Элективный курс "Испанский язык. Базовый уровень"

Разделы: Иностранные языки


Элективный курс предназначен для учащихся гимназий, прошедших специальный отбор в I и VIII классах, и рассчитан на изучение в течение 1 учебного года, т. е., 58 учебных часов. Занятия начинаются с III недели сентября. Форма обучения: групповые и\или индивидуальные занятия.

В МОУ “Гимназия №4” существует дидактическая полилингвистическая среда, созданная путём изучения русского, чувашского, английского и немецкого языков и преподавания ряда предметов на английском языке. Исходя из специфики общеобразовательного пространства гимназии, ориентированной на гуманитаризацию образовательного процесса и с учётом тесных международных контактов с зарубежными школами, по заказу учащихся была создана эта программа. При создании учитывались следующие моменты:

  • современный уровень международного общения, расширение международных контактов ставит вопрос о необходимости изучения двух и более иностранных языков;

  • испанский язык в настоящее время является одним из пяти рабочих языков ООН, на нём говорят порядка 275 млн. человек (Испания и 18 стран Латинской Америки), культура испаноговорящих стран – неотъемлемая часть культуры человечества;

  • право учащихся гимназии на изучение предметов по выбору, в соответствии с “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года”, предусматривающей профильное обучение на старшей ступени;

  • безоценочность элективного курса и разновозрастной состав группы (8-10 классы) создает благоприятную психологическую атмосферу для успешного прохождения курса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Цели и задачи элективного курса, в рамках выполнения задачи гимназии по развитию способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур, а также для более успешной социальной адаптации учащихся, таковы:

  • коммуникативное и социокультурное развитие школьников для подготовки к межкультурному общению, к использованию испанского языка как средства самообразования и саморазвития личности ребёнка, ознакомления с особенностями жизни, быта и культуры испаноговорящих стран;

  • коммуникативное и социокультурное развитие в процессе ознакомительного этапа изучения испанского языка, в свою очередь, направлено на:

  • развитие у учащихся языковой культуры описаний на испанском языке;

  • овладение речевым этикетом;

  • обучение технике работы с иноязычной справочной литературой;

  • использование опыта изучения первого иностранного языка;

  • обучение способам самонаблюдения за своим языковым развитием.

ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

  • заложить основу для самостоятельного или иного изучения испанского языка;

  • с учётом полученных социокультурных и речевых знаний адекватно реагировать в рамках культурологических и речевых ситуаций;

  • умение понимать и ценить как иноязычную, так и родную культуру, что является междисциплинарным стержнем обучения этике межличностного общения, а также залогом последующей успешной социальной адаптации прошедших элективный курс учащихся.

РЕАЛЬНО ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Гимназисты, посещавшие занятия в 2000\2001, 2001\2002, 2002\2003 и 2005\2006 учебных годах:

  • овладели чтением и письмом, техникой слогоделения и переноса, интонированием;

  • оперируют такими грамматическими категориями, как Presente de Indicativo, Preterito Perfecto, Futuro Simple (времена плана настоящего), грамматическими конструкциями ser + сложное дополнение, ir + а + infinitive, estar + participio pasado;

  • свободно ориентируются в формулах речевого этикета;

  • овладели словарным запасом порядка 350-400 лексических единиц;

  • адекватно общаются в рамках предложенного программой элективного курса ряда тем;

  • реально заинтересованы в продолжении обучения, как в сфере углубления уровня владения языком, так и в плане расширения культурологических знаний.

Многие из них, уже являясь студентами ВУЗов, продолжают изучение языка, в т.ч. самостоятельно.

Практика показала, что отдельные группы с более высокой мотивацией овладевают большим объёмом знаний, включая как более широкий запас лексических единиц, так и большее количество грамматических категорий.

Тем не менее, задачей курса не является ускоренное выведение учащихся на продвинутый уровень. В значительной степени, как уже было отмечено, в эту задачу входит обеспечение базового уровня лингвострановедческих компетенций.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Прежде всего, это коммуникативно-речевое развитие учащихся:

  • знакомство со звуковым строем испанского языка;

  • знакомство с правилами чтения, словесного ударения, слогоделения;

  • освоение техники чтения (слитного произнесения звуков в речевом потоке, ударений в мелодических группах и основных интонационных моделях);

  • отработка некоторых грамматических явлений, таких, как: времена плана настоящего (Presente de Indicativo, Preterito Perfecto, Futuro Simple) изъявительного наклонения, формы артиклей, местоимения и т.п., что будет подробно расписано в предлагаемом ниже учебно-тематическом плане;

  • усвоение основных стереотипных реплик, выработка речевых реакций на определённые жизненные ситуации;

  • максимальное расширение словарного запаса в рамках затрагиваемых тем.

См. приложение.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. 1. Гонсалес-Фернандес и др., “Самоучитель испанского языка” Москва, изд. ВШ, 1991
  2. Канонич С. И., “Грамматика испанского языка. Практический курс” Москва, изд. “Менеджер”, 1998
  3. Шишков В.В. “Испанская лексика” Москва, ЗАО “Славянский дом книги”, ООО “ИП Лотос”, 2004
  4. Георгий Нуждин, Анна Комарова “75 устных тем по испанскому языку”, Москва, изд. “Айрис-пресс” 2006
  5. Мардыко М. Н., Душевсий А. А. “Испанский язык”, МН “ТетраСистемс”, 2006