00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Внеклассная работа по русской литературе "Интеллектуально-познавательный турнир "Колесо истории" (жизнь и творчество С.Т. Аксакова)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: вызвать интерес у учащихся к жизни и творчеству писателя; расширение кругозора; развитие творческого воображения.

Оформление зала. Колесо-символ; на столе портрет С.Т.Аксакова; выставка книг и книг о нем; видеомагнитофон, видеозапись, магнитная доска; места для команд и жюри.

Ход мероприятия

(Отвечает на вопросы кукла-Правда, он в одежде судьи, в черном цилиндре. Двигается по экрану и “говорит” ответы. Во время ответа кадры меняются фотографиями или портретами, исходя из содержания ответа.)

Ведущий. Сегодня мы поговорим о русском писателе и замечательном человеке – Сергее Тимофеевиче Аксакове, чье происхождение, и воспитание, и природные задатки, и творческое наследие не оставляет равнодушным никого, хотя прошло уже два столетия.

Итак, “колесо истории”. Вот оно перед нами. Мы сейчас повернем его назад на два столетия назад и окажемся в 19 веке.

(Двое ведущих вызывают команды, (учащихся 10–11-х классов по 4–5 человек), представляют участников и жюри, которое за каждый правильный ответ присуждает по 1 очку командам.) Помощники ведущего на табло показывает возможные ответы в трех вариантах (слова прикрепляются на магнитную доску.)

Ведущий. Задание первое.

1-й чтец. С.Т.Аксаков родился 1 октября 1791 года в дворянской семье: отец, Тимофей Степанович, служил прокурором, мать, Мария Николаевна, принадлежала к чиновной аристократии.

2-й чтец. “Мы…занимали огромный зубинский дом, купленный моим отцом с аукциона за триста рублей ассигнациями. Дом был обит тесом, но не выкрашен; он потемнел от дождей, и вся эта громада имела очень печальный вид. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли, а окна из столовой на улицу, на противоположной улице дома возвышалась аршина три над землей; парадное крыльцо имело более двадцати пяти ступенек, и с него была видна река…”

Ведущий (вопрос): В каком административном районе родился С.Т.Аксаков?

Возможные ответы на табло: 1) В Москве 2) вУфе 3) В Оренбурге

Ответ (в видеозаписи): С.Т.Аксаков родился в Уфе в небольшом домике Голубиной слободки – так назывался в ту пору нынешний низ улицы Пушкина.

Различного рода реставрации, которые претерпел этот дом за два века, конечно же, несколько изменили его внешний и внутренний облик, но сам дом, где прошли детские годы Сергея Тимофеевича, хранит память о его давних обитателях.

Ведущий. Задание второе.

Чтец.

Рано входит во внутренний мир мальчика народная поэзия. Завороженный, слушает он в долгие зимние вечера даровитую сказительницу Пелагею, ключницу из крепостных. В ее обширнейшем сказочном “каталоге” были и все русские сказки, и множество восточных.

Неизгладимое впечатление оставляют в душе и памяти мальчика народные песни, святочные игры.

Ведущий (вопрос): Какое произведение было написано С.Т.Аксаковым под впечатлением услышанного?

Возможные ответы: 1) “Семейная хроника” 2) “Аленький цветочек”

3) “Детские годы Багрова-внука”?

Ответ (в видеозаписи) Сказку “Аленький цветочек” Сережа не только выучил наизусть, но и “сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи”

Ведущий. Задание третье.

Чтец. Детство Аксаков провел в Уфе и в степном имении деда Ново-Аксаково. Учился в Казани, сначала в гимназии, а затем в университете, но не закончил его и в 1808 году уехал в Петербург. Служил, увлекался литературой и театром, общался с замечательными людьми.

Чтец. Нужно сказать, что Аксаков в Казанском университете был страстным театралом. Имел огромный сценический талант. Во всяком случае, слава его как чтеца была широко известна.

Ведущий (вопрос): Кто из русских поэтов хотел, чтобы его стихи читал Аксаков?

Возможные ответы: 1) В.А.Жуковский 2) А.С.Пушкин 3) Г.Р. Державин

Ответ (в видеозаписи) Г.Р.Державин с нетерпением ждал приезда Аксакова в Петербург, чтобы “послушать себя”, то есть послушать свои произведения в чтении Аксакова.

Ведущий. Задание четвертое

Чтец. С.Т.Аксаков вносит значительный вклад в развитие русского театра и как театральный критик. Выступая регулярно со статьями и рецензиями, Аксаков вскоре становится фактически руководителем театрального отдела журнала “Московские вести”.

Ведущий (вопрос): Кто из русских писателей доверил Аксакову подготовку постановки своей комедии на московской сцене?

Возможные ответы: 1)А.С.Грибоедов “Горе от ума” 2)Д.Фонвизин “Недоросль” 3) Н.В.Гоголь “Ревизор”

Ответ (в видеозаписи) Авторитет С.Т.Аксакова в вопросах сценического искусства был столь велик, что именно ему доверяет Гоголь “позаняться” подготовкой постановки “Ревизора” на московской сцене.

Ведущий. Задание пятое.

Чтец. В 1827-1832 годы С.Т.Аксаков занимает должность цензора в московском цензурном комитете. Им было процензурованы многие произведения великих русских поэтов и писателей. Когда один из поэтов стал подвергаться сомнению со стороны критики и высшего света, С.Т.Аксаков первым выступил в его защиту.

Ведущий (вопрос): В защиту кого выступал С.Т.Аксаков?

