Материалы заседания творческой группы учителей по теме "Развитие творческого потенциала личности младшего школьника, обучающегося по программе "Школа-2100"

Разделы: Администрирование школы


Тема: «Развитие творческого потенциала младшего школьника».

План заседания:

1. Теоретический блок.

  • Современный ученик – какой он?
  • Творческий потенциал личности.
  • Творческие виды деятельности младшего школьника.
  • Система заданий, направленных на развитие творческих способностей.

2. Практический блок.

  • Анализ достижений учащихся, обучающихся по программе «Школа 2100».
  • Мастер – классы учителей по развитию творческих способностей младших школьников.

3. Итог заседания, анализ мастер – классов.

Теоретический блок

В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и захотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца, и этим самым доказать всему городу, кто есть самый мудрейший гражданин в городе, и тем самым занять место мудреца.

Долго думал завистник, как доказать свою мудрость горожанам. И, наконец, придумал. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился во дворец к мудрецу.

Горожанин знал, что когда предстанет он пред светлыми очами мудреца, то протянет к нему свои ладони с бабочкой между ними и спросит мудреца: «О, мудрейший из мудрых, — скажет он, — если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?»

Если мудрец скажет: «Мертвое!», он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожа­нина было живое. Если мудрец скажет: "Живое!», он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.

Когда горожанин вошел во дворец и сделал так, как он и собирался сделать, ответ мудреца удивил горожанина и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.

Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав всего лишь минуту, ответил: "Все в твоих руках!»

«Все в твоих руках!» — это ответ воистину мудрого человека.

- Действительно слова мудреца – это философия нашей жизни и нашей профессии: от нас зависит какой ученик станет – безынициативным, пассивным, несамостоятельным или же наоборот – активным, умеющим самостоятельно принимать решения, быть образованным.

Социальные процессы, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. (Приложение 1, Слайд 1)
Современный ученик должен обладать более широкими взглядами на жизнь, большим спектром вариантов выхода из предлагаемых ситуаций, быть более мобильным, творчески подходить к решению каждодневных задач. У школьника должны быть сформированы определённые личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально – психологическую адаптацию в обществе, социальную активность, личностное развитие.

Выпускник школы должен быть готов к дальнейшему обучению и  вообще к непрерывному образованию через всю жизнь. Школьнику должны быть предоставлены благоприятные условия для формирования у него установок на творческую деятельность и умений творческой деятельности. Причем не так важно, с каким видом творчества школьнику придется столкнуться непосредственно: это может быть техническое, научное, художественное творчество. На любом материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и за других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на творчество.

Эту задачу и решает образовательная программа «Школа 2100», одним из главенствующих принципов которой является  креативный принцип. Сущность этого принципа трактуется так: в школе необходимо учить творчеству, т.е. “выращивать” у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. (Слайд 2)

Определение понятия «творческий потенциал» тесно связан с такими терминами, как:

Творчество – это создание объективно или субъективно нового.

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться в    мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Творческие способности - психологические особенности человека, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности (беглость мышления, гибкость, оригинальность, любознательность, умение выдвигать гипотезы).

Таким образом, творческий потенциал включает комплекс творческих способностей, проявляющихся и развивающихся в продуктивной деятельности, а также комплекс психических новообразований личности, формирующихся на протяжении ее возрастного созревания.

Возраст младшего школьника - сензитивный период для формирования творческого потенциала через учебную деятельность. (Слайд 3)

При анализе психолого-педагогической литературы по данной теме были выделены следующие творческие виды деятельности младшего школьника:

  • Познание - " ... образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания".
  • Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.
  • Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.
  • Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие "творческая деятельность младших школьников": продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. (Слайд 4)

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

Развитие творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов в условиях обучения по образовательной программе «Школа 2100» осуществляется через продуманную методику обучения, через систему заданий, которые предполагают:

  • классификацию объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям;
  • устанавливание  причинно-следственных связей;
  • выявление взаимосвязей и новых связей между системами;
  • рассматривание системы в развитии;
  • прогнозирование;
  • выделение противоположных признаков объекта;
  • выявление и формирование противоречий;
  • разделение противоречивых свойств объектов в пространстве и   во времени;
  • представление пространственных объектов.

(Слайд 5)

Кроме этого, у каждого из нас есть целый арсенал подобного рода упражнений, заданий, развивающий творческий потенциал ученика и все они должны отвечать следующим требованиям:

  • Познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;
  • Творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.
  • Система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.
  • Соответствие условий выбранным методам творчества;
  • Возможность разных способов решения;
  • Учет актуального уровня решения;
  • Учет возрастных интересов учащихся.

- Мы предположили, что наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся, через дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время; экскурсии, наблюдения; творческие мастерские; тренинги.

Чтобы создать атмосферу творчества, требуется не только использование творческих заданий, но и ещё и личность самого учителя, насколько он готов к творческому обучению, а ещё и выполнения таких законов:

  • Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность;
  • Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию;
  • Создание ситуации успеха.  (Слайд 6)

Кроме этого, в буклетах представлены  обязательные правила, которые необходимо выполнять на уроках, где развиваются творческие способности учащихся. (Приложение 2)

Вывод

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

3. Практический блок

1. Анализ достижений учащихся, обучающихся по программе «Школа 2100» по следующему плану:

  • Результаты диагностики уровня развития творческих способностей по методике Вартега «Круги».
  • Качество обучения по предметам учащихся, обучающихся по программе «Школа 2100».
  • Участие в олимпиадах, конкурсах на региональном, муниципальном, школьном уровне.

2. Мастер – классы учителей, работающих по программе «Школа 2100».

Итог заседания

Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Приложение 1
Приложение 2

Литература

  1. Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2004. №11.
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. № 11.
  3. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ // Начальная школа. 1985. №3. С. 61-64.
  4. Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.
  5. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная подготовка. Основная и старшая школа. М., «Баласс», 2004 г.
  6. Оморокова М. И. Основы обучения чтению.2005 г.
  7. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.
  8. Романова Л. И. Развивать у детей творчество. // Начальная школа. 1985. №10.
  9. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989.
  10. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2002. № 8.