00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением изученного.

Цели урока:

  • Познавательная: формирование познавательной самостоятельности учащихся, формирование навыка чтения вслух, по ролям и про себя.
  • Развивающая: развитие умения анализировать и обобщать учебный материал, развитие самостоятельности, концентрации внимания, памяти и логического мышления.
  • Воспитательная: воспитывать необходимость чтить память о людях и событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран, презентация по данной теме из 10 слайдов (приложение), карточки с опорными словами (следопыт, исследователь, искатель, историк, строитель) для слабых учащихся, фонограмма песни «Журавли» (муз. Я.Френкель, сл. Р.Гамзатов).

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма песни «Журавли».

– Как вы думаете, к какой исторической теме мы сегодня прикоснёмся? (К теме Великой Отечественной войны).

– Ребята, на Кавказе есть поверье, будто павшие на поле боя воины превращаются в журавлей. Прозвучавшая песня Я.Френкеля и Р.Гамзатова посвящена погибшим во время В. О. войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.

II. Мотивация и целеполагание.

– Для того, чтобы узнать фамилию автора нового произведения, мы разгадаем исторический кроссворд. (Открыть слайд №2 презентации, приложение).

Вопросы к кроссворду:

  1. Отечество, отчизна. (Родина).
  2. Столица нашей Родины. (Москва).
  3. Человек, совершивший подвиг. (Герой).
  4. Название нашей страны. (Россия).
  5. Окружение, изоляция. (Блокада).
  6. Человек, преданный своему Отечеству. (Патриот).
  7. Вооружённая борьба между государствами или внутри государства. (Война).

Кроссворд.

Для проверки правильности ответов открыть слайд № 3 (приложение).

– Прочитайте фамилию писателя, получившуюся по горизонтали.

Открыть слайд № 4 (приложение).

– Прочитайте тему урока.

– Откройте тетради, подпишите тему.

– В связи с тем, что мы изучаем нового автора и новое произведение, попробуйте поставить выходящие из темы цели урока. (Открыть слайд № 5, приложение).

Цели.

  1. Узнать некоторые сведения…
  2. П
  3. П
  4. П
  5. С помощью игры … создать образ мальчика.

Ответы детей.

  1. Узнать некоторые сведения из биографии Ю.М.Нагибина.
  2. Провести словарную работу.
  3. Прочитать произведение «Заброшенная дорога».
  4. Проанализировать текст.
  5. С помощью игры «Синквейн» создать образ мальчика.

III. Усвоение новых знаний.

1. Работа с цитатой. (Открыть слайд № 6, приложение).

– К теме сегодняшнего урока я выбрала следующею цитату, принадлежащую писателю –фронтовику Павлу Васильеву.Прочитайте ее.

«Давно закончилась война… Сравнялись с землей окопы, заросли временные фронтовые дороги… Земля потихоньку забывает о войне. А мы продолжаем помнить… людей, которые жили и умирали, борясь за свободу».

– Соотнесите название произведения с цитатой. Что в них общего? (Говорится о заброшенных фронтовых дорогах).

2. Рассказ учителя о Ю.М.Нагибине. (Открыть слайд № 7, приложение, где записаны даты, опорные слова и выражения. При рассказе выступающий обращает внимание детей на опоры).

Юрий Маркович Нагибин родился в 1920 году и умер в 1994 году в Москве.

– Сосчитайте сколько лет он прожил? (74 года).

Юрий Маркович учился в институте кинематографии. Прошел Великую Отечественную войну. В одном из тяжелейших боёв получил контузию (ушиб или травма без повреждения наружных покровов). После лечения в госпитале стал военным корреспондентом газеты «Труд». Написал много рассказов о военном времени, о том, что пережили люди в годы Великой Отечественной войны. Рассвет творчества Нагибина пришелся на послевоенное время. Появилось большое количество рассказов, повестей, сценариев о людях мирного труда. По многим его произведениям сняты фильмы.
3. Первичная проверка восприятия информации об авторе.
а) Фронтальный опрос.

Вопросы учителя:

  • Назовите фамилию, имя, отчество автора.
  • Где учился Юрий Маркович?
  • Какие трудности были в его жизни?
  • Кем стал Нагибин после лечения в госпитале?
  • О чем писал в своих произведениях?
  • Что говорит о популярности произведений Нагибина?

б) По опорным словам дети строят рассказ о биографии Ю.М.Нагибина и работают в парах, рассказывая друг другу.

в) Пересказ биографии Ю.М.Нагибина сильным учеником.

4. Работа с трудными словами. (Открыть слайд № 8, приложение, где трудные слова написаны в зашифрованном виде).

Прочитайте слова и объясните их смысл.

