Эпистолярный жанр в русской литературе. Дружеское письмо (Интегрированный урок русского языка и литературы). 9-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 9


Цель урока: изучение дружеского письма как типа речи.

Задачи:

  1. Знакомство с российскими традициями эпистолярного жанра.
  2. Приобщение к ценностям русской языковой культуры и переписке как особой форме и среде общения.
  3. Получение навыков правильного написания письма.

Предварительная подготовка:

  1. Опережающие задания:
    • Из истории письма
    • Функции эпистолярного жанра.
  2. Чтение писем А.С. Пушкина - Н.Н. Гончаровой.
  3. Чтение рассказа И. Бабеля «Письмо» .
  4. Написание писем-сочинений:
    • «Письмо моей семье».
    • «Письмо президенту».
    • «Яркое событие моей жизни».
    • «Мой учитель».
    • «Хочу рассказать тебе о своем родном крае».

Оборудование урока.

  1. Костюмированная сценка – письмо А. С. Пушкина от 30 июля 1830г.
  2. Магнитофонная запись и ксерокопия письма А. Блока – Л. Д. Менделеевой (10 ноября 1902 г.).
  3. Ксерокопия рассказа И. Бабеля «Письмо».
  4. Фронтовое письмо-треугольник.
  5. Костюмированная сценка – письмо А. С. Пушкина от 30 июля 1830г.
  6. Мультимедийный экран – словарная работа.

Ход урока

I. Костюмированная сценка – письмо А.С. Пушкина от 30 июля 1830г.:

юноша в костюме 19 в. (фрак, цилиндр) гусиным пером пишет письмо, проговаривая: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами просиживаю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды».

II. Знакомство учащихся с задачами урока.

Слово учителя. Прозвучало письмо А.С. Пушкина - Н.Н. Гончаровой, написанное 30 июля 1830 г. Задачей сегодняшнего урока является знакомство с эпистолярным жанром, выявление его отличий от электронной переписки и попытка дать ответ на вопрос: нужен ли эпистолярный жанр в эпоху электронного общения.

III. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Эпистолярное наследие предшествующих столетий имеет важное значение для современной культуры. Элитарная речевая культура, языковой вкус, простота и живость построения фразы, самоконтроль речевого поведения - вот что характеризует письма театральных деятелей, писателей, художников. Вот почему дружеская переписка является своеобразным документом эпохи.

2. Беседа с учащимися об истории письма и функциях эпистолярного жанра:

– Всегда ли люди имели возможность переписываться? Какова история письма?

Индивидуальное сообщение учащегося:

– Из истории письма.

Письмо зародилось еще в древние времена: в Египте, Риме, Ассирии и государстве инков. В России письмо появилось в 8-9 вв. Сначала письма заучивали и передавали их содержание другому человеку. Так как грамотных было немного, письма писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в письмовнике.

Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало побольше, ямщицкие почтовые тройки мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли сногсшибательные проекты; рекомендательные письма открывали двери самых неприступных домов, а подметные (подброшенные) письма губили самые непорочные репутации.

3. Работа над лексическим значением слов. Проекция на мультимедийный экран.

  • Эпистолярный жанр - совокупность чьих-либо писем. От слова эпистола (греческий – послание).
  • Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии.
  • Адресат – тот, кому адресовано письмо.
  • Адресант – тот, кто адресует кому-либо письмо.
  • Куверт – конверт.
  • Письмовник – сборник образцов для составления писем разного содержания (XVIII-XIX вв.).
  • Постпакет – тюк с письмами, адресованными в один пункт.
  • Почтовый колокольчик – колокольчик на дуге почтовой тройки.
  • Почтовая тройка – конный экипаж для перевозки пассажиров.

Учитель.

По звону колокольчика люди знали, что кто-то едет в гости.

Так Пушкин зимним утром в Михайловском выбежал в одной рубашке на крыльцо, услышав колокольчик почтовой тройки, на которой к опальному поэту приехал его лицейский друг Пущин.

