Урок по математике "Деление многозначного числа на однозначное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Отрабатывать умение выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик.
  • Повторить решение составных задач на нахождение величин по их сумме и разности.
  • Формировать вычислительные навыки, способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышления.
  • Воспитывать интерес к математике.

ХОД УРОКА

Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок!

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания

– Вы дома расшифровывали названия сказки. Что у вас получилось? («По щучьему веленью»).
– Как звали главного персонажа сказки? (Емеля)
(На доску вывешивается рисунок Емели).
– О чем мечтал Емеля и какие его мечты претворились в жизнь сегодня? (Емеля мечтал, что ведра с водой пойдут сами в дом, а теперь есть водопровод.  Сани без коня дрова из леса везли — теперь их возят на машинах, на свидание к царской дочке ездил на русской печке, а сейчас бы поехал на мотоцикле или автомобиле.)
– А если бы Емеля учился в школе, выполняя математические операции с многозначными числами, о чем бы он мог мечтать? (Чтобы они сами складывались, вычитались, умножались и делились.)
– А при помощи чего в наши дни можно быстро считать? (С помощью калькуляторов и компьютеров).
– А если нет под рукой калькулятора и компьютера? Чего мы должны придерживаться, чему мы должны следовать при делении, например, многозначного числа на однозначное? (Алгоритма письменного деления).

Итак, цельюнашего урока является отработка умения выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик, так же мы будем решать задачи и уравнения с многозначными числами.

Открываем тетради, записываем дату, «классная работа».
Учитель зачитывает письмо от Емели.
«Дорогие ребята! Прошу вас мне помочь! Многоуважаемая щука из моей сказки рассердилась на мою лень. Она убрала все краски и теперь я и другие герои стали черно-белыми! Щука повелела мне выполнить задания и только тогда она снимет свое заклинание! Без вас мне не справиться, помогите, пожалуйста! С уважением, ваш хороший знакомый Емеля».

II. Актуализация опорных знаний

– Емеле известно, что вы умеете совершать математические операции: умножение, деление, вычитание и сложение с многозначными числами. Слушаем задание, устно вычисляем, записываем ответ в строчку через запятую. (Два человека идут к доске). Итак, начинаем арифметический диктант от Емели.

  • 400 увеличить в четыре раза.
  • Найти произведение чисел 376 и 10.
  • К произведению чисел 47 и  0, прибавить произведение чисел 89 и 1.
  • Произведение чисел 825 и 0, увеличить на единицу.
  • Первый множитель 420, второй 100. Найдите произведение.
  • Найти частное чисел 8600 и 100.
  • Делимое 89000. Делитель 1000. Чему равно частное.

Оцениваются два ученика, работающие у доски.
(Меняется картинка с Емелей, она постепенно приобретает краски).

– Большинство из вас справились с заданием и портрет Емели изменился, продолжаем работать?

III. Постановка темы урока

Раскрывается доска.
– Итак, работаем по теме урока. «Деление многозначного числа на однозначное».
(С подробным комментарием один ученик решает у доски один пример, затем еще три человека, работа у доски оценивается сразу).

IV. Повторение алгоритма

925|4         684|4              568|4            336|2

– Молодцы! Чтобы Емеля не заскучал, давайте поиграем!

V. Физкультурная пауза

(Выполняется пальчиковая гимнастка «Снежок», дети проговаривают слова и повторяют ранее разученные движения).

Ребята, Емеля предлагает выйти с ним на улицу и поиграть в снежки.

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком и станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла, два глаза, нос, метла.
На солнце припечет слегка, увы, и нет снеговика!
– Меняется портрет Емели, насыщается красками!

VI. Повторение ранее изученного

– Теперь Емеля предлагает разгадать шараду:

Предлог стоит в моем начале,
В конце же загородный дом,
А целое мы все решали
И у доски и за столом.

– Правильно, задача, записываем в тетрадь. 

На доске схема задачи:

Текст задачи:
В двух киосках 248 книг, в первом киоске книг на 8 больше, чем во втором. Сколько книг в каждом киоске? Решить двумя способами.
– Как называется тип данной составной задачи? (Составная задача на нахождение величин по их сумме и разности).

I способ.

  1. 248 + 8 = 256(к) – удвоенное число книг в 1 киоске.
  2. 256 : 2 = 128(к) – число книг в первом киоске.
  3. 128 – 8 = 120(к) – число книг во втором киоске.

II способ.

  1. 248 – 8 = 240(к) – удвоенное число книг во втором киоске.
  2. 240 : 2 = 120(к) – число книг во втором киоске.
  3. 120 + 8 = 128(к) – число книг в первом киоске.

Ответ: в первом киоске 128 книг, а во втором 120 книг.

Оцениваются ответы детей (за решение первого варианта и за решение второго).

– Вновь изменяется портрет, значит мы на правильном пути!

– На уроке мы сегодня арифметический диктант решали с многозначными числами и задачу с многозначными числами и теперь Емеля просит нас выполнить задание 5 на странице 20 учебника, там тоже многозначные числа в уравнениях. Назовите компонент уравнений и то, как мы будем их искать.
(По времени: решают все три уравнения или по колонкам для каждой по одному уравнению). Взаимопроверка, выборочно оцениваются ответы.

X + 5591 = 7030     8005 – X = 6997      X – 36083 = 568

– Посмотрите, Емеля стал настоящим сказочным героем! Портрет засиял новыми замечательными красками, чары рассеялись, значит щука больше не сердится! Молодцы, вы и другу помогли и сами поупражнялись в решении различных заданий!

VII. Подведение итогов урока

  • Какова тема нашего урока?
  • Какие задания вам наиболее понравились?
  • Какие из них были выполнены быстро?
  • На следующем уроке нас ждет самостоятельная работа по теме «Деление многозначного числа на однозначное». По ее итогам будет видно, что вы хорошо усвоили, а над чем предстоит работать.

– А пока мы с вами трудились произошло волшебство! Довольная Щука прислала вам сладкие призы, посмотрите, какие замечательные леденцы золотые рыбки, их для вас наловил Емеля в сказочной речке с разрешения Щуки!

5.08.2009