Деловая игра для педагогов "Психологическая защита"

Разделы: Школьная психологическая служба


Действующие лица:

  • Ведущий
  • Психологи
  • Журналисты
  • Эксперты

Ведущий. Если у вас есть свои цели, если вы жаждите успеха, если для достижения своих намерений вам приходится преодолевать чье-то несогласие и сопротивление, то эта встреча будет вам полезна.

Тема сегодняшней встречи: психологическая защита. (Приложение)

Эксперты. Термин этот возник в рамках психоаналитической школы. Многие механизмы психологической защиты были описаны 3.Фрейдом. Подробно этот вопрос был разработан дочерью 3. Фрейда Анной Фрейд.

А. Фрейд считала, что цель психологической защиты - снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.

Американский социальный психолог Т. Шибутани пишет: "Чтобы восстановить самоуважение, требуются значительные усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активизируются некоторые типические шаблоны поведения. Поскольку они служат для защиты, они обозначаются как защитные механизмы. Хотя это понятие введено в обиход психоаналитиками, не все они понимают, что защищается в этом случае не столько биологический организм, сколько собственное представление о самом себе. Все защитные механизмы имеют отношение к "Я". Они позволяют человеку сохранять чувства личной ценности в собственных глазах".

Отечественный психолог Ф. Е. Василюк подчеркивает, что процесс психологической защиты носит вынужденный, в большинстве случаев неосознаваемый характер. Отношение психологической защиты к реальности - отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман.

Журналисты. Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.

Психологи.

1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).

2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).

3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).

4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).

5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).

6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).

7. Слишком строгое "жесткое" сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).

8. Нежелание менять "удобную" социальную позицию на "неудобную" - быть активным, работать над собой. Быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

Ведущий. В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет "в латах", часто на горе себе и на потеху окружающим. Конечная цель - научиться жить и радоваться свободной жизни без "лат", но сохранять свою защищенность.

Журналисты. Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

Психологи.

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным, странноватым.

2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. "Сценарий" жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.  

3. Образ жизни становится эдакой формой "безболезненной самопсихотерапии". Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.е., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.   Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма).

Ведущий.   Психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ, ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ.

Психологи. Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить "в латах": на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.

Журналисты. Для того чтобы чувствовать себя свободным, не казаться странным со стороны окружающих необходимо знать и уметь применять основные способы психологической защиты. Назовите какие бывают основные способы защиты? 

Психологи.  Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только "дурной привычкой" и "педагогической запущенностью" у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве собственного достоинства.

Психологи. Одним из самых распространенных механизмов психологической защиты "Я" является рационализация, попытка разумно объяснить свое поведение в тех случаях, в которых оно разумному объяснению не поддается. Однако такое "разумное" объяснение всегда ошибочно. Приведем такой пример. Начальник на работе накричал на своего подчиненного. Тот, вернувшись домой, кричит на свою жену. Жена, в свою очередь, ругает ребенка. Ребенок пинает ногой собаку. Нас с вами в данной ситуации интересует следующее. Муж кричит на жену. Наверняка он выговаривает ей за какой-то непорядок в квартире, неправильное обращение с ребенком. Вряд ли он скажет ей: "На меня кричали на работе, и теперь я сорву на тебе зло, разряжу свое эмоциональное напряжение". А ведь в действительности дела обстоят именно так. Более того, если мы попробуем разъяснить мужу истинные мотивы его поведения, мы столкнемся с резким сопротивлением. Муж будет доказывать, что у него есть вполне реальные причины для того, чтобы быть недовольным своей женой.

Ведущий. В приведенном конфликте, когда муж, получивший отрицательный эмоциональный заряд на работе, устраивает жене скандал, он пытается объяснить свое поведение разумно, он рационализирует агрессивный импульс, который, на самом деле, разумного объяснения не имеет.

 Психологи. Наиболее распространенный механизм психологической защиты - это вытеснение, а именно - устранение из сознания тех моментов, которые препятствуют наличию устойчивой положительной самооценки. Описал этот механизм З.Фрейд, но и до него люди делали выводы о том, что те факты, которые не нравятся человеку, часто забываются.

