Исследовательский урок по творчеству А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Урок-путешествие

Цель урока:

  • Формирование представления о многогранности таланта А.С. Пушкина.
  • Целостное представление о жизни и творчестве великого русского поэта.
  • Изучение лирики Пушкина в эволюции, углубление пре6дставления учащихся о специфике образа- переживания в лирическом произведении.

Вступление.

1. Слово учителя:

Говорить о Пушкине неимоверно трудно как раз по причине обманчивой легкости этой задачи. Казалось бы, чего же проще: кого же ты более знаешь и любишь, чем Пушкина, с той ранней поры, когда тебе еще куда слаще было слушать, как читают другие, чем читать самому.

У каждого из нас своя дорога к Пушкину:И именно сегодня 28 октября, именно осенним октябрьским днем у нас интереснейший урок. Почему именно осенью? (Любимое время года поэта)

Итак, сегодня у нас не простой урок. Урок- путешествие, и он начинается с дороги, с дороги в Москву:

Школа, Отечество, Пушкин,
В классе "Онегин" звучит,
Здесь в ваши юные души
Лира поэта стучит.
Жизнь свои двери откроет,
Школьные годы пройдут,
Но, вспоминая порою,
С Пушкиным словно войдут.
Наше путешествие началось!

(На доске висят стенгазеты, посвященные различным периодам жизни и творчества Пушкина, нарисованные детьми карты с посещением памятных мест: Москва, Санкт-Петербург - Царское Село, Кишинев - Одесса - Псков - Михайловское - Тригорское - Болдино, оформлен стенд "А.С. Пушкин")

2. Вопрос учителя: Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие? (Москва)

3. Слайд-шоу или фото (рождение поэта, детские годы, интересные моменты детства поэта). Использование ТВ, компьютера и видеотехники. Рассказ учителя.

Живой, курчавый, быстроглазый
Мальчишка - юный лицеист,
Глаза горят, как два алмаза,
Вольнолюбив, душою чист.

- Куда же мы с вами отправляемся дальше? (Царскосельский лицей).

Материал по теме "Пушкин-лицеист", фото , видео.

Чтение стихотворений "К Чаадаеву", "К Пущину", "Вольность" (отрывок из оды).

4. Пушкин был выпущен из лицея по второму разряду, зачислен в Коллегию Иностранных Дел и получил жалованье в 700 рублей.В Петербурге Пушкин стал вести шумную, беспорядочную жизнь, полную разнообразных впечатлений. Однако он продолжал работать и дописывать "Руслана и Людмилу", 4которую и читал на литературных вечерах Жуковского. Когда Пушкин прочел последнюю песню своей первой поэмы, Жуковский подарил ему свой портрет со следующей надписью:"Ученику- победителю от побежденного учителя в высокоторжественный день окончания "Руслана и Людмилы". Поэма была издана в 1820 году. Многие исследователи творчества Пушкина называют его роковым для поэта:

- Вызов к Милорадовичу;

- Заступничество Энгельгардта перед государем;

-Заступничество Жуковского, Карамзина, Оленина и др.

5. Итак, наше путешествие продолжается, и мы направляемся в Южную ссылку.

Взволнованный, но не упавший духом, Пушкин помчался на перекладной по Белорусскому тракту в Екатеринославль. Ему дали 1000 рублей на дорогу.

Он был очень тронут великодушием государя. Формально Пушкин не был сослан: отъезду был придан характер служебного перевода, а генерал Инзов Иван Никитич (попечитель колонистов южного края) сразу же взял Пушкина под свою опеку.

Крым, Одесса, Кишинев - это не полный перечень мест, где побывал Пушкин в период так называемой Южной ссылки.

В этот период Пушкин пишет много романтических произведений: и стихотворений, и поэм. "Кавказский пленник", баллада "Черная шаль", более 40 стихотворений, необыкновенная поэма о любви "Бахчисарайский фонтан". В Кишиневе начат "Евгений Онегин" и "Песнь о вещем Олеге" - необыкновенное произведений, уносящее нас в далекое прошлое:

Вопросы к произведению (см. учебник литературы 6 кл.)

