспечению социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

1 часть.
Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Данный мониторинг представлен в виде «Диагностики личностного роста школьников» (сформированности уровня воспитанности), разработанной        П.В. Степановым.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств, а также дает возможность найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции учащихся в общеобразовательном учреждении.

 Данный мониторинг мы проводили в школе среди учащихся 6 – 11 классов в три этапа:
1 этап – ноябрь 2007 года;
2 этап – апрель 2008 года;
3 этап – ноябрь 2008 года.
Ответы школьников распределяются по 6 шкалам: им соответствуют 6 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

  1. Характер отношений школьников к семье показывают его оценки высказываний №№ 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37. При этом в ответах на вопросы 1, 19, 37 знак не меняется. В ответах на вопросы 7, 13, 25, 31 знак меняется на противоположный.
  2. Характер отношений школьников к Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38. При этом в ответах на вопросы 8, 14, 32, 38 знак не меняется. В ответах на вопросы 2, 20, 26 знак меняется на противоположный.
  3. Характер отношений школьников к труду показывают его оценки высказываний №№ 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39. При этом в ответах на вопросы 3, 15, 21, 27, 39 знак не меняется. В ответах на вопросы 9, 33 знак меняется на противоположный.
  4. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 4,10, 16, 22, 28, 34, 40. При этом в ответах на вопросы 10, 16 знак не меняется. В ответах на вопросы  4, 22, 28, 34, 40 знак меняется на противоположный.
  5. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41. При этом в ответах на вопросы 11, 29 знак не меняется. В ответах на вопросы 5, 17, 23, 35, 41 знак меняется на противоположный.
  6. Характер отношений школьника к себе показывают его оценки высказываний №№  6, 12, 18, 24, 30, 36, 42. При этом в ответах на вопросы 6, 12, 18, 24, 42 знак не меняется. В ответах на вопросы 30, 36 знак меняется на противоположный.

2 часть. Характеристики уровней воспитанности.

Высокий уровень воспитанности:

  1. Ценность семьи высоко значима для подростка.
  2. Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма.
  3. Подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги.
  4. Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.
  5. Перед нами любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового.
  6. Подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни.

Средний уровень воспитанности:    

  1. Семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»).
  2. Подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города.
  3. Скорее всего, только «престижная» работа вызывает уважение подростка.
  4. Подросток признает ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.
  5. Подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта.
  6. Принимая себя в целом, подросток все же испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей.

Низкий уровень воспитанности: 

  1. Отношение к семье у подростка, как правило, потребительское.
  2. Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране.
  3. Подросток по возможности переложит часть своей работы на другого.
  4. Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь.
  5. Подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно.
  6. Подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни; ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым, знаменитым.

Есть еще недопустимый уровень воспитанности, который в нашей школе отсутствует.

3 часть. Результаты мониторинга.
1 этап мониторинга мы проводили в декабре 2007 года. Мы получили следующие результаты:

6 – 8 классы:

Семья Отечество Труд Культура Знания Я-духовное
Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву
В – 105
С –  12
Н –  3
В – 58
С –  55
Н –  7
В – 74
С –  42
Н –  4
В – 74
С –  44
Н –  2
В – 62
С –  53
Н –  5
В – 35
С –  80
Н –  5
Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в %
В – 83%
С – 10%
Н – 2%
В – 48%
С –  46%
Н –  6%
В – 62%
С –  35%
Н –  3%
В – 62%
С –  37%
Н –  1%
В – 52%
С –  44%
Н –  4%
В – 29%
С –  67%
Н –  4%

9 – 11 классы:

Семья Отечество Труд Культура Знания Я - духовное
Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву
В – 22
С –  26
Н –  4
В – 12
С –  27
Н –  13
В – 18
С –  32
Н –  2
В – 7
С –  36
Н –  9
В – 14
С –  35
Н –  3
В – 15
С –  33
Н –  4
Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в %
В – 42%
С –  50%
Н –  8%
 
В – 23%
С –  52%
Н –  25%
 
В – 35%
С –  61%
Н –  4%
 
В – 14%
С –  69%
Н –  17%
 
В – 27%
С –  67%
Н –  6%
 
В – 29%
С –  63%
Н –  8%
 

2 этап проводился в апреле 2008 года. Его результаты можно представить в виде следующих таблиц:

