Урок словесности по повести И.С. Тургенева "Ася", 8-й класс. "Роль портрета в раскрытии психологического состояния героев. Однородные члены предложения в художественном тексте"

Разделы: Литература

Класс: 8


Оборудование: портрет Аси, изображение окна с подоконником, цветами герани; подсвечник; аудиозаписи музыки Моцарта, “Сентиментального вальса” П.И. Чайковского.

“Проза его звучит, как музыка...”

(П.А. Кропоткин)

 

“... она (повесть) прелесть как, хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте”.

(Н. А. Некрасов - И. С. Тургеневу. 25 декабря 1857г.)

Ход урока

1. Чтение стихотворения в прозе “Как хороши, как свежи были розы...”

(Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского).

Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною ... но первый стих остался у меня в памяти: “Как хороши, как свежи были розы..."

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит: “Как хороши, как свежи были розы...”

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появление первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы ..., как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, белые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный старческий шёпот: “ ...Как хороши, как свежи были розы...”

...Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы...

Сентябрь, 1879 год.

2. Беседа.

— Какие образы, мотивы, темы повести “Ася” напомнило вам это стихотворение?

(О. Портрет Аси; мотив одиночества, трагизма; тема несостоявшейся любви и т.д.)

Учитель.— Действительно, в последние годы жизни И.С.Тургеневым было написано несколько небольших прозаических произведений, среди них — “ Стихотворения в прозе”, которые справедливо считаются заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества Тургенева, как бы вновь перечувствованные писателем на склоне лет. “Тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли” назвал их Анненков, выразив общее мнение читающей публики.

— Найдите в XXII главе строки, перекликающиеся с прозвучавшим стихотворением. Прочитайте их.

3. Чтение отрывка из повести и его анализ.

“Я знавал других женщин, — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чьё сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле... И я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека”.

— Как вы понимаете эти строки? Как они звучат?

— Прочитайте эпиграф к уроку. (Слова Некрасова о тургеневской повести)

— Почему Некрасов говорит о чистом золоте поэзии, поэтической атмосфере повести?

(О.Она поэтична, музыкальна, близка по тональности к стихотворению в прозе.)

— Почему появляется “высохший цветок гераниума"? Что он обозначает (символизирует)?

(О.Это символ “увядшей” любви, которая могла бы принести счастье герою повести, но эта любовь не состоялась, хотя он не забыл о ней.)

4.Чтение стихотворения А.С. Пушкина “Цветок”.

— У А.С. Пушкина есть стихотворение “Цветок”, оно созвучно строкам И.С.Тургенева. Чем?

(О. В нём говорится о жизни души, о размышлениях лирического героя, посвященных любви. Ключевые слова — “засохший, увяли...” Эти философские раздумья о трагизме любви, о недолговечности жизни роднят строки А.С. Пушкина с тургеневскими.)

Цветок

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

5. Беседа о видах портрета в художественном произведении.

И.С. Тургенев описывает внутреннее состояние героев, жизнь души. Его описания психологичны.

— Какие описания наиболее часто встречаются в тексте повести?

( О. Описания внешности (портрет), природы (пейзаж))

.— Вернемся к началу повести. Найдите описание портрета главного героя — господина N (Глава I.) Прочитайте.

—Как строится это описание? (Обратите внимание на синтаксис)

(О. Конструкции с однородными членами предложения; сложные предложения всех типов присутствуют почти во всех портретных зарисовках.)

— Найдите описание внешности Аси. Есть ли полный портрет в повести?

(О.Нет.)

—Как вы думаете, почему?

(О.Ася — изменчивое существо, ее внешность меняется, она играет разные роли, уподобляясь ребёнку; это портрет-впечатление. Портрет, передающий внутреннее состояние героини, её чувства, переживания, это психологический портрет, портрет человека в действии.)

И.С. Тургенев рисует статический и динамический портреты своих героев, он изображает человека через поступки; для понимания человеческого характера важна предыстория героя. Речевые формы тургеневской прозы порождают динамический портрет, когда в движении, жесте, улыбке, интонации, в детали костюма обнаруживается живой индивидуальный ритм, а в нём — и живой образ.

