Внеклассное мероприятие "Каша - мать наша"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить знания о злаковых растениях;
  • развивать мотивацию здорового образа жизни;
  • закрепить представление детей о значимости каши в рационе питания, его пользе для здоровья.

Оборудование: игровое поле, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия

Вводная часть.

Чтец 1.

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет мы вам готовы,
Как прожить без докторов.

Чтец 2.

Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны.
Кашу утром, суп - в обед,
А на ужин - винегрет.

Чтец 3.

Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
И почаще улыбаться,
Лыжным бегом увлекаться.

Учитель: Здравствуйте! Обычно люди говорят это хорошее, доброе слово при встрече, желая друг другу здоровья. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. А без движения, без правильного питания не может быть здоровья. Значение питательных веществ для роста и развития организма трудно переоценить. И в этом большую роль играет каша.

Трудно описать значение каши. Каша - самое древнее сельскохозяйственное блюдо. В Древней Руси кашей называли все, что варилось из измельченных продуктов. Люди научились варить кашу раньше, чем печь хлеб. Каша - это блюдо, которое сопровождает человека от рождения до смерти.

<Приложение 1> (cлайд 1)

Не зря про кашу народ сочинил пословицы и поговорки:

  1. "Хороша кашка да мала чашка"
  2. "Кашу маслом не испортишь"
  3. "Каша - мать наша"
  4. "Щи да каша - еда наша"
  5. "Без каши обед не обед"

<Приложение 1> (cлайд2)

Герои многих сказок любили кашу. Знаете ли эти сказки, назовите?

<Приложение 1> (слайды 3, 4 ,5, 6)

Сообщение темы:

Сегодняшнее мероприятие " Каша - мать наша" мы посвящаем каше. Мы узнаем, кто из вас знает и любит кашу.

Как вы уже догадались, его мы проведем в форме игры "Поле чудес".

<Приложение 1> ( слайд 7)

Условия игры такие: за каждый правильный ответ, играющий получает жетон. В первый тур выходят три ученика, у которых будет больше жетонов. Итак, я задаю вам 10 вопросов.

Вопросы:

  1. Сколько раз в день нужно есть?
  2. Какие добавки можно положить в кашу?
  3. Откуда сметана берется?
  4. Какой хлеб выпекают из муки, которую смололи из ржи?
  5. Из скольки блюд должен состоять обед?
  6. Что означает поговорка "С ним каши не сваришь?"
  7. Сколько кусков сахара находится в папином стакане с горячим чаем, если папа положил 2 куска и Миша, когда папа зазевался, тоже бросил туда 2 куска? (нисколько, т.к. куски сахара растворились)
  8. Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый. (хлеб)
  9. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)
  10. Этот вкусный плод растет
    Там, где лето круглый год
    Он, как краешек луны,
    Все мы знать его должны. (банан)

Выбираются 3 ученика, у которых больше жетонов

I тур.

Задание: У одного царя родилась дочь. Красоты неописуемой- лицо белое, рот алый, волосы черные. Царь все думал, как бы ее назвать, какое имя лучше выбрать, - это не нравилось, то не подходило. Тогда он решил выйти на дорогу и у первой же встречной женщины спросить "Как твое имя?" И этим же именем назвать свою дочь. Сказано-сделано. Незнакомка назвалась Крупеничкой. И царская дочь получила имя Крупеничка.

Когда она выросла, на страну напали враги. Царя убили, а красавицу - царевну увезли в плен. На чужой стороне истосковалась Крупеничка по родному краю, обернулась зернышком и возвратилась домой. Подружки закопали Крупеничку в родимую землю. С тех пор, что ни год, на этом месте вырастал белый цветок на красном стебельке, рождал зернышки, темные, как волосы девушки. В память о красавице царевне народ назвал это растение :

Внимание, вопрос: Как называется это растение?

Г

Р

Е

Ч

И

Х

А

Учитель: Из гречихи варят гречневую кашу. Кашу можно заправить яйцом, печенкой, грибами, шпиком и т.д.

Учитель: Продолжаем игру дальше. Слушайте следующие вопросы, чтобы выявить участников второго тура.

Вопросы:

  1. Меня одну не едят и без меня не едят. (соль)
  2. Я бел как снег, в чести у всех. И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)
  3. Каким должен быть перерыв между двумя приемами пищи в течение дня? (3-4часа)
  4. Какое питательное вещество очень важно для организма? (витамины)
  5. Как можно сохранить продукты в домашних условиях? (в холодильнике)
  6. Как определить непригодные для еды продукты? (по цвету, запаху, внешнему виду, по сроку годности на упаковке)
  7. Какие полезные напитки знаете?
  8. Исправьте ошибку: "Аппетит проходит во время еды"
  9. Что относится к полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)
  10. Как издавна зовут сильных, крепких людей? (богатыри) 

Выбираются три участника второго тура

II тур.

Вопрос: Какая каша входила в ежедневный рацион римских гладиаторов?

