Урок русского языка в 3-м классе по теме "Знакомство с частями речи"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Обучающие - повторить изученное во 2 классе, сформировать первоначальные представления о частях речи.
  • Развивающиеучить анализировать, сравнивать, находить закономерности, развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
  • Воспитательныевоспитывать активность, внимательное отношение к слову, навыки групповой работы.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • проектор;
  • схемы, тексты (у каждой группы);
  • ММК «Русский язык» автор Яковлева А. Г. и т. д.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Запись в тетради даты – 3 мин.
  3.  Подготовка к усвоению новых знаний – 4 мин. Игра «Кто? Какой? Что делает?».
  4. Усвоение новых знаний – 12 мин.
    • Работа в группах
    • Постановка цели урока
    • Работа в группах с текстом.
  5. Подведение итогов работы в группах, составление итоговой таблицы – 5 мин.
  6. Физкультминутка – 3 мин.
  7. Работа с ММК «Русский язык» - 10 мин.
  8. Подведение итогов урока – 5 мин.
  9. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Запись в тетради даты.

3. Подготовка к усвоению новых знаний.

Игра «Кто? Какой? Что делает?».

На экране проектора изображения следующих предметов: медведя, книги, белки, будильника, муравья, стула

У. – Выберите, из списка названия предметов, которые отвечают на вопрос кто?, назовите какой это предмет, какие действия выполняет. Запишите в тетрадь.

Д. – КТО? Медведь, какой? – бурый, белый, большой; что делает? – охотиться, питается.

КТО? белка, какая? – шустрая, рыжая, запасливая; что делает? – грызёт, прыгает.

КТО? муравей, какой? – трудолюбивый, маленький; что делает? – бежит, несёт.

(Учитель все называемые детьми слова фиксирует на доске в произвольном порядке).

4. Усвоение новых знаний.

Работа в группах

У. – Разбейте, все названные вами слова на группы, объясните свой выбор.

Д. – Объясняют свой выбор.

У. – Попробуйте определить тему нашего урока.

Д. – Ответы детей.

Постановка цели урока

У. – Сегодня на уроке мы начинаем работу над очень важным разделом русского языка «Части речи». Подумайте, почему тема называется именно так?

Д. – Ответы детей.

У. – Какие части речи вы уже знаете?

Д. – Ответы детей.

У. – Как вы думаете, для чего нужно изучать части речи, их особенности?

Д. – Предположения детей.

Работа в группах с текстом

У. - Ответить на мой вопрос вам поможет работа над небольшим отрывком из рассказа «Скворцы», написанного А. Куприным. Это не просто отрывок, это описание одной из картин мира, в котором мы живём. Вдумайтесь, вчитайтесь.

Скворцы.

« Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди… Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах… Берёзовые почки набухли. Барашки на вербах стали жёлтыми, пушистыми, огромными. Зацвела ива. Пчёлы вылетели из ульев… На полянах робко показались первые подснежники… »

У. – Какие части речи использовал А. Куприн для этого замечательного описания прихода весны?

Д. – Ребята работают в группах, заполняют таблицу, записывают в тетрадь:

Части речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Затем представляют итог своей работы, рассказывают о том, на какой вопрос отвечает каждая части речи, что называет и т. д.

У. – Молодцы. Вы очень точно подметили, что автору понадобились в первую очередь, имена существительные: март, год, весна, дождь… Все эти слова называют окружающие нас предметы. Каждый из названных предметов имеет свои признаки, которые называют имена прилагательные:

  • весна – ровная дружная,
  • дожди – короткие, обильные,
  • барашки – жёлтые, пушистые, огромные…

Не мог обойтись писатель без глаголов, которые, отвечают на вопрос что сделать?, что делать? и называют действие предмета:

  • весна – выдалась,
  • дожди – выпадали,
  • барашки – стали

Автор использовал также и наречия, которые указали как? выпадали дожди – изредка, как показались первые подснежники – робко и т. д.

5. Подведение итогов работы в группах, составление итоговой таблицы (проектор).

Часть речи

Вопросы

Что называет

Имя существительное

Кто? Что?

Предмет

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

Глагол

Что делать? Что сделать?

Действие предмета

Наречие

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

 

 
У. – За очень хорошую работу на уроке предлагаю вам прочесть стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика» и определить, какие ещё есть в русском языке части речи, кроме тех, которые мы выделили на уроке.

Существительное– школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

- Выпишите в тетрадь названия частей речи и пример, приведённый в стихотворении.

6. Физкультминутка

7. Работа с ММК «Русский язык»

У. – Обратимся к компьютеру. Работаем с ММК «Русский язык», глава «Какие бывают части речи?». Статьи «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».

Д. – Знакомятся с материалами учебных статей электронного учебника, выполняют задания, данные в каждой статье; (компьютерная программа проверяет работу каждого ребёнка, даёт звуковую оценку).

8. Подведение итогов урока.

У. – Проверьте правильность выполнения задания одним из учеников третьего класса, исправьте ошибки, верный вариант запишите в тетрадь.

- Определи части речи.

Отговорила ( глаг.) роща (сущ.) золотая (прил.)
Берёзовым, (прил.) весёлым (сущ.) языком (прил.)…

Д. – Выполняют задание.

У. – Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке есть следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, подлежащее, наречие, сказуемое и другие.

Д. – Не соглашаются с мнение учителя, находят в его высказывании ошибки, исправляют их.

9. Домашнее задание.

Выписать из любого произведения художественной литературы пять предложений.

Определить части речи.