Элективный курс по технологии для учащихся 11-х классов (девушки) "Дизайн театрального костюма"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Программа предназначена для профильной подготовки обучающихся 11 классов с ориентацией на технологический и художественно-эстетический профиль. Содержание учебного материала соответствует целям профильной подготовки и в определенной степени обладает новизной для учащихся.

Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.

Основная цель общеобразовательной области “Технология” – заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.

Элективный курс “Дизайн театрального костюма” составлен с учетом получения в процессе обучения учащимися знаний и умений в области изготовления швейных изделий (театрального костюма).

В программе реализуется идея межпредметных связей с историей, изобразительным искусством, культурологией. Этот курс – одна из форм углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одаренности, обогащения знаниями, разнообразными умениями.

Цель курса

  1. Ознакомить учащихся с историей и технологией изготовления театрального костюма.
  2. Воспитывать уважение, любовь к народным традициям.

Задачи курса

  1. Знакомство с историей театрального костюма от античной эпохи до наших дней.
  2. Детально изучить специфику театрального костюма и технологические аспекты его изготовления в конкретную историческую эпоху.
  3. Спроектировать авторскую модель театрального костюма, органично сочетающую в себе характерные черты конкретной исторической эпохи.
  4. Выполнить творческий проект и модель театрального костюма.
  5. Осуществить творческую защиту проекта и модели театрального костюма.
  6. Ознакомиться с профессиями, содержащими работу по созданию театрального костюма.
  7. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, их фантазии, художественного и эстетического вкуса.
  8. Создать условия для подготовки к профессиональному самоопределению в ходе работы над изготовлением театрального костюма.

В соответствии с общими целями и задачами трудового обучения у учащихся должны быть сформированы следующие основные знания и умения.

Учащиеся должны знать

Основные свойства волокон, определяющие свойства тканей, краткие сведения о технологических процессах получения волокон и основных швейных материалах (тканых, нетканых, вязаных).

Технологические свойства швейных материалов, влияющие на выбор способа обработки, фасон и форму будущего изделия, ассортимент швейных материалов (для изготовления театрального костюма).

Правила и приемы творческого и технического моделирования на конструктивной основе; классификация способов обработки швейных материалов;

Правила и инструкции по безопасным методам работы.

Учащиеся должны уметь

Распознавать швейные материалы органолептическим методом и по артикулу, определять технологические свойства швейных материалов, производить подбор швейных материалов для изделий с учетом свойств тканей, способа обработки.

Приемы и правила работы на универсальной швейной машине и специальной машине “Оверлок”.

Разборка, сборка, регулировка механизмов в соответствии с длиной стежка, толщиной ткани.

Уточнение готовых лекал в соответствии с индивидуальными особенностями фигуры, моделирование на конструктивной основе, изготовление выкройки.

Определение последовательности операций в технологическом процессе, а также в обработке отдельных частей, узлов легкого женского платья, в сборке его.

Обработка отдельных деталей женского платья; соединение отдельных деталей.

Раскрой и примерка изделий; исправление основных дефектов изделия после примерки.

Выполнение влажно-тепловых работ в процессе изготовления изделия и по его окончании.

Для проверки эффективности обучения старшеклассников театральному костюму были определены критерии и показатели, определяющие степень освоения теоретического и практического содержания курса и развития творческой активности, которые представлены ниже:

- знание способов декорирования театрального костюма посредством использования произведений искусства вышивки и кружевоплетения, ювелирного и ткацкого искусства и т.п., а также приемов декорирования посредством формы, объема и цвета ткани и др.;

- эстетичность и качество выполненной модели: эстетическая ценность, рациональное композиционное построение, функциональность изделия, аккуратность выполнения элементов;

- реализация творческого компонента – степень самостоятельности при выборе темы и её исполнении, использование имеющихся знаний для создания оригинальной модели, законченность костюма;

- соответствие модели выполненного костюма характерным чертам выбранной эпохи.

Курс ориентирован на учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (по одному часу в неделю на 1 год или по 2 часа на полгода). В курс включены как теоретические, так и практические вопросы, напрямую связанные с темами программы по технологии в младших классах и значительно их расширяющие в 11 классе, как теоретическим, так и практическим направлениям..

Основной формой организации учебной деятельности является классно – урочная работа основанная на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  • природосообразности (учитывается возраст, интеллектуальная подготовка для разного уровня сложности заданий);
  • культуросообразности (ориентирование на общечеловеческие ценности);
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации, ответственности и сотрудничества;
  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала.

Занятия состоят из уроков с объяснением нового материала, лабораторно-практических занятий и защита творческих проектов

Предлагаю следующие формы контроля:

– текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);

– периодический контроль (проводится по блокам тем);

– итоговый (защита творческого проекта или посещение спектакля, демонстрации мод.).

Главной функцией контроля является диагностика уровня обученности и внесение корректив в процесс обучения для достижения поставленной цели.

По-моему мнению, актуальность темы “Дизайн театрального костюма ” в школьной программе можно обосновать так:

  • создание швейного изделия (театрального костюма), в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до создания) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека.
  • данный курс способствует возникновению идей и практических желаний у девушек при создании не обычного изделия, а костюма какой-то определенной эпохи своими руками, с подбором аксессуаров и также демонстрацией изготовленного изделия в спектакле или демонстрации моделей.

Таким образом, основным содержанием обучения по программе является изучение материалов по истории развития одежды, основ моделирования и проектирования.

Программа предусматривает овладение учащимися знаниями и умениями по изготовлению швейных изделий (театральных костюмов) в процессе практических работ.