Какое-то время Пушкин живет в Одессе. Жизнь его здесь осложняется:граф Воронцов , генерал-губернатор Одессы, взбешенный пушкинскими эпиграммами, ревнуя к поэту свою жену, настойчиво требует от высшего начальства удаления ненавистного ему Пушкина. А ведь поэт действительно очень увлечен графиней Воронцовой: на одном из листов тетради целая россыпь ее портретов: лицо, г8олова, профили, плечи с ожерельем не шее: Образ ее преследует его:Одно из красивейших стихотворений поэта - стихотворение "Талисман" посвящено графине Воронцовой Софье Михайловне:

(Чтение стихотворения)

Пребывание Пушкина в Одессе становилось невозможным: врагам поэта помог случай. В руки правительства попало перехваченное полицией письмо, в котором Пушкин отрицал "бессмертие души". Безбожие считалось государственным преступлением. Александр 1 приказал уволить поэта со службы и отправить в новую ссылку - в глухую деревню Псковской губернии, под надзор полиции и церкви. Перед отъездом Пушкин написал стихотворение "К морю", в котором прощался с морской стихией, представлявшейся поэту символом свободы:

Прощай, свободная стихия,
Последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь яркою волной.

6. Куда же мы теперь отправляемся?

Наш путь- с юга России в далекую Псковскую губернию. Пушкину предписывалось нигде не останавливаться "по своему произволу, а по прибытии в Псков явиться к г-ну гражданскому губернатору." 29 июля 1824 г.

Пушкин же подписывает следующее: "По маршруту от Одессы до Пскова исчислено верст 1621. На сей путь прогонных на три лошади 389 рублей 04 копейки. Получил коллежский секретарь (подпись: Александр Пушкин)"

Приезд в Псков , далее в Михайловской: Первые дни, недели, даже месяцы тягостны для поэта:

Почему?

(Уединенье, глушь, суровость родителей, не одна тяжелая сцена с отцом).

Пушкин развлекался частыми визитами в соседнее село Тригорское, где проживала П.А.Осипова с дочерьми и племянницей А.П.Керн. Керн была красавица, конечно же, Пушкин страстно влюбился. Шедевр любовной лирики поэта - стихотворение "Я помню чудное мгновенье:"

(Чтение стихотворения).

Вопросы:

  • Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату?
  • Образ героини стихотворения создается с помощью загадочных слов: "мимолетное виденье", "гений чистой красоты". Какие чувсива и ассоциации вызвали у вас эти выражения?
  • Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении женский образ?

(Героиня кажется бесплотным призраком, таинственным и прекрасным. Она идеальная. Неземная, непостижимая, невыразимая, чудесная)

7. Да, пребывание в Михайловском тягостно. Пушкин здесь, как и везде, много читал и работал. "Книг, ради бога, книг!"- постоянно пишет он брату. Особенно производительно занимался Пушкин осенью и очень любил это грустное время года.

А в январе 1825 г8ода его посетил Пущин, его старый друг и товарищ. Пущин привез с собой литературную новинку - пьесу Грибоедова "Горе от ума", тогда еще не напечатанную и ходившую по рукам в списках.

(Более подробный рассказ о посещении Пушкина Пущиным).

В 1826 году Пушкин посвятит ему стихотворение "И.И.Пущину"

"Мой первый друг, мой друг бесценный!"

(Чтение стихотворения).

8. За время пребывания в Михайловском Пушкин окончил поэму "Цыганы". Повесть "Граф Нулин", трагедию "Борис Годунов", множество стихотворений и статей.

Таким образом, период заточения в селе Михайловском является, чуть ли не самым производительным периодом в творческой деятельности любимого поэта.

Все это время рядом с ним находилась его няня Арина Родионовна, которая вечерами рассказывала ему сказки:Чуть позднее он посвятит ей замечательное стихотворение "Няне".

(Чтение стих-я)

"Вновь я посетил:"

9. Путешествие продолжается: С мая 1827 года высочайшим повелением Пушкину разрешено жить в столицах. Однако поэту пришлось убедиться, что свобода ег8о скорее призрачная: за ним следили, его подстерегали.

В 1828 году он менее чем за месяц написал поэму "Полтава"..

Характер Пушкина скоро меняется: живой и страстный любитель развлечений он становится угрюмым, целые дни проводит лежа на диване, ни с кем не говоря, молча куря трубку.

В это время Пушкин сделал предложение Н.Н. Гончаровой. Он познакомился с ней, когда ей было 15 лет, на балу. А в день Пасхи, 21 апреля 1830 года Пушкин сделал ей предложение, которое и было, наконец, принято. Не совсем благосклонно относилось семейство Гончаровых к этому браку, будущая теща часто устраивала поэту неприятности и сцены.

