Разработка интегрированного урока (ОБЖ + информатика) по теме "Пожары и условия их возникновения"

Разделы: Информатика, ОБЖ


Цель: создание условий для формирования представления о пожаре и его составляющих.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать у обучающихся представления о пожаре и навыков работы с текстовым редактором;
  • Развивающая: научить определять и объяснять понятия, анализировать, осуществлять поиск необходимой информации с использованием ИКТ;
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственность.

Тип урока: интегрированный ОБЖ + информатика

Основные методические приемы: беседа с элементами рассказа, презентация, контроль с использованием ИКТ.

Оборудование: учебник, проектор, компьютерный класс.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изложение нового материала.
  3. Практическая работа
  4. Контроль изученного материала.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, определение присутствующих.

2. Изложение нового материала

Учитель ОБЖ: Наиболее часто пожары возникают на пожароопасных объектах, к которым относятся объекты, где производятся, хранятся или транспортируются продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию.

К пожароопасным объектам относятся объекты нефтяной, газовой, химической, лесной, деревообрабатывающей, хлебопродуктовой промышленности.

(Для объяснения материала используется презентация. Приложение 1, слайд 1.)

– Тема нашего урока – “Пожары”.

(Приложение 1, слайд 2). Предлагается записать в тетрадь:

– Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Вопрос учителя ОБЖ обучающимся:

Как вы думаете, что необходимо для возникновения горения?

(Приложение 1, слайд 3.)

Для возникновения горения необходимы определенные условия, а именно – совмещение в одном месте в одно время трех основных составляющих:

  • горючего вещества в виде горючих материалов (дерева, бумаги, бензина, керосина, природного газа).
  • окислителя, в качестве которого при горении веществ чаще всего выступает кислород воздуха (02). Кроме кислорода окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул (селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота), а также отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор).
  • источника воспламенения, постоянно и в достаточном количестве поступающего в зону горения (искры или пламени спички, костра, горелки, непогашенного окурка).

Учитель ОБЖ: Обычно возникновения пожара появляется из-за нарушения правил пожарной безопасности и противопожарного режима и небрежного обращения с огнем и др.

Задание обучающимся:

Составьте в виде схемы условия возникновения пожара.

Учитель ОБЖ: Отсутствие одного из перечисленных элементов делает невозможным возникновение пожара или приводит к прекращению горения и ликвидации пожара.

Давайте сравним вашу схему с правильной схемой условий возникновения пожара.

(Приложение 1, слайд 4.)

Важной характеристикой, определяющей вероятность возникновения пожара и складывающуюся при пожаре обстановку (интенсивность процесса горения, скорость распространения огня и др.), является огнестойкость зданий и сооружений. В свою очередь, степень огнестойкости зданий и сооружений определяется минимальными пределами огнестойкости строительных конструкций и возгораемостью материалов, из которых состоят эти конструкции.

(Приложение 1, слайд 5.)

Вопрос обучающимся:

Как вы думаете, на какие группы делятся строительные материалы по степени возгораемости?

(Предполагаемый ответ.) Все строительные материалы и конструкции по данному признаку можно разделить на три группы возгораемости: горючие, трудногорючие и негорючие.

(Приложение 1, слайд 6.) Группы возгораемости материалов

Горючие – строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют и продолжают тлеть после удаления огня (древесина, целлюлоза, пластмасса, битум).

Трудногорючие – строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют или обугливаются, а после удаления огня горение и тление прекращаются (древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты).

Негорючие – строительные материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются (кирпич, бетон, металл, гипс, гранит, мрамор).

3. Практическая работа на компьютере

(Приложение 1, слайд 7). Таблица.

Строительные материалы: древесно-волокнистые плиты, битум, мрамор, пластмасса, металл, древесина, кирпич, древесно-стружечные плиты, бетон, целлюлоза, рубероид, гипс.

Распределение строительных материалов по группам возгораемости

Горючие Трудногорючие Негорючие
     

Учитель информатики:

Задание: в представленном документе текстового редактора Word заполните таблицу, распределив строительные материалы по группам возгораемости.

(Приложение 1, слайд 8).заполненная таблица

Учитель ОБЖ: Сравните вашу таблицу с правильной.

Контроль изученного материала.

(Контроль проводится с использованием Приложения 2.)

Учитель информатики: Предлагается выполнить тест по изученному материалу.

  1. Тест находиться: С:\Тесты\Тесты ОБЖ\ Пожары 8 класс.
  2. Выполнить тест и результат показать учителю.

5. Подведение итогов урока

Вопросы учителя ОБЖ обучающимся:

  1. Как вы думаете, почему пожар – это опасность?
  2. Какие выводы вы извлекли из урока?

Сообщение оценок за урок:

  • учитель ОБЖ (оценка формируется на основании 2 заданий – таблица и тест);
  • учитель информатики (оценка за работу с текстовым редактором и с тестовой оболочкой).