Эксперты. Вспомним известный случай с английским историком Т. Мэлори. Как-то раз он работал над своей книгой, но вдруг услышал шум драки на улице. Т. Мэлори выбежал на улицу, но драка уже закончилась. Он попытался расспросить прохожих о том, что произошло. Но каждый из прохожих и участников драки излагал события по-разному, в более выгодном для себя свете. Вернувшись в квартиру, Т. Мэлори бросил рукопись в камин и сказал: "Я не могу точно узнать, что произошло под самыми окнами моего дома минуту назад. Как же я напишу правдивую книгу о истории моей страны?"

Произошло убийство. Разбойник убил самурая и изнасиловал его жену. Несколько человек дают показания по поводу случившегося. В числе свидетелей - даже дух погибшего, вызванный с помощью прорицателя. Однако каждый из участников трагедии - жена, дух убитого воина, разбойник - дают противоречивые показания, каждый представляет себя в лучшем свете. И даже бедный человек, случайно наблюдавший эту сцену и рассказывающий о том, как она выглядела в действительности, - тоже лжет. Он не рассказывает о том, что присвоил нож, которым был убит самурай. В данном случае люди лгут друг другу. В случаях, когда действуют механизмы психологической защиты, человек лжет самому себе.

Ведущий. Вытеснение - выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и  чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто "забыл", "не успел", "не сделал".

Психологи. Отрицание - намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: "не заметил", "не услышал", "не увидел", "не срочно", "отложу на потом" и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа "Унесенные ветром" Скарлетт говорила себе: "Я подумаю об этом завтра".

Формирование противоположных реакций - преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем.

Эксперты. Примером рационализации является рассуждение героини романа Л. Н. Толстого "Воскресение" Катюши Масловой. Она считала, что ее профессия необходима людям. Более того, будучи проституткой, она доставляет людям самую высокую радость и таким образом делает доброе и полезное дело. "Она была проститутка, приговоренная к каторге, и несмотря на это, она составила себе такое мировоззрение, при котором могла одобрить себя и даже гордиться перед людьми своим положением.

Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех мужчин, всех без исключения - старых, молодых, гимназистов, генералов, образованных, необразованных, - состоит в половом общении с привлекательными женщинами, и потому все мужчины, хотя и притворяются, что заняты другими делами, в сущности, желают одного этого. Она же - привлекательная женщина - может удовлетворять или же не удовлетворять это их желание, и потому она - важный и нужный человек...

Ведущий. Так понимала жизнь Маслова... И Маслова дорожила таким пониманием жизни больше всего на свете, не могла не дорожить им, потому что, изменив такое понимание жизни, она теряла то значение, которое такое понимание давало ей среди людей. И для того, чтобы не терять своего значения в жизни, она инстинктивно держалась такого круга людей, которые смотрели на жизнь так же, как и она".

Такого рода рассуждения, несомненно, являются механизмом психологической защиты.

Психологи. Подавление (например, при страхах и фобиях) - ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее). 

 Подражание (идентификация с агрессором) - имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей.

Аскетизм - отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.

 Расщепление - неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена "+" и "-" оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. "С одной стороны, конечно,... а с другой стороны, несомненно, ..."  

Девальвация - сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви. 

Всемогущество - преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.  

Психологи. Проекция - наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: "Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!". Уже само название говорит, о чем идет речь. Недостаток, который присущ человеку, им не осознается. Зато он приписывает этот недостаток другим людям. В каждом коллективе можно встретить чрезвычайно энергичную женщину, которая контактирует с многими членами коллектива, она словоохотлива и говорит почти всегда на одну тему. О том, как нечестны, как злы, как непорядочны люди. Никому нельзя доверять. Вот я так уважала Н., говорит она, но я дала почитать ему книгу, и он до сих пор не возвратил ее ("Ну, не ужасно ли это?"). Я была так дружна с Ю., но случайно открыла ящик его стола, и вы не представляете себе, что я там нашла ("Ну, не ужасно ли это?"). В разговорах о человеческой непорядочности и о человеческом зле проходит ее свободное время. Но никто, в том числе и она сама, не задается вопросом: а сама-то она добрый человек? A сама-то она порядочный человек?

