Элективный курс по географии "Наш город"

Разделы: География


При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:

  • Междисциплинарного подхода к формированию содержания
  • Проблемности
  • Краеведческий принцип
  • Деятельностный принцип
  • Формы обучения: лекции, уроки – практикумы, экскурсии, групповая работа.

Основные цели курса

  • Сформировать активную жизненную позицию любви к своему краю, городу
  • Формирование знаний учащихся о современном производстве

Задачи курса

  • Расширить и углубить знания учащихся при изучении Алтайского края.
  • Показать роль г. Бийска в экономике Алтайского края.
  • Дать школьникам систему знаний по экономике важнейших отраслей промышленности г. Бийска.
  • Формирование основ экономического мышления.
  • Развитие интереса к экономическим проблемам города.
  • Более полно раскрыть значение различных профессий и специальностей.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • особенности природы Алтайского края;
  • отрасли специализации Алтайского края;
  • этапы развития города Бийска;
  • крупнейшие предприятия города Бийска и их специализацию.

Объяснять:

  • взаимосвязь между размещением населения, хозяйства, природными условиями;
  • роль географических знаний в решении социально-экономических проблем города, экологические проблемы;
  • особенности размещения основных отраслей хозяйства г. Бийска.

Краеведческий подход к изучению материала: непосредственное ознакомление учащихся с местным производством и использование собранных материалов на занятиях.

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
Теория Практика Экскурсия
1. Введение. Цели и задачи курса. Географическое положение Алтайского края. Природные условия и ресурсы, их роль в развитии хозяйства.   1  
2. Население Алтайского края. Хозяйство. 1    
3. Роль города Бийска в экономике Алтайского края 1    
4. История развития города Бийска   2 1
5. Общий обзор предприятий города Бийска 2 3 3
6. Обобщение: подведение итогов, викторина 1 1  
  Итого 5 7 4

Содержание программы

1. Введение. (1 час)

Цели и задачи курса: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. Обзор литературы.

Географическое положение.

Практическая работа: изучение особенностей географического положения Алтайского края и их влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Составление картосхемы Алтайского края.

Природные условия и ресурсы, их роль в развитии хозяйства: понятие о природных ресурсах и природных условиях, состав и классификации, возможности использования.

2. Население Алтайского края. Хозяйство (1 час)

Состав и численность населения. Демографическая ситуация. Городское и сельское население. Характеристика населения города Бийска.

Хозяйство края. Этапы развития. Структура.

3. Роль города Бийска в экономике Алтайского края. (1 ч)

Бийск – крупнейший промышленный узел Алтайского края.

Бийск – наукоград. Международный транспортный узел в предгорьях Алтая.

Развитие туризма и экономических отношений. Задачи и перспективы развития.

4. История развития города Бийска. (3 часа)

Обзорная экскурсия по городу (на автобусе)

Заполнение таблицы: этапы формирования города (по материалам экскурсии)

Выпуск газеты: «Наш город», презентация «Бийск». (Приложение 1)

5. Общий обзор предприятий города Бийска. (8 часов)

Выступления учащихся с докладами.

Заполнение таблицы «Крупнейшие предприятия города и их специализация»

Экскурсия на предприятие: посещение музея, знакомство с выпускаемой продукцией. Выступления сотрудников предприятия: «Мир профессий и профессиональных требований»

Составление и оформление экономико-географической характеристики предприятия, на основе материалов, полученных на экскурсии.

План

  1. Географическое положение.
  2. Специализация предприятия.
  3. Структура
  4. Производственно-территориальные связи.
  5. Транспортные условия.
  6. Основные профессии и профессиональный состав работников.
  7. Вывод о принципе размещения предприятия.
  8. Мероприятия по охране природы.
  9. Перспективы развития производства.

Выступления учащихся: защита творческих работ.

6. Обобщение (2 часа)

Викторина «Наш город» (Приложение 2)

Подведение итогов

Литература:

  1. Ревякин В.С. География Алтайского края. / Барнаул, 2004г.
  2. Шмойлов Э.П. Практикум. / Бийский краеведческий музей имени В.В.Бианки.
  3. Длуговский М.Ф. Бийск. / Алтайское книжное издательство, 1974 г.
  4. Бийский вестник. Спецвыпуск Бийск – наукоград РФ. № 10 2006 г.
  5. Бийский вестник. № 1-2 2005 г.
  6. Бийский вестник № 4 2004 г.
  7. Российская газета № 3937 от 29 ноября 2005 г.
  8. В. Тимофеева «Судьба моего города».