  • Эстафета – срочная почта, доставлявшая письма, донесения со специальными нарочными, сменявшими друг друга в пути.
  • Ямская гоньба – быстрая езда ямщика (кучера) на почтовых лошадях.

4. Словарный диктант.

Эпистола, адресат, адресант, письмовник, почтовая тройка, куверт, эстафета, ямская гоньба.

5. Пунктуационный разбор:

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых ...

Эпистолярное наследие Пушкина – бесценный документ эпохи девятнадцатого века.

В неделю раз проскачет почта, порой промчится эстафета или генерал-губернаторский курьер пролетит. Лошади у них худые, поджарые от постоянной гоньбы.

– Разобрав предложения, объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым, обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.

6. Индивидуальное сообщение учащегося: Функции эпистолярного жанра.

Задание классу: Записать в тетрадь пять функций жанра.

Существует официальная и неофициальная (дружеская) переписка.

Это письма родным, друзьям, любимым. Для дружеского письма характерны следующие функции:

  • коммуникативная (общение),
  • информативная (сообщение),
  • прагматическая (воздействие),
  • экспрессивная (самовыражение),
  • фактическая (контактоустанавливающая ).

Наиболее значимой из этих функций является коммуникативная, так как эта функция письма ориентирована на получение ответа.

Эпистолярные элементы письма – обращение, подпись, дата, место написания.

Из синтаксических средств дружеского письма наиболее существенны следующие: обращение, вопросительные и побудительные предложения, конструкции с местоимениями 2-го лица, благодаря чему устанавливается взаимопонимание между автором письма и адресатом.

IV. Беседа с классом. Реализация домашнего задания.

Учитель.

– Остановимся на обращении, которое занимает одно из ведущих мест в общении между адресантом и адресатом. Ведь обращение сразу же, с первых строк письма, создает микроклимат общения. Адресатные обращения обычно выражены оценочными прилагательными, притяжательными местоимениями, эмоционально-оценочными существительными.

1. Дома вы читали письма Пушкина Гончаровой. Как обращается Пушкин к Наталье Николаевне в письмах?

– Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, мой ангел, милостивая государыня Наталья Николаевна, жена, женка, милый друг мой, милый мой ангел, жена моя прелесть.

2. А вот другой пример - обращения А. Блока в письмах Л. Д. Менделеевой.

Звучит магнитофонная запись письма Блока (10 ноября 1902 г.).

На столах учащихся ксерокопия письма.

Поэт обращается к Л.Д. Менделеевой: «Моя любовь, Моя единственная; Ты – мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство».

Учитель: Употребление прописных букв в словах Ты, Солнце, Небо, Блаженство, определяется коммуникативными намерениями автора - обожествлением своей возлюбленной, своего адресата.

3. Вопрос классу. Рассказать о знаках препинания при обращении.

4. Работа над текстом художественного произведения.

Большое значение имели письма в годы военного лихолетья, когда родные ждали весточки с фронта, а бойцов в окопах поддерживали письма из дома.

Новелла И. Бабеля «Письмо». О чем это произведение?

– Произведение о событиях гражданской войны. Подросток Вася пишет письмо матери из Первой конной армии Буденного.

У вас на столах ксерокопии новеллы, которую вы прочли дома. Назовите, какие функции эпистолярного жанра несет письмо мальчика?

– Общение, сообщение, воздействие.

Как Василий обращается к матери?

– Любезная мама Евдокия Федоровна, любезная моя матушка, мамка.

Какие факты гражданской войны нашли свое отражение в письме, то есть назовите информативную функцию.

– Мальчик пишет о красном и белом терроре (расправах и убийствах с целью запугивания друг друга) в годы гражданской войны. Подросток сообщает матери о фактах братоубийства и отцеубийства, когда в начале отец-белогвардеец убивает сына Федора, брата Василия, а потом второй сын Тимофея Родионыча Семен Тимофеич, командир полка красных кавалеристов, награжденный орденом Красного знамени, разыскав в Майкопе своего отца жестоко расправляется с ним.

