Интегрированный урок-проект "В гостях у сказки" (по произведению Е.Чарушина "Теремок")

Разделы: Начальная школа


Учебные предметы:

  • Литературное чтение
  • Биология
  • Окружающий мир
  • История
  • Развитие речи

Цели:

  1. Формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение защищать свою работу в ходе отчетных материалов.
  2. Развивать творческое мышление, воображение.
  3. Вести работу по формированию навыка выразительного чтения.
  4. Развивать связную речь учащихся. Обогащать их словарный запас.
  5. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
  6. Воспитывать интерес к чтению.

Отчетные материалы:

  • Накопительные папки групп;
  • Газета “Теремок”;
  • Декорации к кукольному спектаклю “Теремок”;
  • Пословицы о дружбе;
  • Выставка рисунков “Моя любимая сказка”;
  • Выставка книг о театре кукол.

Группа 1

Задания:

  1. Найти определение: театр кукол, декорации;
  2. Инсценировать эпизод сказки “Теремок”.

Группа 2

Задания:

  1. Подготовить сообщение на тему “Растения поля”;
  2. Найти научный материал о мышке, зайце, лягушке, лисице.

Группа 3

Задания:

  1. Найти определение понятия “сказка”;
  2. Подготовить сообщение на тему “Виды сказок”;
  3. Найти в библиотеке книги со сказками “Теремок”.

Группа 4

Задания:

  1. Найти пословицы о дружбе;
  2. Оформить газету “Теремок”.

Ход урока

1. Введение в тему урока. Актуализация знаний

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве, за семью лесами, за семью горами стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. Это еще не сказка, а присказка. Сказка будет впереди. Эти строчки переносят нас в удивительный, загадочный, волшебный, неповторимый мир сказок.

Ребята, а кто из вас любит сказки? Я вижу, вы принесли на урок книжки с любимыми сказками, нарисовали рисунки. Почему вам нравятся сказки?

Ученик 1-го класса: Там происходят разные чудеса и превращения.

Ученик 1-го класса: А еще в сказках животные могут разговаривать.

Ученик 1-го класса: В сказках много необыкновенных загадочных существ: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный.

Учитель: А что же такое сказка?

Ученик 4-го класса: Мы провели исследование на тему “Сказки” и выяснили, что такое сказка, узнали о видах сказок.

Ученик 4-го класса: Сказка – это повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.

Ученик 4-го класса: Поговорив с учителем русского языка и литературы, составили таблицу “Виды сказок”:

– Волшебные.

– Бытовые.

– О животных.

Учитель: Сказки удивительны тем, что там происходят чудеса. И у нас в классе сейчас на уроке чтения произойдет чудо. Мы окажемся “В гостях у сказки” (это и тема нашего урока).

Закройте глазки. Я дотронусь до вас “волшебной” палочкой.

(Дети 1-го класса закрывают глаза. Звучит песня “Маленькая страна”. Ученики 4-го класса выходят за дверь. Открывают глаза – учащиеся 4-го класса инсценируют эпизод сказки Е. Чаршина “Теремок”.)

Учитель: В гостях у какой сказки мы оказались?

Ученик 1-го класса: Это сказка Чарушина “Теремок”.

Учитель: Значит, сегодня на уроке, оказавшись в гостях у сказки “Теремок”, продолжим над ней работу. А к какому виду сказок она относится?

Ученик 1-го класса: Это сказка о животных.

Учитель: А что больше всего понравилось учащимся 1 класса, когда они смотрели выступление своих товарищей?

Ученик 1-го класса: Ребята очень хорошо исполняли свои роли.

Учитель: Действительно, более яркой и интересной эту сказку сделала выразительная речь учащихся 4 класса. Красивую речь всегда приятно слушать. Владея навыком выразительного чтения, человек, с помощью голоса, может передать характер, настроение человека, повадки животных и т.д..

А кто из учащихся 1-го класса хочет уметь читать выразительно? Помогут вам в этом учащиеся 4-го класса.

Итак, самая главная задача нашего урока чтения: “Обучение выразительному чтению”. И помогут нам в этом не только ученики 4 класса, но и “Помощники выразительного чтения”. (Опорная таблица на доске.)

