Культурно-досуговая программа "Начало творческого пути"

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня типичным для практики является организация культурно-досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий, без должного программного обеспечения данного вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-досуговой деятельности. Полноценное использование этого потенциала предполагает переход от её планирования к программированию, то есть построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.

Мы предприняли попытку написать такую программу.

Цель данной культурно-досуговой программы – помочь педагогам дополнительного образования в подготовке и проведении очень важного с точки зрения воспитательной работы, первого праздника в стенах Центров внешкольной работы – праздника посвящения детей в мир творчества.

В программе даны сведения о значении этого праздника для нашего учреждения, его целях и задачах, показан алгоритм педагогического руководства организацией данного мероприятия, рассказано о различных формах его проведения в зависимости от возраста воспитанников.

Посвящение у нас в Центре проходит для младшего и среднего возраста в форме игры-путешествия с театрализацией.

Предлагаемый нами сценарий является небольшим театрализованным представлением, в основе которого лежит единая сюжетная линия, объединяющая персонажи и весь музыкальный материал в единое целое.

К материалу прилагаются методические пояснения, которые подскажут, как эти посвящения сделать действительно праздниками – весёлыми, интересными, запоминающимися.

Содержание сценария позволяет любому педагогу свободно и творчески его использовать, варьировать по собственному усмотрению, дополнять предложенный нами материал, отбирать то, что необходимо при написании собственного сценария.

Дополнительное образование – это золотой ключик, позволяющий ребёнку открыть двери в ещё неизведанный, интересный, яркий мир. Доказано, что именно внеурочная творческая деятельность при правильной организации даёт каждому ребёнку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей полезности, уверенности в собственных силах. По словам Сухомлинского, "у каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном". И задача педагогов дополнительного образования затронуть в душах детей колокольчики творчества, таланта.

Ведь проблема развития творческих способностей очень многоаспектная и непростая, но несомненно одно – творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности – например, занятия музыкой могут пробудить музыкальный слух, общение с поэтическим искусством в состоянии развить поэтический слух и вкус.

Одним из разновидностей творческой деятельности в системе дополнительного образования детей являются разные типы культурно-досуговых программ, в частности, праздники.

Что такое праздник? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но, скорее всего, праздник – это когда все друзья собираются вместе, когда царят дружба, веселье и взаимопонимание, когда звучат песни, танцы, шутки… На наш взгляд, потребность в празднике – это потребность любого человека в разделенной с другими людьми радости. Собственно говоря, превращение "своей" радости в "общую" и создаёт праздник, умножает радостное переживание за счёт сопереживанию других, делает его общим. И чем больше в нашей жизни праздников, тем веселее и интереснее жить.

Поэтому педагоги нашего Центра, не дожидаясь календарных, разрабатывают и проводят много оригинальных мероприятий для детей младшего, среднего и старшего возраста.

Это различные праздники, коллективно-творческие дела, тематические вечера, заседания дискуссионного клуба, творческие и познавательные игры и многое-многое другое. Без них уже невозможно представить жизнь нашего Центра; они создают особую воспитательную среду для обучающихся. Атмосфера доверия, обеспечивающая максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и с педагогами, раскованность ведут к творческому раскрепощению; развиваются способности, стимулируются творчество и инициатива, удовлетворяются потребности в общении.

И первый шаг в этом направлении для детей, впервые переступивших порог нашего Центра внешкольной работы – участие в подготовке и проведении традиционного праздника "Посвящение студийцев в мир творчества".

Значение этого праздника очень важно в воспитательной работе, так как коллектив любой студии начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдёт на высоком эмоциональном уровне, у руководителя студии будет большая вероятность создания здорового, крепкого коллектива. И одним из средств поднятия и поддержания на высоком эмоциональном уровне общения детей является праздник "Посвящение студийцев в мир творчества".

Алгоритм организации этого праздника мы рассматриваем как технологию педагогического руководства организацией деятельности.

1. Предварительная подготовка педагога

Эта стадия организаторской деятельности предполагает обдумывание и выдвижение целей и задач, продумывание содержания и формы мероприятия, ожидаемого результата.

Цели и задачи:

  • создание условий для развития творческих способностей детей;
  • расширение кругозора воспитанников;
  • расширение эмоционального мира ребёнка;
  • формирование умений работать в группе, воспитание чувства взаимной ответственности, взаимной поддержки, сплочение детского коллектива;
  • расширение сферы неформального общения между педагогами, детьми и родителями.

Этот праздник проводим в конце сентября –  начале октября.

Формы организации этого мероприятия зависят от возраста воспитанников. Для детей младшего и среднего возраста – игра-путешествие с театрализацией. Для студийцев старшего возраста – шоу-программа.

Время проведения праздника – не более 2-х часов.

Ожидаемые результаты: развитие интересов к познанию, формирование социально-активной личности, развитие творчества учащихся, самоутверждение, расширение сферы неформального общения между педагогами, детьми и их родителями.

