Школьный урок о русской выхухоли

Разделы: Начальная школа, Экология


Цель урока:
Воспитание ценностного отношения к окружающей среде;
Развитие познавательных качеств личности учащихся;
Познакомить детей с реликтовым зверьком – русской выхухолью.

Урок сопровождается презентацией «Выхухоль – ровесник мамонта»

Ход урока.

Урок начинается беседой об известных детям животных. (Презентация)
1. – Каких животных знаете? (Презентация , слайд 1,2)
- Где живет и чем питается слон?
- Кто такой заяц?
- Любой из нас без труда ответит на эти вопросы.
- А кто такая выхухоль, широкой публике вряд ли известно. И обидно, что слово «выхухоль» в народе порой используется чуть ли не как ругательство. - Что хотите узнать об этом животном?
Ответы на вопросы дети получают в результате беседы с учителем и просмотра презентации.
2. Выхухоль – ровесник мамонта и древнего человека.
Но мамонты – исчезли, человек изменился внешне и внутренне, он стал умнее. А маленький зверек до сих пор живет на Земле. (Презентация, слайд 3, 4, 5) Вид, находящийся под угрозой исчезновения. Внесен в Красную книгу МСОП (VU), Красную книгу РФ.
Этих животных называют живыми ископаемыми, ровесниками мамонта – ученые утверждают, что выхухоль почти не изменилась за последние 40 миллионов лет! Как и миллионы лет назад, это чудо с хоботом живет в поймах рек и по берегам озер, только вот стало его в наши дни гораздо меньше.
3. Места расселения выхухоли на территории России.(Презентация, слайд 6, 7, 8)
Сейчас численность вида в России по экспертной оценке составляет около 35 тыс. особей, сосредоточенных в основном в бассейнах Волги (20 тыс. зверьков) и Дона (10 тыс. зверьков). В бассейнах Днепра и Урала по 1,5 тыс. особей и столько же за Уралом, в бассейнах рек Уй и Тобол. Причинами снижения численности выхухоли называют преобразование пойменных угодий (вырубка леса, использование под пастбища), лов рыбы сетями и пассивную охрану.

4. Чем питается выхухоль? (Презентация, слайд 9)
В меню выхухоли около 70 животных и 30 растений. Основная ее пища - моллюски, насекомые и их личинки. Не брезгуют хохули и мелкой рыбкой. Питается выхухоль малоподвижными обитателями пресных водоемов: летом — брюхоногими моллюсками, личинками насекомых (особенно ручейников и жука-радужницы), пиявками, а зимой существенную добавку составляют мелкая рыба и растительные корма (крахмалистые корневища кубышки, ежеголовника и клубни стрелолиста).

5. Причины исчезновения выхухоли на Земле. (Презентация, слайд 10, 11, 12)
А) Мало чистых речек, не испорченных человеком.
Б) Много зверьков гибнет во время весенних паводков
и во время жары, когда водоемы пересыхают.
В) У выхухоли много врагов, которые истребляют зверьков,
или разоряют их норы: лисица, выдра, горностай, хищные
птицы, кабаны, пасущийся скот.
Г) Большая опасность – рыболовные сети и ловушки, которые ставит человек для ловли рыбы. Хохули запутываются в прочных капроновых сетях и гибнут от удушья.
Д) Использование рыбаками электроудочек . Электрический ток убивает или калечит все живое, находящееся рядом. Животные не только погибают, но и остаются без корма.

6. Какие мероприятия помогут сохранить выхухоль? (Презентация, слайд 13)
А) Отправить письма (или инициировать сбор подписей под обращением)
в правительство Российской Федерации и главам регионов.

Б) Организовать очистку водоемов от брошенных сетей.
Дно и берега озер, рек, стариц, прудов часто бывают устланы
брошенными и забытыми сетями. У вас есть такие водоемы на примете и желание привести их в порядок? Конечно, можно собрать друзей, коллег, соседей и потратить один день на доброе дело.

В) Обратиться в местные законодательные органы к депутатам с просьбой принять нормативно-правовые акты о защите выхухоли в вашем регионе, например, запретить использование сетей в водоемах, где обитает выхухоль.

7. Как мы с вами можем помочь в сохранении зверька на планете? (Составление плана мероприятий) – Групповая работа, в результате которой детьми будет выработан единый план мероприятий по сохранению редкого животного – «Мой вклад в защиту выхухоли»
8. Чтение стихотворения Кириллова Степана, ученика 3 класса
из города Чебоксары. (Презентация, слайд 14)
Выхухоль.

Выхухоль-хохуля маленький зверек
Слышала когда-то топот мамонтовых ног.
Мамонтов нет больше, а зверек живет,
Строит свои норки, по весне поет.
Но живет с хохулей рядом человек,
Осушает реки, вырубает лес.
Рыбу сетью ловит, а маленький зверек,
Вдруг попался в сети, и выбраться не смог.
Подсчитали люди - исчезает вид,
Неужели участь мамонтов грозит?
Мы летаем в космос, строим Интернет,
А помочь хохуле сможем или нет?
Что зверушке нужно? Чистая вода,
Дом с песком и илом, чтоб была еда.
А на суше дерево ветвистое растет,
В его корнях выхухоль дом себе найдет.
Пусть сетей не будет, несущих столько бед!
Вот тогда и выживет маленький сосед!
Помоги хохуле каждый патриот -
Только лишь в России выхухоль живет!
8. Просмотр фильма из коллекции. (10 минут)
9. Домашнее задание. Сочинить сказку, стихотворение или рассказ о зверьке. Нарисовать плакат, призывающий охранять выхухоль. Написать обращение к жителям страны, руководящим органам государства.