Громкость речи: тихо, средне, громко.

Темп речи: медленно, средне, быстро.

Паузы в конце предложения, после знаков препинания: (,), (-), (:).

Интонация: повествовательная (.)

Вопросительная (?)

Восклицательная (!)

2. Работа по теме урока

Учитель: Итак, мы можем приступить к работе. Эта работа проводится в парах. Учащиеся 1-го класса читают “эхом” за учащимися 4-го класса. Попрошу учащихся 4-го класса оценить работу первоклассников сигнальными карточками:

Великолепно –

Отлично –

Хорошо –

Учитель: Молодцы! Ребята, мы прочитали только часть сказки, но назовите всех героев этой сказки.

Ученик 1-го класса: Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь.

Ученик 1-го класса: Галя и Юля нашли для нас в библиотеке книжки со сказкой “Теремок” (обратите внимание на выставку книг). Прочитав их, мы узнали, что героями сказки “Теремок” были: заяц, волк, медведь, лягушка, петух, лиса, мышка, комар.

Ученик 4-го класса: А мы нарисовали газету “Теремок”, в которой рассказали обо всех обитателях теремка. Разместили в ней рисунки 1 класса и пословицы о дружбе.

Динамическая пауза:

Учитель: Сейчас я взмахну волшебной палочкой и вы превратитесь в … А вот в кого вы превратитесь, будет отгадывать ученик 4 класса.

Учитель показывает классу мягкую игрушку (лиса, лягушка, заяц, мышка), а учащиеся мимикой и жестами изображают животных. Ученик 4 класса отгадывает.

Учитель: Пока мы с вами играли, у меня на столе появился странный ключик. Как вы думаете, кто его принес?

Ученик: Его, наверное, принес Буратино.

Учитель: Куда попали Буратино и его друзья с помощью этого ключика?

Ученик: В кукольный театр.

Учитель: Интересно, где окажемся мы, открыв этот замок.

(На доске висит замок. Доска открывается и появляется надпись “ТЕАТР КУКОЛ”.)

– Удивительно, мы с вами тоже попали в театр кукол!

Ученик 4-го класса: Театр кукол – это театр, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. Актеры скрыты от зрителей ширмой. Используются марионетки, перчаточные, тростевые куклы.

Учитель: Сами по себе куклы не умеют говорить и двигаться. Им помогают люди-актеры. Актерами у нас в спектакле “Теремок” будут учащиеся 1-го класса. Поможем им выбрать ту роль, которую они будут исполнять.

Ученик 4-го класса: С текстом сказки вы уже знакомы. Хотелось, чтобы актеры более подробно познакомились с героями сказки.

Ученик 4-го класса: Мыши – семейство грызунов. Длина тела от 5 до 48 см. Около 430 видов. Живут три года.

Учитель: Кто из учащихся 1-го класса хочет исполнить роль мышки?

(К доске выходит учащийся 1-го класса. Ему вручается тростевая кукла – мышка.)

Ученик 4-го класса: Лягушки – бесхвостые земноводные. Длинна тела от 3 до 32 см. 550 видов. Самка откладывает от 500 до 1000 яиц, из которых выходят личинки-головастики. Зимуют в лесной подстилке, пнях, норах или на дне водоемов. Живут 4–5 лет. Питаются насекомыми.

Учитель: Кто из учащихся 1-го класса хочет исполнить роль лягушки?

(К доске выходит учащийся 1-го класса, ему вручается тростевая кукла-лягушка.)

Ученик 4-го класса: Заяц – зверек отряда грызунов, в переводе “прыгун”. Длина тела – 45 см. Задние конечности длиннее передних. Передвигается прыжками со скоростью 70 км/ч. Живут 8–10 лет.

Учитель: Кто хочет исполнить роль зайца?

(К доске выходит учащийся 1-го класса, ему вручается тростевая кукла-заяц.)

Ученик 4-го класса: Лисица – хищный зверь. Длина тела 40–90 см. Окраска тела от рыжей до бурой. Обитают в Евразии, Африке, Австралии. Живут до 20 лет.

Учитель: Кто хочет исполнить роль лисы?

(К доске выходит учащийся 1-го класса, ему вручается тростевая кукла-лиса.)