2. Планирование

На этапе планирования педагог, ответственный за проведение праздника, обсуждает с руководителями всех студий возможные варианты идей по подготовке и проведению (Приложение 1). В свою очередь, в каждом коллективе преподаватели проводят с детьми и родителями конкурс на лучшее предложение в план, идёт коллективный выбор вариантов. Например, при планировании игры-путешествия обсуждаются количество групп, участвующих в игре, названия станций, вопросы на каждой станции, вовлечение детей в театрализацию и т.д. В каждой студии придумывают и обсуждают девиз (Приложение 3), эмблемы


Рисунок 1

медали


Рисунок 2


Рисунок 3


Рисунок 4

отличия в костюмах, формируются творческие группы для участия в празднике


Рисунок 5

3. Текущая организаторская деятельность (подготовка)

В процессе подготовки полностью разрабатывается и утверждается сценарий, пишется и утверждается план подготовки мероприятия, где описаны все организационные моменты и указаны ответственные за них. Чем больше детей включены в графу "ответственные", тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых и детей. Совместная разработка идеи, сюжета, его построения, детальная проработка его содержания делают и сам праздник ярким и запоминающимся событием в жизни каждого ребёнка.

4. Проведение мероприятия

Проведение праздника осуществляется в соответствии с разработанным на этапе подготовки сценарием.

5. Анализ

Анализ осуществляется на этапе подведения итогов проведенного праздника.

В нашем учреждении разработана карта анализа мероприятия, по которой и подводится итог (Приложение 4). Также участники, и педагоги, и студийцы отвечают на следующие вопросы в анкете: "Что получилось наиболее удачно, а что не получилось?", "Какие есть предложения на будущее?" и т.д. (Приложение 5).

6. Последействие

Это завершающая стадия организации мероприятия. Педагог, организующий этот праздник, анализирует эффективность выполнения поставленных целей и задач, определяет перспективы подобных мероприятий на будущее.

Общие  рекомендации  к проведению этапов праздника посвящения – игры-путешествия

Все участники игры-путешествия заранее делятся на команды, не более 15-20 человек (желательно с учётом специфики коллектива).

Заранее организаторами определяются контрольные пунк­ты или станции, на которых ребята должны побывать,

Например:

1. танцевальная мозаика;

2. бисероплетение;

3. туризм;

4. шахматы и т.д. всего 15 (по количеству команд).

Даётся старт игре-путешествию, раздаются каждой команде мар­шрутный лист (Приложение 2) и команда во главе с сопровождающим пе­дагогом отправляется в путешествие. На станциях ребят ждут подго­товленные педагоги и дают задание с учётом специфики данной стан­ции. По времени задание не должно превышать 2 минуты.

Варианты награждения, поощрения и подведение итогов игры-путешествия могут быть разные.

Вариант I

На последней станции каждой команде выдаётся ключ (или фраг­мент общей мозаики). После игры-путешествия из всех принесённых командами фрагментов мозаики, под руководством художника, предста­вители команд собирают одну общую мозаику. В этой мозаике изо­бражена этакая творческая "куча" (специфика и виды  деятельности каждого коллектива).

Вариант II

Когда что-то (ключ, фрагмент мозаики или ещё что-либо) выдаётся на каждой станции.

Например, если взять за основу идею зрелищного коллективного оформления сцены, то на каждой станции можно выдавать элементы этого оформления. Допустим, мы решили оформить задник сцены в виде солнечной весёлой поляны. (Частично он уже будет оформлен, а недостающие элементы ребята принесут, если правильно выполнят задание). Тогда на одной станции будут давать лучики для солнца, на другой – фрагменты радуги (пронумерованные сзади), далее лепестки цветов, бабочки, грибочки, листья от дерева и т.д. и т.п.

Если 15 команд и 15 станций, то предметов должно быть 225. Оформление такого количества предметов трудоёмко и, наверное, не каждому под силу. Тогда можно ограничиться выдачей элементов оформления только на последней станции (как заключение).

Посвящение студийцев ЦВР "Я вхожу в мир творчества"

(3 – 7 класс) (звучат позывные и далее звучит музыкальный фрагмент песни "Ужасно интересно всё то, что неизвестно") Выходит ведущая.

Ведущая:

Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!

Вот поэтому каждый год в наш Центр приходят всё новые и новые ребята, самые любознательные, активные и талантливые. Мы рады вам, здравствуйте! (музыкальная отбивка)

Сегодня, в этом зале впервые собрались все вместе:
Театралы и туристы
И танцоры, вокалисты,
Мастера вязанья,
Вышивки и рисованья,
И, конечно, гитаристы.
Краеведы, шахматисты.

(обращается к одному из участников в зале)

- Ты ничего не перепутал? Мы рады, что вы ничего не перепутали и нашли себе занятие по душе. Это так важно, когда у человека есть любимое, интересное увле­ченье, которое приносит радость, удовлетворение, успех. Здесь вам всегда рады, здесь вас всегда ждут и любят. Здесь вы обязательно приобретёте новых верных друзей. (музыкальная  отбивка)

Гном:

Ну что ж, детвора,
Праздник начинать пора,
Ой, ребятушки, беда,  
Злая бабушка Яга
Навредить нам захотела,
Белоснежку одолела,
Белоснежка, выходи,
Сколько деток, погляди.
Обманула, заманила
И в избушку засадила,
Сможете её спасти!
Вы ж в своём просторном зале
Там она в тоске, печали,

Ведущая: Что ж нам делать, объясни.