О

В

С

Я

Н

А

Я

<Приложение 1> ( слайд 8)

Учитель: Овсяную кашу варят из овсяной крупы. Овес - хлебный злак. Очень красивы большие овсяные поля: они колышутся волнами и серебрятся даже от небольшого ветра. Под солнцем наливаются продолговатые зерна, покрытые плотной оболочкой. Чтобы использовать зерно в пищу, оболочку надо снять.

Из овсяной муки пекут блины и лепешки, делают кисели и сладкое печенье.

Люди давно заметили, как полезны все пищевые изделия из овса. Вкусна и каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, - она называется "геркулес". У англичан это национальное блюдо, его почти все едят по утрам. Она придает силу. Вот почему овсяная каша входила в ежедневный рацион гладиаторов.

Учитель:

Давайте дальше будем играть!
Кто здесь будет побеждать?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет -
Он самый первый даст ответ!

Выбираем следующих игроков.

Вопросы:

  1. Закончи пословицу "Кашу маслом :(не испортишь)
  2. Отгадай слово: КЕМ- М + ФИЛ - Л + Р (кефир)
  3. Что обычно делали русские князья в знак примирения? (варили и ели кашу)
  4. Мой первый слог - провал, банкротство,
    Второй - синоним "невелик".
    А все с мукой имеет сходство,
    Когда положишь на язык. (крахмал).
  5. Первое - нота, второе - то же,
    А целое - на боб похоже. (фасоль)
  6. Исправьте ошибку: Город не тетка.
  7. Отгадайте слово СЕЛЬКИ
  8. Какие крупы можно получить из пшеницы? ( пшеничную, манную)
  9. Какой хлеб вызревают под снегом - зимой? ( озимые).
  10. Кругла, а не месяц,
    Желта, а не масло,
    С хвостом, а не мышь. (репа)

Выбираются три участника третьего тура.

III тур.

Задание: Ее выращивают очень давно, раньше многих других видов растений. Сейчас ее посевы занимают почти половину мировой пашни, отведенные под зерновые культуры. И сеют ее буквально повсюду. Но вот цвет зерен ее различен. В Эфиопии она растет с фиолетовыми зернами. Есть с зеленоватыми зернами и с красноватыми. Зерно же нашей русской: - золотистого оттенка.

Она бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной. Озимую - осенью.

Ботаники насчитывают 22 вида этого растения.

Наиболее древний вид этого растения - неприхотливая полба. Та самая, которой поп кормил Балду в сказке А.С.Пушкина. Сейчас мы эту кашу называем:

Внимание, вопрос: Как называется это растение?

П

Ш

Е

Н

И

Ц

А

<Приложение 1> ( слайд 9)

Учитель: Из зерен пшеницы варят вкусную, сытную, питательную и полезную пшеничную кашу.

Учитель: У нас есть победители первых трех туров, три лучших знатока каши. Они сейчас сразятся между собой. Кто же будет победителем игры? Сейчас узнаем!

IV тур

Учитель: Слушайте задание четвертого тура.

Родиной этого растения является Америка, где ее возделывают около 5 тыс. лет. Спутники Христофора Колумба с удивлением смотрели на необычное растение, которое местное население называло маис.

В России это растение стали сеять по указу императора Николая 1. Но прижилось оно только на Кубани, да и там лишь на небольших площадях.

Из зерен этого растения делают крупу, муку, крахмал.

Внимание, вопрос: Как называется это растение?

К

У

К

У

Р

У

З

А

<Приложение 1> ( слайд 10)

Учитель: Из кукурузной крупы варят вкусную питательную кашу.

Супер игра.

Задание: При переходе через Альпы к полководцу пришел повар и пожаловался: "Гороха мало, на кашу не хватит, перловка тоже на исходе, да и пшена не густо. Как накормить солдат?" Полководец моментально решил эту задачу: "Сыпь все в один котел!"

С тех пор такую кашу называют в честь его фамилии.

Внимание, вопрос: назовите фамилию известного полководца.

С

У

В

О

Р

О

В

<Приложение 1> ( слайд 11)

Учитель: Каша названная в честь полководца так и называется - суворовская каша.

Итог игры: Вот мы выявили знатока и любителя каши. Спасибо за интересную игру. Хочу пожелать вам здоровья. А чтобы вырасти крепким и здоровым, ешьте разнообразную кашу. И помните народную мудрость - вся сила в каше.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Энциклопедия русской кухни. Из глубины веков. С.-Пт. Диамант. 2002г.

  2. Г.Г. Дубцов "Технология приготовления пищи" М. АСАДЕМА 2002г.

  3. Что такое? Кто такой? М. "Педагогика - Пресс" 1999г. том.3

  4. Что такое? Кто такой? М. "Педагогика - пресс" 1999г том.2

  5. Что такое? Кто такой? М. "Педагогика - пресс" 1999г том.1

  6. Энциклопедия для детей. Аванта. Биология. Том.2. М. Аванта 2002г.

Приложение.