Учитель: А еще нам нужен актер, читающий слова автора. Это важное дело мы поручим ученику 1-го класса…

Учитель: Актеры в своей игре должны передавать движение, голос, характер героев. Проверим, насколько хорошо знаете их.

На доске появляется табличка со словами:

Маленькая Хитрая Маленькая Трусливый
Серая Быстрая Зеленая Быстрый
Шустрая Рыжая Пучеглазая Длинноухий
Быстрая Длиннохвостая ревучая  

Учитель: Прочитайте слова, записанные в первой колонке. О каком животном идет речь?

Ученик: Это мышка!

Учитель: Каким голосом нужно читать слова мышки?

Ученик 1-го класса: Тихим, тоненьким, так как мышка маленькая.

Учитель: Прочитайте слова, записанные во второй колонке. О каком животном идет речь?

Ученик: Это лиса!

Учитель: Как мы читаем слова лисички?

Ученик 1-го класса: Говорит медленно, хитрым голоском.

Учитель: Прочитайте слова, записанные в третьей колонке. О каком животном идет речь?

Ученик: Это лягушка!

Учитель: Как прочитаем слова лягушки?

Ученик 1-го класса: Говорит медленно, скучно, растягивает слова.

Учитель: Прочитайте слова, записанные в четвертой колонке. О каком животном идет речь?

Ученик: Это зайчик!

Учитель: А как нужно читать слова зайчика?

Ученик 1-го класса: Зайчик-трусишка, он всегда говорит плачущим голосом.

Учитель: Теперь можно приступить к репетиции. Но сначала – речевая разминка, которая поможет вам научиться более четко произносить звуки и слова.

Речевая разминка

(Разминку проводит ученик 4-го класса.)

А) речевая гимнастика
Б) чистоговорка
В) скороговорка

Учитель: Репетиция началась. Ученики первого класса должны разучить свою роль. Вам помогут ученики 4 класса. (работа в парах)

Учитель: Теперь позаботимся о декорациях.

Ученик 4-го класса: Декорации – оформление сцены, отражающее место, на котором происходят события.

Учитель: Что изобразим на декорациях?

Ученик 1-го класса: Стоит в поле теремок. Значит, изобразим поле и теремок.

Ученик 4-го класса: На занятиях по окружающему миру узнали, что поле-это безлесное равнинное пространство (учащиеся прикалывают к ширме ромашки, васильки)

Ученик 4-го класса: Терем – в переводе с греческого, “жилище”. В Древней Руси – верхняя жилая часть богатых хором. (на ширме появляется изображение терема.

Учитель: Прошу актеров занять места на сцене. Спектакль начинается!

(Учащиеся 1-го класса разыгрывают сценку из сказки Е. ЧАрушина “Теремок”.)

3. Итог урока

Учитель: Ребята, а о чем эта сказка?

Ученик: О дружбе.

Учитель: Какие еще сказки о дружбе вы знаете?

Ученик: “Зимовье зверей”, “Бременские музыканты”, “Рукавичка”.

Учитель: А кого из вас много друзей? “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”. Но важно не сколько у тебя друзей, а умеешь ли ты дружить. В дружбе важны такие качества: терпимость, умение прощать, милосердие, щедрость, доброта. В одной из пословиц говорится: “Трудно друга найти, да легко потерять”. Думаю, что сегодня именно тот день, когда вы нашли много друзей. И игра, в которую мы поиграем, так и называется “Найти друга”. У каждого из вас половинка пословицы о дружбе:

Друг в нужде – истинный друг.
Верному другу – цены нет.
Не мил свет – когда друга нет.
Легче друга потерять, чем найти.
Верный друг – лучше 100 слуг.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Для друга ничего не жаль.

(Каждый ученик находит половинку от своей пословицы; выполнив задание, ученики парами выходят к доске.)

Учитель: Ребята, а цель нашего урока выполнена?

Ученик 4-го класса: Да! Ученики первого класса научились выразительно читать произведение Е. Чарушина “Теремок”

Учитель: А что помогло ученикам первого класса сделать первые успешные шаги в овладении навыком выразительного чтения?

Ученики (хором): ДРУЖБА!

Ученики исполняют песню “Дружба”.

10.06.2009