Урок изучения нового материала по теме "Пропорция"

Разделы: Математика


Цели:

  • проверить умение учащихся находить отношения чисел, выполнять различные действия над обыкновенными и десятичными дробями;
  • ввести понятие пропорции;
  • развивать логическое мышление,  умение сравнивать, обобщать;
  • воспитывать умение добиваться поставленной цели, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, воспитывать интерес к истории математики.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Приложение: презентация урока (Приложение 1)

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня на уроке мы проверим, все ли учащиеся усвоили понятие «отношение чисел» и познакомимся с новым математическим понятием – «пропорция», которое тесно связано с понятием «отношение»

Включается проектор.

2. Устная работа (слайды 2-4)

1) Даны числа: ,.  Какое из них лишнее?

Учащиеся замечают, что дроби , - правильные, а  неправильная.

2) Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

мапряя, чул, резоток, мамус.

Ответ: прямая, луч, отрезок, сумма.

Первые три слова обозначают геометрические фигуры, четвертое - лишнее.

3) (слайд 4) Даны числа 40 и 60. Поставьте вопросы к следующим действиям:

а) 40 : 60 =  =

б) 60 : 40 =  =  = 1,5

в) 40 : 100 = 0,4 = 40 %

3.Выполняется самостоятельная работа по вариантам (слайды 5 – 8)

I  вариант – для слабых учащихся

II и III варианты – для остальных учащихся.

Задание: Найдите отношение данных чисел

Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях.

I вариант

П

Д

Н

Е

Л

И

1 :

 :

3,5 : 0,7

 : 3

6 :

4 : 2

II вариант

А

Е

Ч

С

Т

О

Н

Р

 :  

 : 5

5 : 2,5

 

 :  

 :  

 :

0 :  

III вариант

Т

Я

О

Ш

Е

И

Н

Ц

 :

 : 2

0,5 :

 

 :

 : 2,2

0,75 :

6,3: 1

Используя ответы, прочитайте математические термины. Для этого запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам

I вариант

24

0,25

5

 

 

 

 

 

 

 

(Ответ: деление)

II вариант

2

1,5

5

0,6

 

 

 

 

 

 

 

(Ответ: частное)

III вариант

5

0,6

0,7

5

0,25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответ: отношение)

Как связаны между собой деление, частное и отношение?

Попробуйте еще прочесть одно слово:

1,2

0

0,6

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответ: пропорция)

Но никому из учащихся по отдельности не хватает данных для составления слова.

Попробуем сделать это вместе. Получилось.

Что не под силу сделать одному, под силу сделать всем вместе. И в жизни всегда помогайте друг другу, и у вас все будет получаться.

4. Изучение новой темы (слайды 9 – 11)

Мы получили четыре слова: деление, частное, отношение, пропорция. Есть ли среди этих слов лишнее? Что означает пропорция?

Оказывается, пропорция не является лишним понятием среди получившихся, а связана с ними.

Пропорция – это равенство двух отношений.

Найдите значения частных:

3,6 : 1,2

7 : 5

9 : 3

8,4 : 6

Какие из данных отношений равны?

Запишем:

3,6 : 1,2 = 9 : 3

7 : 5 = 8,4 : 6

Получили две пропорции.

С помощью букв пропорцию записывают так:  a : b = c : d  или  =

Читают: a так относится к b, как с относится к d или отношение a к b равно отношению с  к d.

Числа a и d называют крайними, а числа b и c называют средними членами пропорции.

6. Первичное закрепление

1) Задание: Прочитайте пропорцию, назовите ее крайние и средние члены (слайд11)

7 : 8 = 14 : 16

 :  =  : 4

 =

2) № 744 (а, б)

Запишите пропорцию:

а) 5 так относится к 3, как 2 относится к 1,2

б) 0,9 так относится к , как 45 относится к

Проверьте полученные пропорции, определяя отношения чисел.

Историческая справка (слайды 12 - 13)

Учение о пропорциях возникло в глубокой древности, примерно в VI в. до н.э., в эпоху Пифагора. Однако, латинское слово «пропорция» для обозначения равенства двух отношений стали использовать лишь начиная с I в.н.э.

Узнайте, как называли греки равенство двух отношений. Для этого выполните  действия:

2 - 0,5 =

 +  =

4 *  =

7 -  =

Зачеркните в таблице буквы, связанные с найденными ответами. Из оставшихся букв получится искомое слово.

К

А

Н

Д

А

Р

Л

О

Б

Г

И

Я

1,5

0,1

1

5,2

1,3

Ответ: аналогия

7. Итог урока

Заполните пропуски, чтобы пропорции были верными.

6 : 3 = 14 : ?

5 : 15 = ? : 18

Выставляются оценки за самостоятельную работу и работу в классе.

8. Домашнее задание

П.21 (1 часть), № 744 (в), 745, 764.