Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения

Разделы: Начальная школа


Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

На протяжении более девяти лет в условиях КГСОУ ЖСКШИ VIII вида оказывается помощь данной категории детей.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях СКШ VIII вида, класса социальной адаптации является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Задачи логопедического сопровождения умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
  • учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
  • развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
  • обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
  • учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
  • учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
  • учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
  • называть простейшие действия с предметами;
  • учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
  • сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
  • учить внятно выражать свои просьбы и желания;
  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
  • учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
  • упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие ручной моторики.
  5. Развитие речевой моторики.
  6. Развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Развитие активной речи.

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие ручной моторики.
  4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
  5. Развитие элементарных произносительных навыков.
  6. Развитие понимания обращённой речи.
  7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
  8. Развитие активной речи.
  9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных папок для занятий в школе и дома с разработанными подробными конспектами занятий. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.

Планирование логопедических занятий, 1 класс социальной адаптации

Таблица