Внедрение информационных технологий в образовательный процесс

Разделы: Общепедагогические технологии


Сызранский политехнический техникум на протяжении многих лет активно занимается вопросами внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Применение компьютерной техники представляет возможность использования многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных возможностей ПК вполне достаточно для эффективного ведения диалога и обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул, рисунков, движущихся объектов и т. п.

Разработка и применение электронных методов обучения в техникуме проводится по нескольким направлениям:

  1. Уроки с применением электронных учебников.
  2. Уроки с применением электронных тренажеров.
  3. Уроки с применением электронных тестовых систем.

Контроль знаний с применением тестовых систем может проводиться как на промежуточном этапе, так и при итоговом контроле.

Применение компьютерных технологий при проведении занятий по спецдисциплинам возможно при следующих условиях:

  • Наличие квалифицированных преподавателей – консультантов, прошедших специальную подготовку и занимающихся постоянно повышением своего уровня.
  • Наличие технических средств современного уровня.
  • Наличие методически обоснованных учебных компьютерных систем и программ.
  • Наличие полного дидактического комплекта в качестве приложения к компьютерным программам.

Все перечисленные требования выполняются предметными (цикловыми) комиссиями общепрофессиональных, специальных, пожарных, автомобильных и естественнонаучных дисциплин. Особенностью технических специальностей является наличие занятий, на которых приходится выполнять большие по объему расчеты, строить диаграммы, графики, схемы, проводить измерения и анализировать полученные результаты. Студенты имеют меньшие временные затраты при выполнении любого вида учебных работ, используя компьютерные технологии.

На уроках применяются: пакет Microsoft Office, Microsoft Front Page, Microsoft Visio, Компас, Elektronics Workbench и другие.

Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по дисциплине с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы.

Для преодоления этих трудностей в нашем учебном заведении работает мобильный компьютерный класс. Это 15 ноутбуков, с необходимым программным обеспечением.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей разрешения проблем индивидуального разноуровнего обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.

Лёгкость в освоении и использовании данной среды для генерации электронных учебников достигается за счёт применения визуальных технологий и возможностью использования специалистом-предметником любых текстовых и графических редакторов для написания содержимого электронного учебника. Для удобства работы среда по генерации электронных учебников допускает разработку проекта по отдельным частям, что позволяет организовать работу над учебником нескольких специалистов-предметников.

Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки уменьшить контроль в учебном процессе приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких как тестирование.

В настоящее время идет работа над созданием электронных учебников по спецдисциплинам, тестовых систем.

Созданы оболочки для систем тестирования, электронных учебников и тренажеров. С их помощью любой преподаватель может занести лекции, задания и тесты в систему по своей дисциплине. Рассмотрим созданную нами систему тестирования

В возможность программы входит создание тестов (создание тем, вопросов, ответов), проведение теста, а также выборе первого или второй части программы. Поэтому необходимо три части программы, одна отвечающая за создание, редактирования тестов, другая для его проведения, и третья для выбора.

Первая часть программы “Редактирование тестов”.

В данной части программы есть: главное меню. В него входит:

а) Файл

Рисунок 1

Кнопка “Сохранить ответы” - служит для сохранения в базе данных (таблица Answear) формулировок ответов, правильность какого то из них.
Кнопка “Сохранить количество вопросов” - служит для сохранения в базе данных (таблица Theme_, поле Count_) количества вопросов, которые будут задавать при проведении тестирования.
Кнопка “Выход” - служит для выход из “Редактирования тестов”.

б) Правка

Кнопки “Вырезать”, “Копировать”, “Вставить”, “Выделить все” - служат для редактирования текста. Они автоматически становятся доступными при редактировании текста.

в) Добавить

Кнопка “Тему” - служит для добавления темы.
Кнопка “Вопрос” - служит для добавления вопроса к выбранной теме.

“Количество вопросов в тесте” служит для введения и сохранения в базе данных количества вопросов, которые будут задаваться в процессе тестирования по выбранной теме.

Окно “Темы”. Это окно предназначено для отображения, редактирования названий тем, которые есть в базе данных, а также для создания новой темы.

Окно “Вопросы”.

Рисунок 2

Это окно предназначено для отображения, редактирования формулировок вопросов, которые есть в базе данных, а также для создания нового вопроса.