10. От всех этих передряг и душевных волнений Пушкин уехал в Болдино. И мы направляемся в село Болдино Горьковской области. Любимое время г8ода - осень, недаром этот период жизни поэта так и называется - Болдинская осень. В течение трех месяцев он создает трагедии "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Дон-Жуан", около 30 стих-ий, пять "Повестей Белкина", несколько глав "Онегина". Роман в стихах "Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни", как писал В.Г.Белинский. Главная героиня романа Татьяна -"милый идеал" поэта.

(Чтение наизусть "Письма Татьяны").

11. Декабрь 1830 года. Путешествие продолжается. Возвращаемся из Болдино в Москву.

Новый 1831 год застал Пушкина хлопотами о женитьбе.

18 февраля 1831 года Пушкин был обвенчан в Москве в церкви Старого Вознесения. Новобрачные остались жить в Москве до весны. А после Пасхи уехали в Царское Село.

12. Мы уезжаем из Москвы в Петербург, в Царское Село. Здесь Пушкин пишет очень много сказок: "О царе Салтане", "О мертвой царевне", "О золотом петушке".

13. Из Царского Села Пушкин переехал в Петербург. Работал со страстью. В 1833 году был принят в число членов Академии наук.

14. К осени 1833 года у Пушкина готовы материалы для"Истории Пугачевского бунта", "Капитанской дочки", написан "Дубровский".

15. Денежные дела его расстроены.

16. В 1834-1835 году Пушкину все ненавистнее становится высшее петербургское общество: интриги, зависть, бесконечная череда праздников:

Дантес и Пушкин познакомились в ресторане Дюма, в Петербурге Кто такой Жорж Дантес Геккерн?

Характер Пушкина становится все более желчным и подозрительным. На окружающих он смотрит косо, в каждом слове старался найти намек на свои семейные отношения. Легко поддавался сплетням, по всему было видно, что у него душевный разлад. Один из его биографов, г-жа Венкстерн, допускает мысль, что он действовал, как будто "руководимый смутной надеждой встретить пулю, которая разом разрешила бы его запутанные счеты с жизнью".

В его душе какое-то темное предчувствие: приехав на похороны матери, в разговолре с сестрой Ольгой Сергеевной, он сказал, что нужно купить место для будущей своей могилы. И он покупает место рядом с могилой матери в Святогорском монастыре:

Будто чувствуя, что для него все и навсегда кончено, Пушкин пишет стихотворение "Памятник" - могучий и гордый эпилог к закончившейся литературной деятельности. Без ложной скромности он сам дает оценку своему гению:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный;
К нему не зарастет народная тропа;
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру! Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Таким языком, сильным и могучим, мог говорить только гений. Это поэтическое завещание, лебединая песня великого поэта.

В октябре, в Петербурге, на лицейском празднике удрученный, душевно разбитый поэт, хотел прочесть собравшимся лицеистам стихотворение, написанное им к этому торжеству, но только произнес:

Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался:"

Голос его оборвался, слезы полились из глаз; он опустился на диван в бессилии, в изнеможении:

4 ноября 1836 года Пушкин получил три экземпляра безымянного письма "Оскорбительного для моей собственной и для жены моей чести". Во всем Пушкин обвиняет Дантеса.

В 4 часа пополудни 27 января за Черной речкой состоялась дуэль.

(Сценка "Дуэль"). Чтение стихотворений.

Карета Дантеса привезла Пушкина в его квартиру на Мойке (Петербург), где-то около 6 часов вечера

"В три четверти третьего часа пополудни, 29-го января 1837 года, Пушкина не стало".

1 февраля - отпевание, а ночью в тот же день тело Пушкина было отправлено в Псковскую губернию, в Святогорский мо6настырь:

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Наше путешествие подошло к концу: Конечно, кратко, но мы коснулись с вами основных вех в жизни и творчестве великого поэта, заочно побывали в тех местах, где до сих пор народ хранит память о Пушкине. И не только народ, но и природа, дома:

В качестве домашнего задания я бы хотела вам предложить следующее:

1. Сочинение-миниатюра на тему "Мой Пушкин"

2. Исследовательская работа "Путешествие в пушкинскую Москву

3. Доклад на тему "Няня Пушкина Арина Родионовна"