Учебно-тематический план

Тема

Количество учебных часов всего

В том числе

теория

практика

 

Введение. Организация рабочего места и техника безопасности

1

1

-

 

Общие сведения из истории развития одежды

2

1,5

0,5

 

Характеристика исторических периодов развития костюма

2

1,5

0,5

 

Русский национальный костюм.

2

1,5

0,5

  Цвет как формы гармонизации костюма

1

1

-

 

Ткани для изготовления сценического костюма, их свойства и ассортимент

2

1

1

  Проектирование и моделирование одежды

2

1,5

0,5

  Технология создания театрального костюма

4

2

2

 

Художественная обработка тканей и деталей сценического костюма

6

1

5

  Творческий проект - разработка и выполнение женского театрального костюма любой эпохи. Защита проекта

12

1

11

Итого: 34 часа

Программное содержание элективного курса

“Дизайн театрального костюма”

1. Введение. Организация рабочего места и техника безопасности -1час.

Цели и задачи курса. Режим работы факультатива. Организационные вопросы. Правила безопасности и охраны труда.

2.Общие сведения из истории развития одежды -2 час.

Одежда первобытного человека, ее основные функции. История появления костюма. одежда, костюм, мода и их характеристика. Направления современной моды.

Лабораторно-практическая работа-0,5 час.

Разработка эскизов моделей разных силуэтов и стилей.

3.Характеристика исторических периодов развития костюма – 2 час.

Древнегреческий стиль; мужской и женский костюм в древности, особенности членения одежды, пропорции “золотого сечения”. Характеристика костюмов Древнего Рима, Готического стиля, эпохи Возрождения, стили Барокко, Рококо, Классицизм и их характеристика.

Лабораторно-практическая работа -0,5 часа. Зарисовки и выполнения эскиза модели любой эпохи на выбор учащегося (той модели которую он хочет выполнять далее).

4.Русский национальный костюм -2 час

Особенности быта, развития ремесла, социальное развитие общества и их отражение в характере русского костюма. Влияние особенностей национального уклада на развитие русского костюма. История развития русской моды.

Лабораторно-практическая работа – 0,5 часа. Зарисовка и выполнение эскиза русского народного костюма разных губерний с прорисовкой декоративных отделок

5.Цвет как формы гармонизации костюма -1час.

Цвет в одежде как одно из средств в гармонизации. Характеристика цвета и его свойства. Холодные и теплые цвета, их роль в проектировании костюма.

6.Ткани для изготовления сценического костюма, их свойства и ассортимент – 2 час.

Ассортимент текстильных тканей. Свойства тканей, влияющие на назначение будущего изделия, его форму, фасон. Свойства тканей, влияющие на их обработку резанием (раскрой тканей),прокалыванием (ниточное соединение деталей одежды), склеиванием (клеевое соединение деталей одежды), сварочное соединение, влажно-тепловой обработкой (глажение, отпаривание, декатировка).

Лабораторно-практическая работа - 1 час. Работа с образцами тканей, распознавание вида тканей, определение технологических и внешних свойств тканей. Подбор тканей для своей модели.

7.Проектирование и моделирование одежды 2 час.

Фигура человека – основа для проектирования костюма. Работа с готовыми лекалами, техническое моделирование. Расчет нормы расхода ткани на изделие.

Практическая работа -0,5час. Подготовка лекал к раскрою.

8.Технология создания театрального костюма -4 час. Правила раскроя ткани для театрального костюма. Подбор дополнительных отделок изделия. Профессия художника-технолога по театральному костюму — профессия многогранная и требует множества разнообразных знаний. Это умение работать с цветами, фактурой линией и формой, а также владеть знаниями по истории костюма, разбираться в тканях, технологии пошива, знать и уметь применить множество приемов по окраске и художественной росписи тканей, приемы аппликаций и вышивки. Практическая работа -2 час. Раскрой изделия.

9.Художественная обработка тканей и деталей сценического костюма -6 час.

Виды отделок –вышивка, вязание, кружевоплетение, мережка, аппликация.

Практическая работа – 5 час. Выполнение образцов или конкретно на выполняемом изделии декоративных отделок.

10.Творческий проект – 12 час. Оформление документации и выполнение женского театрального костюма любой эпохи. Защита проекта.

Изготовление театрального костюма. Подготовка документации и защита творческой работы

Литература

1.М.Н. Каминская "История костюма", М., "Лёгкая индустрия", 1977 г

2. Л.П. Васильченко "Быт славян", Томск,"Красное знамя", 2001 г

3. Г.С.Горина Народные традиции в моделировании одежды. М.1974г.

4.А.Т.Труханова Основы технологии швейного производства .М., 1999 год

5. Е.В.Киреева История костюма. М., 1976 г.

6.Единый метод конструирования одежды по индивидуальным заказам. М.ЦБНТИ, 1980 г.

7.Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Земганко Н.П.. Обработка ткани: учебное пособие для учащихся 9-10 классов. 1986 г.

8.Школа шитья. Изготовление одежды от раскроя до отделки /перевод О.Озеровой – М., Эксмо,2003 год.

9. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: учебное пособие –М. Мастерство; Академия; Высшая школа,2000 г.

10.Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С.Мода и крой –М.: институт индустрии моды,2001 г.

11. Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений. 3-е издание, М., АРКТИ, 2006.

12. Русское народное искусство 18-20 вв. костюм, головной убор, полотенце. Вышивка, ткачество, кружево, набойка. Несброшюрованный альбом. М. Советский художник, 1986

13. Ксерокопии эскизов моделей одежды разных эпох по всем темам курса.

14. Журналы: “Burda Moden”, “Ателье”, “Индустрия моды”

15. Антипов А.И. “Конструирование и технология корсетных изделий” М., “Легкая промышленность”, 2004.