5-й класс. Урок по теме "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Изучить правила снятия мерок.
  2. Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);
  3. Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
  4. Научить определять положение этих линий;
  5. Воспитывать аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок).

Задачи урока:

  • расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке;
  • повторить и обобщить знания учащихся по фартуку Тульской Губернии (посещение Алексинского краеведческого музея), его роль в современном мире;
  • приобщать учащихся к работе в коллективе.

Тип урока:

Урок усвоения нового материала. Комбинированный.

Формы работы:

фронтальная, групповая.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.

Межпредметные связи: история (краеведение), математика.

Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент):

Музыкальная терапия, физкультминутка.

Средства обучения:

Учебники, раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания), магнитофон, компьютер, экран, проектор.

Наглядные пособия:

образцы фартуков; манекен; русский народный костюм, презентация

Инструменты и приспособления:

сантиметровая лента и узкая тесьма (резинка) для опоясывания талии – по 1 шт. на каждые две ученицы; рабочая тетрадь.

На классной доске выписаны новые слова:

конструирование – это построение чертежа выкройки изделия;

манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий;

мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее изм.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Какие разделы мы изучили с начала учебного года?

Материаловедение, ручные работы, влажно-тепловые работы, машиноведение.

На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды.

Этот раздел начинается с конструирования и моделирования рабочей одежды.

Тема урока: Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука.

Обозначаю цели и задачи урока.

II. Сообщение познавательных сведений.

Немного из истории фартука.

Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней.

Названия передников отмечаются в письменности с XVII в., более древние свидетельства касаются лишь слова передовик. Значение 'передник' сочетается со значениями 'завеса, занавес', 'разновидность одежды; деталь одежды', 'пояс'. 

От общеславянского глагола запинати 'закрывать, задерживать' возникло название запон, которое обозначает закрытый передник.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники, повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. [4]

<Приложение 1> (презентация)

Фронтальный опрос по теме: “Передник Тульской губернии конца XIX, начала XX вв”. Уроку предшествовала исследовательская деятельность: посещение Алексинского краеведческого музея; сбор информации из книг, интернета. [5], [6]

<Рисунок 1>, <Рисунок 2>.

Мы с вами посетили русскую избу в Алексинском краеведческом музее. Видели передники – принадлежность русского народного костюма.

Посмотрите на русский народный костюм на манекене. Давайте поговорим об истории русского костюма.

< Приложение 3> ( фото1, фото2)

– Из какой ткани изготавливался передник?

Он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.

– Из какой ткани изготавливался праздничный передник?

Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами, полосами цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами и т. д., декорировались.

<Рисунок 3>

– Из какой ткани изготавливался будничный передник?

Будничные передники изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не орнаментировались.

– Как назывался передник на проймах с рукавами?

Занавеска, запон, запаска, завеска.

Заборная занавеска – женский передник с плечами, короткой спинкой, рукавами.

Завеска – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Передник шился с рукавами или широкими проймами. Заднее полотнище могло быть коротким или длинным. Переднее полотнище достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму.

Запон – туникообразные занавески шились из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и сшитого по бокам до пройм.

Занавески на кокетке выкраивались иначе: короткий кусок ткани сгибался по утку, скреплялся по бокам, оставляя пространство для вшивания прямого или зауженного к запястью рукава. К передней части кокетки подшивалось широкое полотнище ткани, которое собиралось на сборку.

– Как назывался передник, повязывавшийся на талии?

ПЕРЕДНИЦА, ФАРТУК.

– Как назывался передник с грудкой?

ЗАПОН С НАГРУДКОЙ.

Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок. Они широко бытовали в Тульской, Калужской, Рязанской губерниях. Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, в тех районах, где сарафаны были девичьей одеждой, замужние женщины – поверх рубахи и поневы. Традиционный фартук сохранялся в качестве праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские.

Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, – утилитарность (практичность), эстетичность.

При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку.

В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность.

– Какие ткани мы изучали в этом учебном году?

Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные.

– Какими свойствами обладают эти ткани?

Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью.

Льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью средней воздухопроницаемостью.

Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.

Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани – белой или светлых тонов; для уборки помещения – из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

III. Снятие мерок.

Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.

Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский портной.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 2 см.

На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа.

Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.

Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводятся условные линии.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);

  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
  • На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
  • На уровне середины колена проходит линия колен. [3]

<Приложение 2> <Приложение 2.1>

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.

Мерки снимают по определенным правилам.

При снятии мерок нужно помнить следующие правила:

  1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  2. Талию предварительно опоясывают шнурком.
  3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
  4. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
  5. Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Физкультминутка

Упражнения

  1. Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.).
  2. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, руки вниз, голова опущена. 1-2 – руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинув голову назад, – 3-4 – и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).
  3. И.П. – сидя на стуле, руки на поясе. 1 – руки к плечам, кисть в кулак; 2 – руки вверх, потянуться, кисти выпрямить; 3 – руки к плечам, кисти в кулак; 4 – “уронить” руки вниз (Темп медленный, повторить 3-4 раза).
  4. И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 – опустить. (Темп средний, повторить 4-6 раз).
  5. И.П. – сидя на стуле, руки на поясе. 1-2 – два пружинистых наклона влево, рукой коснуться поля; 3-4 – и.п. То же вправо (Темп средний, повторить 3-4 раза).
  6. И.П. – сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнутые в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (Темп средний, повторить 3-4 раза).

Текущий инструктаж

Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.

IV. Практическая работа: “Снятие мерок”.

Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)

  1. Работа выполняется в виде игры “Ателье мод” (заказчик и приемщик заказа).
  2. Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика).
  3. <Приложение 2> <Приложение 2.2> (раздаточный материал)

  4. Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.

V. Подведение итогов.

Беседа по вопросам:

  1. Какими свойствами должна обладать ткань для изготовления рабочей одежды?
  2. Что означают слова “конструирование”, “манекен”, “мерки”?
  3. Из каких деталей состоит фартук?
  4. Перечислите основные правила снятия мерок.

VI. Закрепление материала.

Работа по карточкам.

<Приложение 2> <Приложение 2.3>, <Приложение 2.4> [2], < Приложение 2.5> [2] (раздаточный материал)

VII. Анализ урока.

Сделать необходимые замечания.

Сообщить оценки за теоретические знания. Выставить оценки за пр. работу.

VIII. Домашнее задание.

Раскрасить фартук и юбку поневу для русского народного костюма (вырезать).

Вырезать куклу из бумаги и надеть на неё разукрашенный фартук. Вклеить в тетрадь.

<Приложение 2> <Приложение 2.6> [4]

Список используемой литературы

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”, 2004г.
  2. Дидактический материал по трудовому обучению “Кулинарные работы и обработка ткани” Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: “Просвещение”, 1996г.
  3. Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под редакцией Н.Б. Голондарева. Волгоград. “Учитель АСТ”, 2003 г.
  4. Познавательная и обучающая книжка-раскраска “Русский традиционный костюм”. Под редакцией О. Евсеевой. Екатеринбург “ Страна фантазий”. 2004
  5. Книга “Русский костюм”. Автор Каштанов Ю. Из-во “Белый город”
  6. Интернет-сайты: http://scripts.tradicia.km.ru/koctum/index.htm и др.