Занятия с обучающимися 3-х классов по развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления

Разделы: Школьная психологическая служба


Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правил на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач и т.д. Поэтому педагогу-психологу так важно проводить работу по развитию мыслительных операций у детей. Предлагаю Вашему вниманию одно из занятий, проведенное в 3 классе МОУ ЦЛПДО, с обучающимися, испытывающими школьные трудности. В ходе занятия происходит развитие мыслительных способностей у детей. Школьники приобретают умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, устанавливать логические связи и отношения между понятиями и т.д.

Цель занятия - развитие мышления у обучающихся: наглядно-образного, словесно-логического (устанавливать логические связи и отношения между понятиями, обобщать, систематизировать, классифицировать, абстрагировать, выделять существенные признаки, сравнивать).

Ход занятия

1. Вступительное слово психолога

Ребята, вам, наверное, не раз приходилось слышать, как вам говорят: «Подумай», «Думай лучше», «Учись мыслить самостоятельно». А если у тебя что-то не получается, то тебя спрашивают: «Чем ты думаешь?». Конечно, ты отвечаешь – «Головой». И это правильно. В голове расположен мозг, точнее – головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невозможно. Человеческий мозг устроен очень сложно. По своим возможностям он во много раз превосходит самый мощный компьютер. Но даже взрослый на протяжении всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен мозг, много остается в резерве. Поэтому, чем больше ты даешь пищи своему мозгу, тем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.

Сегодня на занятии мы с вами будем учиться думать. А помогут нам в этом специально подобранные задания.

2. Разминка

Игра «Хлопки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, снятия возбуждения и импульсивности.

Дети встают в круг. Выбирают одного водящего, который встает в начале круга, т.е. в начале движения часовой стрелки. Затем водящий делает хлопок в ладоши, стоящий следующий около него ребенок повторяет хлопок, следующие дети по очереди тоже хлопают по одному разу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и после того, как он хлопнет в ладоши, с этого места распространение хлопков по кругу начинается. Место постоянно определяет ведущий.

3. Основное содержание занятия

Задание 1.

Цель: научить устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – сверху «Лошадь», снизу – «Жеребенок». Какая между ними связь?   …Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – «Корова», а снизу - четыре слова на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относиться к слову «Корова» как «Жеребенок» к «Лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово «Теленок». Значит нужно установить, как связаны слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».

Образец:

Лошадь

Корова

Жеребенок

Пастбище, рога, молоко, теленок

Собака

Щука

Шерсть

Река, Рыба, удочка, чешуя

Задания для самостоятельной работы обучающихся:

Задание 1

Тонкий

Безобразный

Толстый

Красивый, жирный, грязный, веселый

2.

Свинец

Пух

Тяжелый

Перина, перья, легкий, куриный

3.

Ложка

Вилка

Каша

Нож, тарелка, мясо, посуда

4.

Коньки

Лодка

Зима

Каток, весло, лето, река

5.

Школа

Больница

Обучение

Доктор, учреждение, лечение, больной

6.

Паровоз

Конь

Вагоны

Поезд, овес, телега, конюшня

7.

Песня

Картина

Глухой

Художник, слепой, рисунок, больной

8.

Дом

Хлеб

Строитель

Мука, зерно, пекарь, масло

Задание 2

Цель: развитие образного мышления.

1. Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру.


Рисунок 1

Инструкция: переставь 4 палочки так, чтобы из стрелок получилось четыре треугольника (обучающимся данный рисунок не выдается).


Рисунок 2

Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру.


Рисунок 3

Инструкция: переложи 2 палочки так, чтобы фигура похожая на корову, смотрела в другую сторону (обучающимся данный рисунок не выдается).


Рисунок 4

Задание 3

Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, систематизация).

Инструкция: прочитай слова.

Стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.

Инструкция: раздели слова на группы так, чтобы каждой группе можно было дать общее название. Слова одной группы подчеркни зеленым цветом, а слова другой группы красным.

Инструкция: назови каждую группу слов одним названием.

1. Вера,  Надя,  Света,  Оля.    Это ________________________________.

2. А,  Б,  В,  Г.    Это _____________________________________.

3. Понедельник,  вторник,  среда,  суббота.   Это ________________________________.

4. Ручка,  карандаш,  линейка,  тетрадь.    Это __________________________________.

5. Заяц,  волк,  лиса,  медведь.    Это __________________________________________.