Гном:

Ой, боюсь, идёт Яга,
Возвращается, пока!

(звучит песня Бабы Яги, можно использовать песню "Молодец, моло­дец!" соло Шапокляк и припев из мюзикла "Происшествие в стране Мульти-Пульти" (Б.Савельев-А.Хайт)

Выскакивает Баба Яга, танцует, пристаёт к детям.

Баба Яга:

Русским духом пахнет здесь,
И народу здесь не счесть.
Вы зачем пришли сюда,
Праздника не будет,
Белоснежка у меня
Жить отныне будет.
Я её не отпущу,
Веселиться не пущу.
Чтоб она не убежала
Не найти вам их теперь.
Заперла я крепко дверь
А ключи я разбросала,

Ведущая:

Неужели, Бабушка Яга,
Не увидеть Белоснежку никогда?

Баба Яга:

Открыть мою избу не просто,
Дверь на пятнадцати замках,
Ключи в пятнадцати кружках.
Чтобы мои ключи найти,
Но ключ достанется не каждому,
Все студии должны вы обойти,
А только ловкому, умному, отважному.

Ведущая:

Вы постараетесь, друзья?
На вас надеюсь очень я!
Удача пусть будет с вами,
Возвращайтесь скорее с ключами.
И помните, что ключ достанется не каждому,
А только самому ловкому, умному, отважному.
А вы, руководители, помогите,
Ребят по студиям разведите.

(начинается игра-путешествие "Я вхожу в мир творчест­ва". Идёт перекличка команд, выдача маршрутных листов, объяснение игры-путешествия)

Ведущая:

Ай, ребята, молодцы!
Принесли вы все ключи

Баба Яга:

А я, признаться, вам не верю,
Сама ключи сейчас проверю.
Количество их сосчитайте.
А ну-ка все дружно их поднимайте,

Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15.

(ведущая собирает ключи или фрагменты мозаики)

Баба Яга:

Признаюсь честно я, не ожидала,
Что вы такие умные не знала.
Я пораженье признаю
И Белоснежку отдаю.

 (музыкальная заставка)

Выходит гномик, ведя за руку Белоснежку.

Белоснежка:

Спасибо, милые друзья!
За то, что вы спасли меня!
Я так на праздник к вам бежала,
Но Бабка Ёжка помешала.
Хотела праздник отменить,
Веселье в слёзы превратить.
Но вы, ребята, молодцы!
Вы для меня собрали.
Ключей пятнадцать без труда
Себя вы показали,

(звучат, названия коллективов и торжественно каждый предста­витель команды выносит, свой ключ на сцену и под торжественную музыку делают круг почета)

Ведущая: Каждой команде удалось завоевать этот золотой ключик. И теперь этим ключом вы сможете открыть любую дверь в мир творчест­ва, искусства и фантазии.

Белоснежка: Вот и настал самый торжественный момент нашего праздника. Чтобы стать полноправными воспитанниками нашего Цен­тра, вам необходимо дать клятву. Вы готовы?

Клятва: Я, воспитанник Центра внешкольной работы, перед лицом своих товарищей клянусь и в дождь, и в снег, и в зной, и в холод посещать Центр внешкольной работы. Клянусь!

(дети повторяют)

- Дни занятий в центре считать любимыми днями недели.  Клянусь!

- Полюбить, как самих себя, выбранный нами вид творчества. Клянусь!

- Впитывать, как губка, всё, чему учит педагог и стараться выжать из него ещё больше.

Клянусь!

- Своими успехами дарить людям радость. Клянусь!

Ведущая:

Наши двери открыты всегда
Для верных, надёжных друзей,
Вы кружковцами стали теперь.
Поздравляю, ребята, вас я,

(ребята 2 и 3 года обучения дарят первачкам праздничный концерт)

Ведущая:

Вот трудности все позади
И дискотека впереди.
Приглашаем всех веселиться,
Отдыхать и танцевать и резвиться!

Литература

1. Емельянова И.С. Роль праздников в воспитании детей.- Кл. рук., 2008, № 5, с. 23-26.

2. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности.- Ярославль: Академия развития, 2004.

3. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением.- Кострома: издательство КГУ, 2000.

4. Малая В.Я. Театральные проекты. Я вхожу в мир искусств.- Репертуарно-методическая библиотечка.- 2001, № 6.

5. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей.- Воронеж: Изд-во "Учитель", 2003.

6. Озерова О.В., Булгакова Е.В. Развить творчество каждого ученика.- Кл. рук., 2008, № 5, с. 77-81.

7. Опарина Н.А. Педагогич. рук-во культурно-досуговой деятельностью школьников.- М.: сентябрь, 2007 .

8. Содержание и организация культурно-досуговой деятельности.- Приложение к журналу "Воспитание школьников", 2005, № 1, с. 123-144.

9. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.- М.: Гуман. изд. центр "ВЛАДОС", 2001.

10. Торгашов В.Н. Мы играем в праздники.- М.: "Педагогическое общество России", 2001.