Какое впечатление произвел на вас рассказ Васи?

– Рассказ Василия вызывает потрясение. Ужасает то, что человеческая жизнь на войне ничего не стоит. Для мальчишки факты убийств, поруганий стали привычным делом. Он уверен: новой власти можно все. «Теперича какой сосед начнет вас забижать, – пишет он матери, – Семен Тимофеич (ее сын) может его вполне зарезать (убить)».

О ком и о чем Василий в письме просит мать?

– О коне Степке: живой он или нет, подковали его или нет, обмывает ли ему мать передние ноги с мылом, которое он оставил за образами (иконами).

Прочтите последнее предложение письма. Что подчеркивает эта строчка?

– Мамка, поглядайте до Степки, и бог вас не оставит.

Вывод.

Значимый подтекст новеллы: жизнь человека и так коротка, а люди лишают ее друг друга бестолково и бездумно.

5. На экране фронтовой треугольник – экспонат школьного музея.

Чтение письма. Боец с фронта пишет родным о себе (он ранен, находится в эвакогоспитале), но более его волнует, как они там без него живут, преодолевают тяготы судьбы. Эта забота чувствуется и в обращении к родным, и в содержании вопросов, которые он им задает, и в стремлении подбодрить добрым словом.

6. Обобщение учителя.

– Итак, мы с вами обратились к письмам, написанным в 19-20 ВВ., когда они сокращали расстояние, утешали в разлуке. С изобретением телефона, телеграфа письма стали вытесняться телефонными разговорами и телеграммами. А сегодня и вовсе (в эпоху электронного письма, когда общение свелось к разговорам по мобильным телефонам и обмениванию SМS-сообщениями) люди перестали писать друг другу письма.

7. Проблемный вопрос.

– Как вы думаете, справедливо ли было бы смириться с этим? Останется ли в будущем человечества место дружескому письму, переписке с близкими людьми?

– Конечно, письмо должно иметь право на свое существование. Ведь есть ситуации, когда телефонного разговора недостаточно, чтобы излить душу, поделиться своими сомнениями, раздумьями, и тогда подробное письмо поможет в решении этой проблемы.

8. Что отличает письмо от электронного общения?

– Во-первых, власть над временем. Письмо хранит историческую память. К перечитыванию писем можно обращаться постоянно: они хранятся в музеях, семейных архивах, издаются в печати.

Во-вторых, письмо содержит эмоции, чувства автора, то есть несет экспрессивную функцию. И это самое важное отличие письма от электронного общения, в котором полностью отсутствует функция самовыражения.

9. Проверка домашнего задания.

Дома вы писали письма другу, родным, президенту, учителю. Сегодня мы поработаем лишь над экспрессивной стороной ваших писем. Проанализируем, удалось ли вам в ваших посланиях реализовать функцию самовыражения.

Обсуждение фрагментов писем-сочинений.

V. Итог урока.

Так нужен ли эпистолярный жанр в эпоху электронного общения?

  • Бесспорно. Переписка современников – это документ эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений.
  • В эпистолярном жанре содержится власть над временем.
  • С помощью письма человек имеет возможность полнее раскрыть свои чувства, эмоции, наконец, раскрыть свою душу, передать нравственные традиции семьи, чего нельзя в полной мере достичь, пользуясь лишь электронной почтой.

VI. Домашнее задание.

Редактирование писем-сочинений.

Литература

  1. Друзья Пушкина, М, изд-во «Правда», 1984, т.2, с.460-470.
  2. И. Бабель «Конармия», новелла «Письмо», Иркутск: Восточно¬Сибирское кн. Изд-во, 1991.
  3. Комфорт речевого общения, РЯШ, № 5, 1996, с.80-84 .
  4. Русский язык. Еженедельное приложение к газете «1 сентября», №5 (173), февраль 1999, c.1-4.