Статья "Роль методических объединений в повышении методического мастерства и профессиональной компетентности педагогов"

Разделы: Администрирование школы


Непрерывное образование педагогов, нацеленное на повышение их профессиональной компетентности, личностное развитие являются важнейшими ресурсами и непременным условием успешной реализации необходимых преобразований в системе школьного образования.

Методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.

В летной школе-интернате созданы и функционируют предметные методические объединения:

  • учителей физики, математики и информатики;
  • учителей естественно-гуманитарных дисциплин;
  • учителей специальных дисциплин;
  • воспитателей.

Основные задачи работы методических объединений:

Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

Профессиональное становление молодых преподавателей;

Повышение профессиональной квалификации учителей;

Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;

Внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем;

Сосредоточение основных усилий методического объединения на создании научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешного поступления в ВВУЗы по избранной специальности.

Методические объединения используют следующие формы научно-методической работы:

Заседания методических объединений.

На них обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания рабочих программ и тематических планов изучения предметов, методики проведения занятий, повышения эффективности и качества всех видов учебных занятий, совершенствования учебно-материальной базы, подготовки молодых специалистов, повышения квалификации, рассматриваются рукописи учебных пособий, тексты и задания контрольных работ, аттестационные и другие учебно-методические материалы.

Открытые уроки и мероприятия, мастер-классы.

Они проводятся согласно плану учебно-воспитательной работы школы, как правило, в рамках предметных и методических недель. Основная цель проведения и посещения – целостное видение урока, его полный анализ и системная оценка. Уроки своих коллег целесообразно не заимствовать, а изучать, так как основными факторами на любом уроке являются личность учителя, особенности детей конкретного класса, что неповторимо, невоспроизводимо. Всегда нужно помнить мудрое и научно подтвержденное мнение К.Д.Ушинского: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт». Практика проведения мастер-классов показала, что они позволяют проявить и оценить эрудицию учителя, его артистизм, импровизационные возможности, исполнительское мастерство.

Участие педагогов в профессиональных и творческих конкурсах.

Педагоги летной школы принимают активное участие в конкурсах различного уровня. Школьный конкурс «ОРЛЯТА» предполагает участие и педагогов, и воспитанников по нескольким номинациям. С интересом учителя и воспитатели участвуют в различных региональных конкурсах и побеждают в них. Все это подтверждает высокий профессиональный уровень педагогов, их активную творческую позицию.

Творческие отчеты учителей.

Они являются одной из вариативных форм в новой модели аттестации педагогических работников. Творческий отчет позволяет раскрыть актуальность проблемы профессиональной деятельности педагога, показать новизну, оригинальность и практикоориентированность педагогического опыта, его системность и эффективность. Творческие отчеты педагогов проходят, как правило, в рамках методической недели. Большое внимание методические объединения уделяют проведению методических недель по темам: «Героико-патриотическое воспитание воспитанников средствами учебных предметов» и «Интеграция общего и дополнительного образования - важный фактор повышения качества образования».

Разработка методических продуктов.

Одной из форм представления результатов педагогической деятельности являются методические разработки. Они публикуются в предметных журналах и отдельными брошюрами. В последнее время увеличилось количество опубликованных методических разработок. Заслуживают внимания следующие работы: программа элективного курса «Решение задач военно-прикладной направленности по физике», учебно-методическое пособие «Методика подготовки к ЕГЭ по физике», учебное пособие по изучению военно-специальных дисциплин.

Готовятся к изданию методические рекомендации «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе».

Подготовка публикаций.

Опыт работы учителей и воспитателей широко представлен публикациями в журнале «Образование в регионе», предметных журналах и т.д. Авторы поднимают в своих публикациях проблемы профильного обучения, делятся с коллегами опытом их решения, своими достижениями. Педагоги школы – победители регионального конкурса на лучшую публикацию в печатных СМИ материалов патриотической направленности.

Организация методической помощи аттестующимся педагогическим работникам.

Реализация регионального комплексного проекта «Образование» предполагает внедрение новой модели аттестации педагогических и руководящих работников, поэтому методическая помощь необходима. Обучающие семинары, проводимые с этой целью, способствуют осознанному выбору вариативных форм аттестации, тщательной подготовке аттестационных мероприятий. Проведение таких мероприятий в рамках школы – тренинг, позволяющий выявить и устранить недостатки.

В результате реализации указанных форм деятельности методическое объединение способствует формированию и развитию необходимых профессиональных компетентностей:

  • диагностических;
  • проектировочных;
  • целеполагания;
  • организационно-деятельностных
  • коммуникативных;
  • контрольно-оценочных;
  • аналитических;
  • прогностических.

Методическое объединение прививает вкус к инновационной, исследовательской, экспериментальной и научной деятельности, углубляет обобщенные знания в сфере общей педагогики, дидактики, психологии, культурологи, методологии, философии образования.

Это достигается отсутствием формального подхода к работе и оценке ее результатов.

Функционирование и развитие методических объединений рассматривается одновременно и как педагогическая, и как управленческая деятельность.

Организация временных творческих групп позволяет решать множество практических задач, участвовать в реализации программы развития школы и проектной деятельности. Руководители методических объединений вовлекают творческих преподавателей в работу виртуальных сообществ в сети творческих учителей в Интернет.

Индивидуальное самообразование, определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. В современных условиях перехода от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг важнейшей задачей методической работы является организационно-педагогическое обеспечение процесса развития способности учителя к самоанализу, который базируется на самопознании, самоконтроле, самодиагностике, самооценке.

Методическая работа в школе сегодня – это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения (перевод учителя из позиции обучающего в позицию обучаемого). Повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами теории и методики преподаваемого предмета. Оно должно обеспечивать развитие профессиональной культуры учителя в целом.