16льш1н10к (ольшаник) – заросли ольхи.

– Какие еще леса по названиям деревьев вы знаете? (Березняк, дубняк, сосняк, ельник).

Тивиткнюънок (конъюнктивит) – заболевание глаз.

(?т-д)ще(?т-д)ушный (тщедушный) – хилый, слабый.

Тдщдедтдндо (тщетно) – безрезультатно, бесполезно, напрасно, зря.

Жизнь ,,, + молодость –до (жимолость) – кустарник с душистыми цветами.

IV. Организация восприятия.

1. Проблемный вопрос перед чтением.

– Что общего между содержанием произведения и цитатой?

2. Чтение текста детьми вслух по цепочке, по ролям, про себя.

V. Организация осмысления.

1. Беседа с выборочным чтением текста.

  • Какой вопрос был задан перед чтением текста? Ответьте на него.
  • Какова тема произведения? (В произведении говорится о мальчике, который нашел заброшенную дорогу и решил её расчистить).
  • От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора).
  • Кто главные герои произведения? (Мальчик и автор).
  • Где происходят события? (В лесу).
  • Как вы думаете, в какое историческое время происходили события? (После Великой Отечественной войны).
  • Докажите. (Фронтовая дорога заросла, в семье мальчика кто-то не вернулся с войны).
  • С какой целью автор пришел в лес? (За грибами).
  • Что произошло в лесу? (Встреча с мальчиком).
  • Найдите и зачитайте описание мальчика.
  • Что делал в лесу мальчик? (Расчищал булыжное шоссе).
  • Назовите синонимы слова «шоссе». (Дорога, путь).
  • Как вы думаете, откуда в лесу булыжное шоссе? (Осталось со времен Великой Отечественной войны).
  • Что могли перевозить по этой дороге? (Оружие, боеприпасы, продовольствие, людей).
  • Привлекла ли вначале работа по расчистке шоссе автора?
  • Найдите и зачитайте причину.
  • Сразу ли автор понял, зачем мальчик расчищает дорогу?
  • Найдите в тексте и зачитайте, как мальчик объясняет необходимость своей работы. (4 причины).
  • Какое из его объяснений убедило автора? (Последнее: «Без дорог никто никогда не будет вместе»).
  • Что же двигало мальчиком? Выскажите своё предположение. (Вероятно, в этих местах воевал кто-то из его близких, он хотел узнать о них и о событиях, которые происходили здесь в годы войны).
  • Каким словом называет мальчика автор? (Строитель).
  • А как ещё можно назвать мальчика? (Следопыт, искатель, исследователь, историк).
  • Как называет автор встречу с мальчиком? (Главное чудо дня).
  • Объясните почему? (Мальчик напомнил автору и читателям, что нельзя забывать тех, кто погиб и своей жизнью заплатил за свободу живущих).
  • Пользуясь словами цитаты, сделайте вывод, чему учит произведение.

2. Релаксация.

  • Закройте глаза, положите голову на руки и послушайте следующие строки. «И тут мне пришло на ум, что хорошо бы сшить Гале новое платье. Мама материю купила, а сшить никак не соберется. Голова у меня пошла кругом. “Буду считать вслух,- решил я,- пока все эти идеи у меня сами не выскочат из головы”».
  • А теперь откройте глаза и напишите глазами имя героя. (Юрка).
  • Скажите, из какого он произведения и кто автор этого произведения? (В.К.Железников «Разноцветная история»).
  • Вспомните, как мы назвали Юрку? (Фантазёр).
  • Можно ли назвать фантазёром сегодняшнего героя? (Нет).
  • Почему? (Он чётко знает, чего хочет, и делает всё, чтобы воплотить свою мечту в жизнь).

VI. Обобщение и систематизация. Игра «Синквейн». (Открыть слайд № 9, приложение).

– Прочитайте задания, запишите ответы в тетрадь.

Задания:

  • Найдите в тексте два существительных, которые можно отнести к главному герою.
  • Найдите в тексте два прилагательных, характеризующих мальчика.
  • Найдите в тексте два глагола, отражающих действия мальчика.
  • Закончи высказывание: «Я думаю, что мальчика можно назвать (кем?), потому что…»

VII. Контроль.

Дети зачитывают свои письменные работы.

VIII. Рефлексия.

– Вспомните цели урока, поставленные нами в начале занятия, и проанализируйте их.

IX. Домашнее задание. (Открыть слайд № 10, приложение).

– Выберите для себя один из вариантов домашнего задания:

  1. традиционное задание: составь простой план и перескажи текст по этому плану.
  2. творческий пересказ: придумай, как могли разворачиваться события дальше, что ещё могло произойти с главным героем.