Ведущий. По зрелому размышлению приходится согласиться с тем, что нет. Ибо добрые люди, как правило, не склонны осуждать других людей, а порядочные - не заглядывают в ящик стола своих знакомых, даже случайно. Но если спросить у самой героини нашего рассказа, какой она себя считает, мы услышим в ответ, что она самая порядочная, самая добрая и самая искренняя. Свои недостатки она проецирует на окружающих.

Психологи. Два других механизма психологической защиты носят название экстернализация и интернализация.

Начнем с экстернализации. Представим себе, что человек робок, нерешителен, застенчив. Ему представляется возможность проявить себя, совершить активное действие. В силу своего характера он сделать этого не может. Каким образом такой человек будет объяснять себе собственную нерешительность? Он скажет, что существуют какие-то внешние причины, которые не позволяют ему проявить самого себя: другие люди против него настроены, кто-то не хочет, чтобы он совершил этот поступок. Причина конфликта переносится изнутри вовне. 

Интернализация - это обратный процесс. Человек по своим способностям и возможностям достоин того, чтобы занять определенное место в жизни. Однако чисто внешние обстоятельства мешают ему реализовать себя. В конечном итоге, не добившись своей цели, человек так или иначе обесценивает ее.

Эксперты. Классический пример в басне И. Крылова "Лиса и виноград". Лиса отказывается от винограда, убеждая себя в том, что она не хочет его, поскольку виноград "зелен - ягодки нет зрелой". Таким же образом и человек снимает уровень эмоционального напряжения и возвращает себе душевный покой, несмотря на то, что цель не достигнута.

Психологи. Кроме того, существует такой механизм психологической защиты, как фантазирование. Далеко не всегда удается урегулировать психологический конфликт в реальном поведении. Точно так же далеко не всегда мы способны добиться наших жизненных целей. С детских лет нам в этом помогает фантазия. В мире фантазии мы можем пребывать на самой вершине славы, жить в замечательных жилищных условиях, сидеть за рулем прекрасного автомобиля, совершать великое открытие. Наконец, в мире фантазии мы можем выйти победителями из тяжелой конфликтной ситуации. Можем наказать своего врага, можем наградить своего друга. В жизни разных людей фантазия играет различную роль и занимает различное место. Даже у взрослого человека (не говоря уже о детях) фантазия является существенным механизмом психологической защиты.

Эксперты. Польский психолог и психиатр А. Якубик считает, что в фантазии собственное "Я" как бы сливается с идеальным представлением о самом себе. Поэтому в тяжелых жизненных ситуациях возможно бегство в мир фантазии. Бывает и так, что фантазия выносится на всеобщее обсуждение, человек фантазирует публично. Он придумывает себе жизнь.

Ведущий. Психиатры называют таких людей псевдологами- фантастами. В тот момент, когда такие люди говорят о своих успехах, о своих чувствах, о фактах своей биографии, они верят в то, что их жизнь сложилась именно так.

Ведущий.  Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность "психологически выжить" в критической ситуации

Журналисты. Необходимо указать основные причины, по которым люди подвергаются психологической атаке.

Психологи. Основной причиной психологической атаки является неустойчивая самооценка. Как уже отмечалось, не следует зацикливаться на механизмах психологической защиты, чтобы не казаться странным со стороны окружающим. Следует работать над собой, развивая устойчивую положительную самооценку.

Ведущий. Иначе эту мысль можно выразить так: ничто не научит жить, ничто не изменит, никто не поможет м быть счастливым только я сам могу изменить себя и свою жизнь. Никакая техника не установит гармонию в душе. Душевные движения всегда идут впереди, техники только формируют их. Спасибо за встречу!

Литература.

  1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия".-2-е изд., -Ростов н?Д: "Феникс", 2003.
  2. Современный психологический словарь ?под ред. Мещерякова - СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007.
  3. Интернет ресурсы.

27.06.2009