6. Корова,  собака,  овца,  кошка.    Это _______________________________________.

7. Москва,  Новокузнецк,  Кемерово,  Прокопьевск.    Это _______________________.

8. Ботинки,  туфли,  сапоги,  лапти.    Это ____________________________________.

Инструкция: Раздели на две группы следующие числа:

1,  12,  3,  14,  5,  16,  7,  18,  9,  10.

Четные числа ____________________________________________________.

Нечетные числа __________________________________________________.

Однозначные числа _______________________________________________.

Двузначные числа ________________________________________________.

Инструкция: существительные: ель,  гриб,  сосна,  дерево,  земляника,  гнездо, солнце,  одуванчик,  окно,  брошь – раздели на группы по родам.

Существительные женского рода подчеркни одной чертой;

Существительные мужского рода подчеркни двумя чертами;

Существительные среднего рода подчеркни волнистой линией.

Задание 4

Цель: формирование умения классифицировать.

Инструкция: возьмите конверты. У вас в конвертах находятся карточки, на которых изображены различные предметы.

Алгоритм работы

1. Разложи карточки на парте и внимательно посмотри, что на них изображено.

2. Подели карточки на 8 групп так, чтобы каждую группу можно было назвать одним названием.

3. Когда выполнишь задание, подними руку и назови учителю эти группы.

4. Подели полученные 8 групп карточек на  группы так чтобы каждую группу можно было снова назвать одним названием. Когда выполнишь задание, подними руку и назови учителю эти группы.

5. Снова подели полученные группы карточек на 2 группы так, чтобы каждой группе можно было дать общее название. Выполнив задание, подними руку и назови полученные группы учителю.

Карточки

Мебель

Птицы

Дикие животные

Домашние животные

Фрукты

Овощи

Деревья

Транспорт

Диван

Сова

Слон

Лошадь

Слива

Свекла

Берёза

Автобус

Шкаф

Ворона

Лев

Свинья

Яблоко

Морковь

Дуб

Троллейбус

Табуретка

Журавль

Медведь

Кошка

Груша

Капуста

Ель

Легковой автомобиль

Кресло

Страус

Лось

Собака

Банан

Лук

Сосна

Грузовой автомобиль

Группы – этап 2.

Мебель

Животные

Растения

Транспорт

Птицы

Фрукты

Дикие животные

Овощи

Домашние животные

Деревья

Группы – этап 3.

Живое

Неживое

Животные

Мебель

Растения

Транспорт

Задание 5

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Инструкция: посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым.


Рисунок 5

Инструкция: внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности.


Рисунок 6

Задание 6.

Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, абстрагирование, умение выделять существенные признаки).

Инструкция: даны  4  слова,  3  слова связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Найди это «лишнее» слово и подчеркни его.

Например:

Василий,  Фёдор,  Семен,   Иванов.

ИМЕНА                     ФАМИЛИЯ

Задания для самостоятельной работы

1. Ботинки,  сапоги,  шнурки,  валенки.

2. Маленький,  дряхлый,  старый,  ветхий.

3. Молоток,  пила,  гвоздь,  топор.

4. Треугольник,  отрезок,  длина,  квадрат,  круг.

5. Дождь,  снег,  осадки,  град.

6. Приставка,  предлог,  корень,  окончание.

7. Учитель,  врач,  книга,  космонавт.

8. Горький,  горячий,  кислый,  соленый.

9. Грабеж,  кража,  нападение,  землетрясение.

10. Самолёт,  человек,  корабль,  велосипед.

Задание 7

Цель: развитие словесно-логического мышления (сравнение).

Инструкция: реши задачи.

Задача. Саша грустнее, чем Толя. Толя грустнее, чем Коля. Кто из мальчиков самый грустный.

Решение.

_________________________________________________________________________

Грустный =====> Веселый

Ответ. Самый грустный _____________________________.

Задача. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех? Кто медленнее всех?

Решение.

__________________________________________________________________________

Медленный =====> Быстрый

Ответ. Самая быстрая __________________. Самая медленная __________________.

Задача. Заяц слабее, чем стрекоза.  Заяц сильнее, чем медведь? Кто самый слабый?

Решение.

___________________________________________________________________________

Слабый =====> Сильный

Ответ. Слабее всего __________________.

4. Рефлексия занятия

Литература

1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 272 с.

2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.

3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психологического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

4. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику / Н.П. Локалова. - М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 96 с.