Формирование художественно-творческих способностей во внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа


В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
(Уильям Блейк)

Приложение 1, Приложение 2

Сотни и тысячи людей проходят мимо разных интересных явлений и остаются равнодушными к ним. Они просто их не замечают. Видеть необычное в обычных вещах легко могут лишь дети. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в “белоснежных лошадок”, а небо помещается в бутоне цветка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок начинает фантазировать: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику.

Вспомните, какое значение придает ребенок своим “драгоценностям” (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это “ненужные вещи и предметы”, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти “необычные материалы” не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в творческой деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – предмет гордости, удивления, радость открытия, вызывающая большое количество положительных эмоций.

Все мы знаем, как важно, чтобы на внеклассных занятиях детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, глаза горели восторгом. Чаще всего это увидишь тогда, когда ребёнок чувствует себя свободным в праве выбора, тогда, когда он из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, создавать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.

Воспитание творчеством – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности ребенка необходимы для успешного его развития. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества. Научить детей быть наблюдательными – значит сделать их представления об окружающем мире ясными, более полными.

Одним из направлений моих занятий является работа с природным материалом, а именно флористика. Работая в этом направлении, понимаешь, что возможности для творчества безграничны. Мы создаем букеты из засушенных растений, композиции из трав и цветов, из соломки, коллажи из листьев. Создание произведений из засушенных растений (другими словами фитодизайн) – является одним из путей развития у младших школьников креативности. После экскурсий в природу дети с гордостью приносят в класс собранные ими “сокровища”. Фитодизайн учит школьников находить в лесу, поле, на лугу нечто красивое и необычное. Включение данного вида деятельности во внеклассную работу тесно связано с пониманием того, что творческий процесс немыслим без общения с природой, а два этих компонента дают много положительных эмоций.

Обучение детей искусству фитодизайна осуществляется в разных видах и формах работы. Это могут быть:
  1. Экскурсии на природу.
  2. Занятия, на которых проводятся беседы о многообразии растительного мира; чтение рассказов, мифов, стихотворений о цветах и растениях; составление сценариев праздников цветов; составление альбомов с иллюстрациями цветов; изготовление картин, гербария из засушенных растений; декорирование одежды и украшение волос растениями; экологические тренинги, дидактические и развивающие игры.
  3. Домашние задания по сочинению сказок, стихов, рассказов о растениях, подготовке сообщений совместно с родителями.
  4. Организация выставок детских работ, праздника цветов.
  5. Посадка растений в классе и на участке.

Т.е., работая в этом направлении, ребенок развивается разносторонне:

  • развивается мышление, воображение, любовь к красоте, чувство пропорции, гармонии цвета, композиции и ритма, уверенность в своих силах, настойчивость, интерес к искусству.
  • Формируются технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе и нестандартным, развивается мелкая моторика рук. Дети приобретают самостоятельность, внимательно рассматривая, наблюдая, делая выводы, анализируя.
  • А главное, что от проделанной работы они получают удовлетворение и оценивают себя, как успешную личность.

И все это происходит непроизвольно, ребенка не принуждают, он сам хочет творить, действовать, создавать. Вот тут то и появляется положительная мотивация к познанию. Ребенок чувствует себя творцом.

Для полноценного эмоционального, эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.

Для развития всех этих навыков использую различные графические техники.

Занятия изобразительным искусством, которые я провожу, формируют и развивают детей разносторонне, влияют на их духовный мир в целом. Искусство развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, пробуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

* Включаю в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, развитию творческих способностей.

* Приоритетное внимание уделяю рисованию. В современной медицине все большее распространение получает термин “изотерапия”. Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново проживает и “выплёскивает” отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства, он может и откорректировать своё отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции. Помочь человеку освободиться от гнетущих мыслей, “снять стрессовое состояние”, под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку, – вот в чём заключается особенность занятий живописью.

Для успешных занятий изобразительной деятельностью ребенку понадобятся некоторые навыки: точное движение руки; точное смешение красок (сенсорное воспитание); точное внимание (схватывание глазом).

* В кабинете создаю художественную эстетическую среду. Он условно разделён на 4 части. Каждый уголок кабинета выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Придя на занятия в кабинет, ребёнок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощённо. Для детей это пространство является не просто игровым – они воспринимают его как отдельный мир.

Выставочный зал – центральная часть кабинета, достаточно просторная и светлая. В оформлении этой части, используются репродукции картин профессиональных художников, детские работы, вставленные в рамы. В этом оформлении активное участие принимают дети. Систематически с детьми организовываем выставки.

В кабине вместе с детьми мы создали уголок под названием “Зеленый остров”, где находятся комнатные растения и имеется подробное описание этих растений.

В нашем кабинете находится Аква-уголок, где есть аквариум, полезные рекомендации об уходе за обитателями аквариума. Дети с большим интересом наблюдают за рыбками, ухаживают за ними.

Музыкальная гостиная предполагает наличие музыкальных инструментов (фортепиано), а также звуковой техники, после выполнения уроков мы выполняем короткие пластические зарисовки.

  • Исключаю из занятий формализм, шаблоны.
  • Формирую у детей способность к умению видеть альтернативные решения.
  • Создаю творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии, формирую такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей, т.к. каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности
Демонстрирую доверие к ребенку, исключаю излишнюю опеку. Все это способствует максимальной активизации деятельности ребёнка, заставляя его использовать свой опыт, умения и навыки.

Осуществляя руководство художественной деятельностью, необходимо помнить о её специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что–то узнают, это художественно – творческая деятельность, требующая от ребенка положительно эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен!

 Чем активнее ребенок участвует во внеклассной творческой работе, тем более успешным он себя ощущает в учебной деятельности, т.к. именно через творчество формируется положительная мотивация к познанию.

Обобщая все вышесказанное, могу отметить, что постоянное соприкосновение с искусством способствует эмоциональному развитию учащихся; развитию художественного вкуса; включению учащихся в творческую деятельность, результат которой – рисунки, аппликации, и т.д.; изменению уровня интеллектуальной деятельности; формирование высокой мотивации к обучению.

Создавая установку на УСПЕХ, вы делаете огромный шаг к успеху!

9.06.2009

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306