— Как вы уже могли убедиться, в описании используются однородные члены предложения. Какие?

(О.Глаголы-сказуемые, прилагательные-определения)

Глаголы-сказуемые создают динамическое описание, прилагательные-определения позволяют описать кого-либо или что-либо, отражают особенности изображаемого, признаки, тем самым создают статический портрет. Но в то же время прилагательные-определения в художественном тексте (эпитеты) помогают передать изменчивость, переливчатость, многосторонность портрета и пейзажа.

Тургеневский эпитет обладает особенной сюжетообразующей силой. В совокупности эпитетов — внутренний ритм изображаемого лица и черты динамического, постоянно возникающего портрета.

Свет, движение, искристость человеческих глаз постоянно определяют внутреннее действие повести.

— Найдите подтверждение тому.

(Описание глаз).

Тургенев редко употребляет один эпитет, наиболее характерен для его стиля двойной эпитет либо с переходом одного признака в другой, либо — сопоставление двух раздельных, но внутренне взаимообусловленных эпитетов.

В эпитете или их сочетании нередко бывает такая сила, что они вбирают в себя целый характер или — в концентрированном виде — идею произведения в целом. Свойство тургеневского эпитета в том, чтобы вести за собой в сложный лабиринт личности, судьбы, идеи. Эпитет не упрощает, а заключает в себе оттенки, ведет к полному пониманию поэтического образа.

Глагол у Тургенева нередко означает не действие, а свойство, выводит наружу поэтическую сущность предмета. Глаголы могут быть так изобразительны, что на них строится портрет.

— Найдите примеры.

Глаголы, как и всякое слово в поэтической речи, могут быть изобразительно-эмоциональны. В прозе Тургенева отмеченное явление очень существенно и наглядно.

6. Анализ портретных зарисовок (по главам).

7. Лингвистический эксперимент.

— Подберите нужные эпитеты, обоснуйте свой выбор, а затем сравните с авторским вариантом.

1) Ася задумалась на мгновенье; ее лицо опять изменилось, опять появилась на нем... ................(вызывающая), почти............... (дерзкая) усмешка.

2) Помнится, нам встретилась многочисленная семья...................(белокурых) и................. (чопорных) англичан; все они, словно по команде, с ................... (холодным) изумлением проводили Асю своими................. (стеклянными) глазами...

З) Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и........... ... (кроткую).

4) Бедное, честное,.............. (искреннее) дитя.

8. Заключение.

Портретные и пейзажные зарисовки И.С.Тургенева помогают раскрыть психологическое состояние героя, выявляют его сущность, помогают понять авторское отношение к нему. Немаловажную роль в создании статического и динамического портретов играют однородные члены предложения, которые не только позволяют передать ряд высказываний, объединенных отношениями чередования, перечисления, взаимоисключения, но и придают стилю И.С.Тургенева богатство по содержанию и лаконизм по форме.

С целью усиления выразительности, чтобы придать высказыванию эмоционально- экспрессивный характер, в речи используются бессоюзное перечисление, расположение однородных членов в порядке градации, повторы союзов для выделения каждого однородного члена, упорядоченное перечисление — употребление однородных членов попарно. Вместе с тем эти средства создают эффект музыкальности, мелодичности прозаического текста.

(Звучит музыка Моцарта).

“Проза его звучит, как музыка...” — эти слова П.А. Кропоткина выражают то основное впечатление, которое остается у всякого чуткого читателя произведений И.С. Тургенева.

Его проза вплотную подходит к настоящей музыке, может быть, не столько Бетховена, о котором говорит далее Кропоткин, сколько Моцарта, с которым сам Тургенев в письме к Герцену сопоставлял свое творчество. Моцарта считал он “необыкновенно грациозным”, видимо, одинаково восхищаясь его нежной гармоничностью и трагедийными порывами.

Домашнее задание (по выбору учащихся).

1. Самостоятельно проанализировать пейзажные зарисовки (по аналогии).

2. Написать сочинение-описание внешности друга, подруги, используя приемы создания динамического и статического портретов, эпитеты, однородные члены предложения; передать психологическое состояние человека, изменчивость его настроения.