6 – 8 классы

Семья Отечество Труд Культура Знания Я – духовное

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву Рез-ты по кол-ву

В – 94
С –  15
Н –  1

В – 59
С –  47
Н –  4
В – 61
С –  47
Н –  2
В – 61
С –  48
Н –  1
В – 49
С –  57
Н –  4
В – 36
С –  71
Н –  3/td>

Рез-ты в %

Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в % Рез-ты в %

В – 85%
С –  14%
Н –  1%

В – 54%
С –  43%
Н –  3%
В – 61%
С –  43%
Н –  2%
В – 55%
С –  44%
Н –  1%
В – 45%
С –  52%
Н –  3%
В – 33%
С –  64%
Н –  3%

9 – 11 классы

Семья

Отечество

Труд

Культура

Знания

Я - духовное

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

В – 24
С –  18
Н –  2

В – 11
С –  27
Н –  6

В – 16
С –  26
Н –  2

В – 16
С –  26
Н –  2

В – 13
С –  28
Н –  3

В – 16
С –  25
Н –  3

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

В – 55%
С –  41%
Н –  4%

В – 25%
С –  61%
Н –  4%

В – 36%
С –  60%
Н –  4%

В – 36%
С –  60%
Н –  4%

В – 29%
С –  64%
Н –  7%
 

В – 36%
С –  57%
Н –  7%

3 этап проводился в декабре 2008 года. Его результаты следующие:
6 – 8 классы

Семья

Отечество

Труд

Культура

Знания

Я - духовное

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

В – 99
С –  9
Н –  4

В – 56
С –  49
Н –  7

В – 63
С –  45
Н –  4

В – 69
С –  39
Н –  4

В – 50
С –  55
Н –  7

В – 26
С –  80
Н –  6

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

В – 88%
С –  8%
Н –  4%

В – 50%
С –  44%
Н –  6

В – 56%
С –  40%
Н –  4%

В – 62%
С –  35%
Н –  3%

В – 45%
С –  49%
Н –  6%

В – 23%
С –  71%
Н –  6%

9 – 11 классы

Семья

Отечество

Труд

Культура

Знания

Я - духовное

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

Рез-ты по кол-ву

В – 47
С –  26
Н –  2

В – 33
С –  35
Н –  7

В – 36
С –  37
Н –  2

В – 32
С –  39
Н –  4

В – 32
С –  39
Н –  4

В – 22
С –  51
Н –  2

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

Рез-ты в %

В – 63%
С –  34%
Н –  3%

В – 44%
С –  47%
Н –  9%

В – 48%
С –  49%
Н –  3%

В – 43%
С –  52%
Н –  5%

В – 43%
С –  52%
Н –  5%

В – 29%
С –  68%
Н –  3%

Полученные результаты можно представить в виде сравнительной диаграммы:

Результаты в %
Отношение к семье
(Высокий уровень воспитанности)

Как видно из диаграммы, показатель уровня отношения к семье вырос во всех параллелях, однако этот уровень ниже у учащихся 9 – 11  классов, чем у учащихся 6 – 8 классов.

Отношение к Отечеству
(Высокий уровень воспитанности)

Как видно из диаграммы, показатель уровня отношения к Отечеству ниже у учащихся 9 – 11 классов, но увеличение  на 3 этапе существенное. У учащихся 6 – 8 классов показатель 2 этапа самый высокий, но 3 этап выше 1 этапа.

Отношение к труду
(высокий уровень воспитанности)

Как видно из диаграммы эти показатели увеличились к 3 этапу, но сохраняется тенденция более высокого показателя у учащихся 6 – 8 классов.

Отношение к культуре
(Высокий уровень воспитанности)

Отношение к знаниям
(Высокий уровень воспитанности)

Как видно из диаграммы, показатель отношения к знаниям незначительно снизился у учащихся 6 – 8 классов, а у старшеклассников – выше.

Отношение к Я – духовное
(Высокий уровень воспитанности)

К сожалению, мы наблюдаем заниженную самооценку учащихся по отношению к себе. Но процент личностного отношения здесь выше у учащихся старших классов. Из диаграммы видно, что во время проведения 2 этапа мониторинга (апрель 2007 г. – конец уч. года) отношение к себе изменилось, а в начале учебного года наоборот – заниженная самооценка.

3 часть. Заключение.
Данный мониторинг, который проводился в 3 этапа, позволил нам, педагогическому коллективу школы, сделать вывод, что та воспитательная работа, которая проводится в школе, дает результаты повышения уровня воспитанности по всем показателям. Эффективна работа учителей-предметников. В нашей школе уделяется большое значение патриотической работе: постоянные встречи с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, память о памятных датах нашей Родины, творческие вечера, постоянные экскурсии и многое другое – все это повышает уровень воспитанности учащихся нашей школы.