Географический марафон по теме "Гидросфера". 6-й класс

Разделы: География


Тип урока: итоговый урок.

Образовательные задачи:

  1. Обобщить знания о водах Земли;
  2. Закреплять умения работать с картой и атласом;
  3. Выявить качество знаний учащихся по изученной теме.

Воспитательные задачи: формировать научное мировоззрение, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес.

Оборудование: карта, атласы, задания по этапам, «Лист ответов» для жюри, тестовые задания для учащихся.

Ход урока

Эпиграф к уроку: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!.. Нельзя сказать, что ты необходимо для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.

1. Орг. момент

Изучив тему «Гидросфера», мы многое узнали о воде, ее свойствах, об объектах гидросферы. На сегодняшнем уроке мы обобщим изученное, проверим насколько хорошо вы усвоили материал. Правила игры вам известны и мы можем начинать…

Класс делится на 5 команд. Команда выбирает капитана, название, связанное с темой урока. Каждая команда должна пройти пять этапов. По сигналу учителя команды начинают выполнять задания.

Расстановка мебели в кабинете

2. Прохождение этапов марафона

1 этап: Дополни схему 1 «Круговорот воды в природе.»

Дополни схему 2.

2 этап: Расшифруй контурную карту.

На контурной карте расставлены цифры.
Подсказки.

  1. Самый большой океан
  2. Самое соленое море
  3. Самый большой остров
  4. Самая длинная река
  5. Пролив, названный в честь человека, совершившего первое кругосветное путешествие.
  6. Самое глубокое озеро
  7. Самое большое по площади озеро
  8. Самый высокий водопад Земли
  9. Японское море

3 этап: Игра «Трио».

Собери слова по темам:

Русло, снеговая линия, Енисей, сточное, паводок, морена, водораздел, котловина, дождевое питание, Антарктида, паводок, мертвое, тектонические, мертвое, покровные.

4 этап: Отгадай загадки.

1. Я реке и друг и брат,
Для людей трудится рад.
Я машинами построен, сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу (Канал)

2. Сколько граммов соли можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18 ‰?

3. Определи, какие объекты гидросферы загаданы:
А) 28º с.ш., 137º в.д. (озеро Эйр)
Б) 2º ю.ш., 52º з.д. (устье Амазонки)

5 этап: Разгадай кроссворд

  1. Непрерывное движение воды в природе.
  2. Группа островов.
  3. Выход на поверхность подземных вод.
  4. Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами.
  5. Падение реки с уступа.
  6. Плавающая ледяная гора.
  7. Самое мощное теплое течение на Земле.
  8. Скопление воды в природном углублении на суше.
  9. Единица измерения солености.
  10. Волны, распространяющиеся со скоростью 700-800 км/ч.

По вертикали должно получиться слово «Гидросфера»

3. Итоговый контроль

После прохождения всех этапов, пока жюри подводит итоги, учащиеся выполняют тестовое задание на индивидуальных карточках.

Вариант 1

  1. Водную оболочку Земли образуют:
    А) мировой океан и воды в ледниках
    Б) пресные подземные и поверхностные воды
    В) воды океана, суши и атмосферы
  2. Соленость воды в океане зависит от:
    А) испарения и поступления пресной воды
    Б) возможности легко растворять соли
    В) скорости перемешивания вод.
  3. Подземные воды, содержащие большое количество растворенных веществ
    А) межпластовые
    Б) грунтовые
    В) минеральные
  4. Река - это
    А) скопление воды в природном углублении на суше
    Б) участок земной поверхности сильно переувлажненный и поросший влаголюбивой растительностью
    В) поток воды, текущий в выработанном им углублении.
  5. Активное изучение океана началось в 40-е годы с изобретением
    А) батискафа
    Б) водолазного костюма
    В) акваланга
  6. Горные ледники отсутствуют только в
    А) Африке
    Б) Австралии
    В) Южной Америке
  7. Как называют искусственные водоемы, созданные в долинах рек с целью снабжения населения водой?
    А) пруды
    Б) каналы
    В) водохранилища

4. Подведение итогов

Значение гидросферы в жизни человека огромно. Воде нет замены. Люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять и не расходовать попусту. Вода – самый ценный минерал на нашей планете.

5. Награждение победителей

22.05.2009