Возможные ответы на табло: 1)А.С.Пушкина 2)П.А.Вяземского 3)К.Н. Батюшкова

Ответ (в видеозаписи): С.Т.Аксаков выступает с открытым “Письмом”, в котором защищая Пушкина, указывает на непреходящее значение его поэзии, он характеризует Пушкина поэтом “такого рода достоинства, какого не имел еще ни один русский поэт-стихотворец”

Ведущий. Задание шестое.

Чтец. С 1843 года С.Т.Аксаков живет в Абрамцеве.

“Мы ищем купить деревню около Москвы, но до сих пор не находим. Я хочу только приятного местоположения и устроенного дома. Мысль, что Вы, любезный друг, со временем переселяясь на житье в Москву, будете иногда гостить у нас, – много украшает в глазах наших будущее уединение”

Осенью этого же года было приобретено Абрамцево.

В 20–40-е годы 19 века аксаковский московский дом, а также подмосковное имение Абрамцево стали сосредоточием русской духовной жизни той поры.

Ведущий (вопрос): Кто из русских писателей был частым гостем Аксаковых и свидетелем “Записок об уженье” и “Записок ружейного охотника Оренбургской губернии”?

Возможные ответы: 1)В.Г.Белинский 2) Г.Р.Державин 3)Н.В.Гоголь

Ответ (в видеозаписи): Летом 1832 года в московском доме Аксаковых впервые появился Н.В.Гоголь, к которому все семейство относилось с почтением. Посетив однажды С.Т.Аксакова, на всю оставшуюся жизнь прикипел к нему и его семье всей душой. Гоголь был свидетелем создания и ценителем аксаковских “Записок об уженье рыбы”, “Записок ружейного охотника…”

Ведущий. Задание седьмое.

Чтец. Важной вехой в творчестве Аксакова стал очерк “Буран”, построенный на “действительном факте”. Описание бурана стало образцом пейзажной живописи в отечественной изящной словесности.

Ведущий (вопрос): Кто из классиков русской литературы высоко оценил это описание бурана?

Возможные ответы: 1)И.С.Тургенев 2)А.С.Пушкин 3)Н.Чернышевский

Ответ (в видеозаписи): Это описание оценил А.С.Пушкин. Тому свидетельство- классическое описание снежной метели во второй главе “Капитанской дочки”, перекликающееся с аксаковскими строками.

Ведущий. Задание восьмое.

Чтец. Современники восторженно отзывались о произведениях Аксакова.

Появление в печати “Семейной хроники” стало событием в русской культуре. “Издание “Хроники” встречено было с таким восторгом,- отмечал Н.А.Добролюбов,- какого, говорят, не бывало со времен появления “Мертвых душ”. Все журналы наполнились статьями о С.Т.Аксакове.

Чтец. Современная Аксакову критика единодушно отмечала выдающиеся художественные достоинства произведения, а также его значение достоверного “исторического документа” эпохи, что это произведение дает большой материал для обличения крепостничества в России.

Непревзойденный мастер в описании природы, писатель показал, каким резким контрастом на фоне роскошной природы казались “исхудалые, как зимние мухи, башкирцы” и их “наполовину передохшие от голода табуны и стада”

Ведущий (вопрос): Кто из русских писателей обратил внимание на изображение крепостнических нравов, то есть на то, что возбуждало и поддерживало антикрепостнические настроения?

Возможные ответы на табло: 1)Н.В.Гоголь 2)А.Добролюбов 3)Л.Н.Толстой

Ответ (в видеозаписи).

(А.Добролюбов толковал “Семейную хронику” как обличительное антикрепостническое произведение.)

Ведущий. Задание девятое.

Чтец. Аксакова сильно тревожило истребление башкирских земель. Еще в юношеских стихах он воспевал природу Башкирии- ее красивые горы, “необъятный простор степей” и “мрак лесов”, “прелестные прозрачные озера”.

Ведущий (вопрос) В каком произведении Аксаков звучит тревога за сохранность экологической среды?

Возможные ответы: 1) “Детские годы Багрова-внука” 2) “Послание в деревню” 3) “Наташа”

Ответ (в видеозаписи): В стихотворении 1830 года “Послание в деревню” явственно звучит тревога за сохранность окружающей природы.

Чтец.

“И люди набегут толпами,
Твое приволье полюбя…
И не узнаешь ты себя,
Под их нечистыми руками!
Сомнут луга, порубят лес,
Взмутят воды – лик небес!

Чтец читает стихотворение “Прощай, мой тихий сельский дом!”

Ведущий. С.Т.Аксаков умер на шестьдесят восьмом году в Москве.

“Мир праху честного и полезного гражданина” – и рядом с этими торжественно-печальными словами в некрологе, появившемся в “Современнике”, стояли и слова пророческие: “Имя Сергея Тимофеевича Аксакова займет почетную страницу в истории русской литературы”

Личность и творчество автора “Детских годов Багрова-внука” – одно из уникальнейших явлений духовной культуры 1 половины 19 века.

В Уфе, на родине писателя, ежегодно отмечают дни памяти С.Т.Аксакова.

Чтец.

Ты известен России немало,
Тебя славят потомки теперь.
Ты у нас наша гордость и слава,
Наш любимец – Аксаков Сергей.

Дети все без изъятья читают,
Что написано было тобой,
И тебя с малых лет они знают,
Твой Сережа, ты сам им родной.

Спи спокойно, ты наш незабвенный
Русских деток учитель и друг.
Наш Аксаков, земляк наш почтенный,
Спи спокойно, мы помним твой труд.

Вся Россия тебя вспоминает,
И гордится тобою Уфа.
Пусть же вечно тебя прославляют,
Вечно слава сияет твоя!

(Дается слово счетной комиссии, которая объявляет набранные очки каждой команды. Награждаются победители, отмечаются добившиеся хороших результатов чтецы текстов и стихов.)