Мастер–класс для взрослых "Радости повседневного общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  • актуализация внимания аудитории на значимости бесконфликтного межличностного общения в повседневной жизни;
  • демонстрация навыков общения и взаимодействия с большой аудиторией взрослых людей;
  • популяризация профессии школьного психолога.

Время проведения: 20–30 минут.

Необходимые материалы и оборудование:

  • компьютер или ноутбук
  • проектор
  • экран
  • презентация (Приложение 1)
  • записи музыкального сопровождения
  • приглашения – 3
  • поварской колпак
  • текст со словами повара
  • таблички (Стол № 1, Стол № 2, Стол № 3)
  • заготовки карточек с изображением готовых блюд (3)
  • маркеры: красные- 4 , синие- 4, зеленые- 4
  • три листа бумаги (формат А 4)
  • три планшета
  • три стула или маленьких столика

Ход мероприятия

Приветствие.

Учитель. Я рада вновь видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относится к вам, вы мне помашете рукой.

(Слайд 2, см. Приложение 1)

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем гостям!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!

Добрый день всем, кто находится в этом зале!

Вот и подходит к финалу наш конкурс, позади два сложных испытания. Конечно, мы все уже устали. Я предлагаю сейчас вам настроиться на последнее испытание, а поможет нам это сделать цветотерапия (Коррекционные обои Кулешова “Успокаивающие”). (Слайд 3)

Звучит релаксационная музыка.

– Примите удобную позу, расслабьтесь. Посмотрите на экран и вспомните реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизведите ее в своем воображении и запомните чувства, которые при этом возникли. Соедините крепко большой и указательный палец. Повторите это движение несколько раз.

(Слайд 4)

– Посмотрите вокруг: сколько знакомых и незнакомых людей. Давайте возьмемся за руки и передадим тепло наших рук друг другу.

– Подарите комплимент своему соседу. А, получив комплимент, поблагодарите: “спасибо, мне очень приятно”.

(Слайд 5)

– В этом зале находится очень много людей. Все мы разные, но, несмотря на это, можно найти черты сходства. Повернитесь друг к другу, попробуйте за 1 минуту найти как можно больше сходств.

– Поднимите руки те, кто нашел несколько сходств.

Примечание: ведущий заслушивает ответы у 2–3 пар из зала по желанию.

Вывод: В общении между людьми очень важно находить черты сходства – точки соприкосновения, пусть даже незначительные. Это умение поможет в любой ситуации с чужими людьми, даже, например, при посещении ресторана, куда я вам сейчас и предлагаю отправиться. (Слайд 6)

Психологическая игра “Ресторан” (авторы Т. Зинкевич – Евстигнеева, Д.Фролов, Т. Грабенко) [1]

Ведущий по своему усмотрению выбирает в зале одного участника на роль повара и надевает ему на голову поварской колпак.

(Слайд 7)

Это – мастер щей, борщей.
И рагу, и овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.

– У повара ресторана, который является и его хозяином, свои причуды. Он не принимает единичные заказы, а только групповые.

Повар: В моей маленькой кухне только одна сковородка и одна кастрюля, кроме того, дрова дороги и рабочих не хватает. Поэтому мне приходится все делать самому, но зато вкус моих блюд превосходный и незабываемый.

Ведущий: Для того, чтобы нам попасть в этот ресторан, необходимо объединиться в группы. Три человека из зала уже получили приглашение от повара. Встаньте, пожалуйста, те, кто получил приглашения.

Примечание: приглашения были заранее прикреплены к местам в зале.

Вам необходимо придумать блюдо, которое вы хотели бы заказать и за 2 минуты собрать группу из 4 человек для совместного посещения ресторана.

Примечание: Звучит музыка, пока участники набирают свои группы. (Слайд 8)

– Сформированные группы, займите свои места за столиками (стол № 1, стол № 2, стол № 3) и закажите свой заказ.

Ведущий опрашивает всех участников в каждой набранной группе:

– Скажите, почему вы согласились пойти в ресторан в компании этого человека?

Вывод: Очень приятно, что вы нашли точки соприкосновения с другими людьми даже по такому незначительному поводу.

– Пока готовится ваш заказ, я предлагаю вам отгадать загадки: [2]

  1. Ей набили мясом рот,
    И она его жует,
    Жует-жует и не глотает,
    В тарелку отправляет. (Мясорубка.)
  1. Я пузырюсь и пыхчу,
    Жить в квашне я не хочу,
    Надоела мне квашня,
    Посадите в печь меня. (Тесто.)
  1. Белая водица
    Всем пригодится.
    Из водицы белой
    Все, что хочешь, делай:
    Сливки, простоквашу,
    Масло в кашу нашу,
    Творожок на пирожок.
    Кушай, Ванюшка-дружок!
    Гостям налей
    И коту не пожалей! (Молоко.)

Повар: Получите свой заказ, приятного аппетита.

Ведущий: Форма оплаты в этом ресторане тоже необычная. Повар ещё и страстный коллекционер, собирает рисунки, нарисованные посетителями. При этом он ставит несколько условий: рисунки нужно нарисовать красиво, аккуратно и именно тем цветом, который выбрал повар. Время работы – 3 минуты.

– Пока посетители ресторана готовятся к оплате, я предлагаю вам спеть веселую песенку про повара Булочку.

Игра со зрительным залом. (Слайд 9) Исполнение песенки сопровождается соответствующими движениями рук и мимикой лица:

Мы поставим в печь пирог
И достанем из печи.
Из трубы идёт дымок
Такой приятный.
Там за лесом, у реки
Повар Булочка живёт
По утрам печёт пирог он ароматный.

– Мы продолжаем играть. Теперь вашему вниманию предлагаю шуточное стихотворение Д.Хармса “Очень-очень вкусный пирог” [3], в котором пропали последние слова, а вы поможете мне их восстановить.

Ведущий читает стихотворение, а зрители хором добавляют необходимые по смыслу слова:

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости…

Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек …

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …

Когда же гости подошли,
То даже крошек …

– Уважаемые посетители, просим вас расплатиться с хозяином ресторана – показать получившиеся рисунки.

Примечание: участники каждой группы добавили к рисунку надписи с пожеланиями.

– Подведём итоги нашей игры:

Вывод: Рисунки и пожелания получились замечательные. Это свидетельствует о том, что вы смогли найти общий язык внутри группы.

(Слайд 10) Жизнь – это постоянное взаимодействие с окружающими людьми. В межличностных отношениях очень важно уметь общаться:

(Слайд 11)

– прийти к согласию и взаимопониманию,
– простить и уступить в интересах дела,
– договорить между собой и найти общий язык,
– выслушать мнение собеседника и понять его проблемы,
– признать свою вину и извиниться.

(Слайд 12)

– Вы достигните в жизни большего, если будете сотрудничать с другими людьми и заряжаться от них положительной энергией и силой.

Список литературы

  1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- 2-е изд., стер.- М.: Генезис, 2007.
  2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Художники В.Н. Куров, Г.В. Соколов.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  3. Даниил Хармс. Кораблик. Серия “Самовар”- малышам”. РИО “Самовар 1990”.

22.07.2009