Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

За последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в гимназии.

Создание системы военно-патриотической работы в гимназии предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система военно-патриотической работы в гимназии (рис.1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в гимназии.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Одним из важных направлений работы гимназии является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем музея:

  1. Собирают материал об учителях, работавших в гимназии, участников военных событий 1941-1945 гг.;
  2. Собирают материал о выпускниках, служивших в Афганистане и Чечне;
  3. Проводят культурно-массовую работу среди учащихся и учителей гимназии;
  4. Проводится историко-краеведческий марафон “Омская крепость” для школ города Омска.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории Гражданской и Великой Отечественной войн для учащихся гимназии, афганской и чеченской войнам для учащихся 8-11 классов. В Музее есть постоянно действующий экскурсовод, которые выступает перед учащимися и гостями школы и проводят экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: "История гимназического образования в Омске"; "И. М. Чередов - первый директор гимназии, организатор-воспитатель"; "Учителя и выпускники нашей гимназии - защитники Отечества”.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Особо стоит отметить направление "Я и моё Отечество", предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, смотр песни и строя, операция "Забота", встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов, военнослужащими Российской Армии, войнами-афганцами, военно-спортивная игра "Рубежи" для 7-8 классов, военно-спортивная игра “Богатырские бои” для 10-11 классов.

В течение всего года традиционно на базе гимназии проводятся тематические выставки “Дети войны”, “Дорогами Афганистана”, “Подводный флот России”, встречи с участницами клуба ветеранов “Боевые подруги” (при взаимодействии с КТОС “Центральный-3”) и Омским отделением ветеранов воинов - подводников.

Проводится неделя благотворительности к 23 февраля и 9 Мая:

  1. Учащиеся 5-9 классы собирают посылки солдатам, проходящим службу в рядах вооруженных сил.
  2. Учащиеся 10-11 классов пишут письма солдатам с поздравлениями и пожеланиями успешной службы.

Формирование патриота начинается в начальной школе:

проводятся конкурсы рисунков, викторины, военно-спортивные игры, культурно-массовые мероприятия, посвященные вооруженным силам Российской Федерации.

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, школьный медик, преподаватель ОБЖ, учителя физического воспитания, учитель музыки, учителя истории, старшая вожатая.

За успехи в военно-патриотическом воспитании коллектив гимназии награжден Почетной грамотой Политсовета Регионального отделения партии “Единая Россия”, 2005 г. дипломом III степени Администрации ЦАО г. Омска, 2007 г.

Все мероприятия, проводимые в гимназии, нравятся обучающимся, год от года количество участников увеличивается. Как результат, растет количество учеников , которые не боятся служить в армии и готовы связать свою жизнь с вооруженными войсками Российской Федерации.

21.06.2009