Авторская дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования "Первые шаги в науку"

Разделы: Администрирование школы


Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:

  • новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами;
  • растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.

Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.

Актуальность программы

Программа направлена на поиск талантливой молодежи, на то, чтобы талант имел возможность развиваться и совершенствоваться.

Организованная в данном направлении деятельность, даст в будущем позитивный эффект. Выявление “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а это в свою очередь сохранит существование и самого общества.

Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях.

Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 1 год. Возраст детей: 15–17 лет.

Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

  • Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
  • Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
  • Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
  • Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
  • Овладеть основами практического выступления с научным докладом;
  • В завершение курса каждый обучающийся должен составить памятку “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.

Предназначение программы интенсивной школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.

Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Главное условие участия школьников в учебно-исследовательской деятельности – никакого насилия над собой, только личный интерес, личная увлеченность – пропуск в ШКОЛУ УМНИКОВ И УМНИЦ.

Учебно-познавательная программа интенсивной школы “Первые шаги в науку” по направленности содержания – надпредметная, по срокам реализации – краткосрочная, состоит из 3-х тематических модулей:

1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”

2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”

3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.

Продолжительность каждого модуля – 3 дня (18 часов), в каникулярное время. Продолжительность образовательного процесса – 1 год.

Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.

Основная организационная форма обучения – погружение.

Программа предполагает использование следующих обучающих форм:

  • Установочные и аналитические мини-лекции.
  • Научные практикумы.
  • Уроки-дискуссии.
  • Психологические тренинги.
  • Консультации.
  • Беседы.
  • Научные состязания.
  • Защита исследовательских мини-проектов.

Ожидаемые результаты:

– сформированность исследовательской компетентности;

– умение самостоятельно проводить исследование, связанное с проблемами, решение которых способствует развитию научно-ориентированного мышления;

– владение основными методами научного познания;

– повышение уровня владения техниками работы с информацией;

– освоение схемы целеполагания и практики оформления результата своей работы;

– овладение способами презентации себя и своей деятельности;

– приобретение опыта продуктивной творческой деятельности;

– овладение опытом разных социальных позиций;

– освоение культуры рефлексивного мышления;

– развитие навыков самообразования;

– возможность, мотивированным к научно-исследовательской деятельности школьникам в рамках НОУ, выйти на краевой, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления.

В результате освоения курса “Первые шаги в науку” учащиеся должны знать:

– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;

– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;

– источники поиска необходимой информации;

– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

– порядок оформления списка используемой литературы;

– способы обработки и представления результатов.

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;

– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;

– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;

– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,

Механизм отслеживания результатов работы в интенсивной школе – на уровне экспертизы:

  • освоено полностью;
  • освоено частично;
  • не освоено.

Формы подведения итогов реализации программы:

– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.

– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.

– Публичное предъявление и защита памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.

Учебно-тематический план интенсивной школы “Первые шаги в науку”


п/п

Модули программы и изучаемые темы

Количество часов
Всего Теория Практика
1 1 модуль
“Первые научные пробы”.
Самоопределение в науке.
18 6 12
1.1 Презентация курса “Первые шаги в науку” 0,5 0,5
1.2 Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. 1,5 0,5 1
1.3
1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.3.4
Структура учебно-исследовательской деятельности
Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?
Преобразование учебной, научной информации в тему исследования.
Актуальность и практическая значимость исследования.
Объект и предмет исследования.
6             2                 4
1.4.
1.4.1
1.4.2
1.4.3
1.4.4
1.4.5
1.4.6
1.4.7
1.4.8
Следующие шаги. . . :
– Определение цели и задач исследования
– Формулирование гипотезы
– Определение методов исследования
– Планирование исследования
– Распределение ролей при работе в команде
– Виды литературных источников информации
– Виды фиксирования и обобщения информации
– Библиографическое описание
10          3                    7
2. 2 модуль
“Поиск истины.
От замысла к открытию”.
18          4,5               13,5
2.1.

Творческая личность. Качества творческой личности.

2 0,5 1,5
 

Азбука лидерства

     
2.2.
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Эксперимент и исследование.
Общая методология выполнения исследовательских работ.
Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных.
Ведение дневника
13           3,5             9,5
2.3.
2.3.1
2.3.2
Оформление работы
Оформление работы и подготовка приложений
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе
3            0,5              2,5
3. 3 модуль
“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”
18           2,5            15,5
3.1.
3.1.1
3.1.2
3.1.3
Практика презентации исследовательской работы
Успех презентации – залог признания и путь к номинации!
Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад.
5             1                 4
3.2. Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания.
2 2
3.3. Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”. Презентация проекта и исследования. 3 0,5 2,5
3.4. Критерии оценки научных работ.
Экспертиза.
3 3
3.5. Разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”, ее публичное предъявление и защита. 2 2
3.6 Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.
Тренинг.
3 1 2
ИТОГО: 54 ч 13 ч 41 ч

Содержание учебного материала

1. Введение (2,5 ч).

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи. Организация занятий и их специфика.

2. Структура учебно-исследовательской деятельности (6 ч).

Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования.

Цель и задачи исследования. Понятия: “цель работы”, “задачи работы”, “объект и предмет исследования”.

Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования.

Практическая работа: разработка замысла проекта.

Формы контроля: защита замысла проекта.

3. Этапы организации исследовательской деятельности (4 ч).

Распределение ролей при работе в команде.

Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы.

Этапы работы.

Формы контроля: защита плана проекта.

Оборудование: памятки.

4. Организация работы с информацией (5,5 ч).

Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.

Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.

Виды фиксирования и обобщения информации.

Составление списка литературы.

Практическая работа: составление сводных таблиц и диаграмм. Библиографическое описание.

Формы контроля: представление списка литературы, необходимой для исследовательской работы.

Оборудование: компьютеры, подключение к Интернет, памятка.

5. Эксперимент и исследование (13 ч).

Общая методология выполнения исследовательской работы. Планирование, выбор методов эксперимента.

Формы организации эксперимента: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение; математико-статистические.

Подтверждение гипотезы, анализ данных.

Формы контроля: Ведение дневника наблюдений.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.

6. Оформление работы и подготовка приложений (3 ч).

Размещение иллюстраций в работе.

Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части исследовательской работы.

Оборудование: памятка.

7. Практика презентации исследовательской работы (11 ч).

Успех презентации. Основные подходы к составлению защитной речи.

Стендовый доклад.

Основные правила написания тезисов и рецензии.

Презентация проекта и исследования.

Формы: учебно-исследовательская конференция, доклад, дискуссия.

Оборудование: компьютеры.

Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Разработка памятки “Практические советы по презентации исследовательской работы”.

8. Критерии оценки научных работ. Экспертиза (3 ч).

Оборудование: памятка.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа. Практическая работа: письменная экспертиза исследовательской работы.

9. Практическая работа: разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы” (2 ч).

Форма деятельности учащихся: индивидуальная работа. Вид контроля: публичное предъявление памятки.

10. Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния (2 ч).

Обучающая форма: тренинг.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.

Методическое обеспечение

В основе методики реализации курса лежит практико-ориентированный и гуманистический подход к образованию.

Учебные занятия по образовательной программе “Первые шаги в науку” состоят из теоретической и практической части, где большую часть времени занимает практика: школьники знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, правилами структурирования реферата. В качестве дидактического средства по разным видам деятельности обучающимся выдаются памятки с алгоритмами работы. Алгоритмы носят рекомендательный характер и не подменяют творчество и воображение ученика, его собственную позицию и отношение. Для формирования информационной компетентности на учебных занятиях создаются условия для самостоятельного поиска, анализа, преобразования и способов применения информации для решения проблем.

Изучаемый материал строится таким образом, что каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

Для освоения системы необходимых понятий применяется метод “мозгового штурма”, проектное обучение, творческий зачет, которые позволяют установить баланс между понятийным и образным мышлением, приобщить ученика к категориям и закономерностям освоения теории. Главным методическим принципом организации исследовательской практики выступает система усложняющихся творческих заданий, позволяющих детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую проблемную задачу, возникающую по ходу работы, но и сам осознавать логику ее построения. В основе метода обучения поиску, анализу и структурированию содержания информации лежит разъяснение ученику последовательности действий и операций поискового движения: от общего к частному. Доминирующими является групповые формы работы, вовлекающие учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги. Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов в группе, возникающих по ходу работы, с педагогом и другими детьми, помогает расширить понимание о средствах, способах и возможностях творческой деятельности и обеспечивает развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством приемов и методов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных, на высоком уровне трудности творческих заданий, создание проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, обеспечение на занятиях доброжелательного 'психологического климата, уважительное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

Любое самостоятельное исследование осуществляется под руководством педагога. Педагог помогает школьнику организовать исследование, корректирует цели и задачи, разрабатывает совместно с обучающимся индивидуальный “маршрут”, выполняет роль консультанта и координатора.

Список литературы

  1. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. “5 за знания”. М., 2008.
  2. Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. “5 за знание”. 2007.
  3. Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.
  4. Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.
  5. Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.
  6. Психология старшеклассника. Кон И.С.
  7. Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение. 1996.
  8. Информационно-методический журнал “Научное общество учащихся”. КДПиШ, Красноярск.2005–2008.
  9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. АСАВЕМА. Москва. 1999.
  10. Гамезо М.В. Возрастная психология. ПОР. Москва. 2001.
  11. Столяренко Л.Д. Психология. 100 экзаменационных ответов по психологии. ИЦ “Март”. Ростов-на-Дону. 2001.
  12. Столяренко Л.Д.Педагогика. 100 экзаменационных ответов по педагогике.. ИЦ “Март”. Ростов-на-Дону. 2001.
  13. Леонтьев Б.А. Web-дизайн: хитрости, тонкости и секреты. Полное руководство пользователя. М.: СОЛОН-Пресс. 2003.
  14. Бурменская Г.В и Слуцкая В.М. Одаренные дети. М.: “Прогресс”. 1991.
  15. Карделл Ф. Формула успеха. ИК “Невский проспект”. СПб., 2001.
  16. Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.
  17. Микало М. Тренинг интеллекта. Сам себе психолог. Питер. Санкт-Петербург. 2001.