Адресация ячеек в формулах электронных таблиц

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательные:

  1. Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронная таблица”.
  2. Сформировать понятие относительной и абсолютной адресации ячеек.
  3. Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей.
  4. Дать понятие о расчетных операциях в электронной таблице, показать назначение и возможности применения формул в ЭТ.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса.
  2. Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
  3. Развитие у учащихся самостоятельности.

Воспитательные:

  1. Формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени
  2. Содействовать профориентации учеников.
  3. Содействовать эстетическому воспитанию школьников

Оборудование и раздаточный материал: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, тесты, материалы практической работы.

Конспект урока:

Введение.

Постановка цели и задач урока. Слайд №1 (Приложение 1)

Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока - это познакомится с понятием относительной и абсолютной адресации ячеек в электронных таблицах, научиться, используя электронную таблицу, производить расчеты, познакомиться с некоторыми областями жизнедеятельности человека, в котрорых можно применять электронные таблицы.

Актуализация знаний: фронтальный опрос

Слайд №2

  1. Что такое электронная таблица?
  2. Какие основные элементы электронной таблицы вам известны?
  3. Как задается имя ячейки (строки, столбца) в электронной таблице?
  4. Какие данные можно ввести в ячейку электронной таблицы?
    Слайд №3
  5. Какие данные размещены в ячейках таблицы
      A B C D
    1 2 1 =A1+3*B1 =A1^2+B1
    2 4 6 =A2+3*B2 =A2^2+B2
  1. Что такое формула?
  2. Какие правила записи формул в электронных таблицах вы знаете?

Объяснение нового материала.

Основным свойством электронной таблицы является следующее: изменение значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих ссылки на адрес этой ячейки.

Слайд №4 Принцип относительной адресации обозначает следующее: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы. Это приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются адреса ячеек в формуле.

Применение этого принципа, помогает заполнять таблицы, содержащие большое количество формул одного типа.

Слайд №5 Принцип абсолютной адресации. В некоторых случаях необходимо отменить принцип относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адреса ячейки не изменялись. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок $ ставится дважды перед адресом строки и столбца.

Слайд №6 Абсолютным может быть и часть адреса ячейки (только номер строки или номер столбца). Такой адрес принято называть смешанным.

Пример смешанного адреса: $D1, B$6

Рассмотрим это на примере. Введем расчетные формулы в таблицу оплаты за водоснабжение.

оплата за водоснабжение
стоимость 1 м3 руб     24
месяц показания счетчика, м3 количество потребленной воды, м3 сумма к оплате, руб
декабрь 2315    
январь 2345    
февраль 2364    
март 2393    
апрель 2430    
май 2476    
июнь 2510    

Слайд №7 (Приложение 2)

Как рассчитать количество воды, потребленное за месяц?

Введем формулу в первую ячейку, а для заполнения остальных применим принцип относительной адресации (вводим формулы с помощью интерактивной доски).

Воспользуемся принципом абсолютной адресации для подсчета денежной суммы за израсходованную воду. Так как стоимость 1 кубометра воды в течение года не изменяется, сделаем соответствующий адрес абсолютным. Можно вводить знак $ вручную, а можно нажатием клавиши F4.

Использование формул дает большие возможности применения электронных таблиц в различных сферах жизнедеятельности человека.

Физкультминутка.

Практическая работа.

Разделимся на две команды. Одна – агенты по продаже и покупке недвижимости, другая – кассиры по продаже авиабилетов. Первая команда садится за компьютеры и выполняет свое задание (Приложение 3), вторая в это время на своих местах на листочках выполняет тестовые задания (Приложение 4). По мере выполнения заданий команды меняются местами. (Приложение 5).

Подведение итогов.

Все возвращаются за парты. Давайте проверим, как вы справились с заданиями тестов (ответы высвечиваются на экране через проектор). Проверьте работу своего одноклассника и поставьте ему оценку.

Что нового узнали на уроке? В каких профессиях человеку может понадобиться знание электронных таблиц? Знания каких наук вам пригодились сегодня на уроке?

Объявить оценки за урок. Задание на дом.