Окно “Ответы”

Рисунок 3

Это окно предназначено для отображения, редактирования формулировок ответов, которые есть в базе данных, а также отметки правильности того или иного ответа, а для сохранения изменений в окне есть кнопка “Сохранить ответы” или можно воспользоваться кнопкой меню “Файл - Сохранить ответы” или контекстным меню, которое доступно на все форме данной части программы.

Рисунок 4

На контекстном меню есть все выше перечисленные кнопки, входящие в меню, а также кнопка “Удалить”, которая позволяет удалить выбранную тему или вопрос.

Для создания теста нам необходимо создать тему, вопросы к теме, указать количество вопросов, задаваемых при проведении теста по данной теме, ответы, выбрать правильный ответ.

Создание темы

Для создании темы можно воспользоваться несколькими путями.

  1. Щелкаем в окно “Темы”, нажимаем вниз на клавиатуре и при окончания списка создаться запись для новой темы, если название не будет введено, то запись не создаться. При отсутствии тем просто щелкаем на имеющееся пустое поле и вводим название темы.

Рисунок 5

  1. Нажмем кнопку в меню “Добавить - Тему” или в контекстном меню “Добавить - Тему” и в конце списка создаться новая запись “Новая тема”.

Рисунок 6

Сохранение в базе данных происходит автоматически, благодаря используемыми компонентами DBGrid, ADOTable, DataSourse, ADOConnection, которые обеспечивают прямую связь с базой данных, то есть при редактировании, создании, удалении в окне DBGrid тоже происходит и в базе данных.

Добавлении вопросов.

Для добавлении вопросов можно также воспользоваться разными путями.

  1. Щелкаем в окно “Вопросы”, нажимаем вниз на клавиатуре и при окончания списка создаться запись для новой вопрос, если название не будет введено, то запись не создаться. При отсутствии тем просто щелкаем на имеющееся пустое поле и вводим формулировку вопроса(введем “Первый вопрос?”).
  2. Нажмем кнопку в меню “Добавить - Вопрос” или в контекстном меню “Добавить - Вопрос” и в конце списка создаться новая запись “Новый вопрос”.

Ответы

Для написания ответов нужно выбрать вопрос, к которому хотите написать ответы и вписать в окне “Ответы” четыре ответа, отметить правильный, используя RadioButton: напротив правильного ответа поставить точку. И для сохранения ответов необходимо нажать кнопку “Сохранить ответы”, которая находится правее ответов, либо используя кнопки в главном меню, либо в контекстном меню.

Рисунок 7

Количество вопросов в тесте.

Для этого надо указать в сколько ответов вы хоти чтобы были в процессе тестирования по данной теме(оно может быть не больше сколько есть вопросов в базе данных по выбранной теме – это предусмотрено в компоненте). И нажать кнопку “Сохранить количество вопросов”, либо правее поля, где указывается число, либо в главном меню, либо в контекстном меню.

Рисунок 8

Вторая часть “Тест”.

Она включает в себя окно, в котором случайным образом выводятся вопросы, окно с выбором ответов, ProgressBar, указывающий на сколько вопросов вы ответили и кнопку “Далее”.

Вы выбираете ответа, ставить точку там где вы считаете нужным в нажимаете на кнопку “Далее”, программа проверяет правильно ответили вы или нет, фиксирует это в специальной переменной, и выводим вам следующий вопрос.

ProgressBar указывает на сколько вопросов вы ответили исходя из всего количества задаваемых вопросов, которые вы указывали в окне “Количество вопросов в тесте”. После ответа на все предложенные вопросы, выведется окно с результатами.

В котором указывается количество правильных ответов, неправильных ответов, и всего заданных вопросов, а также фамилия студента (или то что будет введено в третей части программы в поле “Введите Ф.И.О.”).

Третья часть “Авторитизация”.

Она состоит из двух частей “Студент”

И “Преподаватель”

В части “Студент”, указываем Ф.И.О. человека который сдает, выбираем тему теста и нажимаем “ОК”, в результате попадаем во вторую часть программы “Тест”.

В части “Преподаватель”, указываем фамилию, под которой можно войти в базу данных, указываем пароль и нажимаем “ОК”, в результате программа проверяем правильность фамилии и пароля, запрашивая из базы данных (таблица Admin, поля F_, Password_) и сравнивая их, попадаем в первую часть программы “Редактирование тестов”.