Изобразительная деятельность как средство повышения уровня собственной креативности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время

Разделы: Технология


Современное преподавание технологии предполагает стремление каждого ученика к творчеству, т. к. учебно-воспитательными целями преподавания предмета “технология ” являются: формирование навыков художественного проектирования и конструирования, обеспечивающих высокую технологичность, формирование художественного вкуса и эстетических потребностей, зрительных представлений, творческого воображения и фантазии.

Задача педагога развить художественно-образное мышление и эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям в действительности, искусству. Развитие эстетических чувств дополнительно стимулирует ученика к творческой деятельности.

Изобразительное искусство связано с творчеством и является отличным помощником для проявления собственной креативности на уроках технологии.

При изучении каждого раздела предмета “технология” в своей практике я использую упражнения изобразительного характера для более полного восприятия темы урока и одновременного самовыражения учащегося.

Человек, который дополнительно изобразительно выражает информацию, легче ее запоминает и применяет при необходимости. Развитие изобразительных способностей способствует также выработке собственных мировоззренческих позиций для решения проблем собственного жизнестроения.

Чтобы выполнение упражнений было более эффективным необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Создание позитивной эмоциональной атмосферы.
  2. Равноличностное общение во время деятельности, основанное на взаимном уважении.
  3. Сведение к минимуму механического воспроизведения материала.
  4. Участие учителя в качестве консультанта и эксперта во время деятельности.
  5. Максимальный уход от оценивания результатов изобразительного творческого труда. Это позволяет учащемуся, незаметно для себя расти и совершенствоваться.

1. Упражнения, направленные на создание информационных картинок по теме урока собственными усилиями.

(Различные иллюстрации, макеты, конструкции, схемы, логические цепочки и пути, графики и диаграммы, отражающие содержание текстов или отношение к ним.)

Материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски, цветная бумага, фото, журналы, открытки.

(Предлагается выбор по параметрам: техника исполнения, разнообразный материал, цветовые предпочтения, степень детальной проработки.)

Правила оформления иллюстраций, творческих рисунков – эскизов:

– рисунок обязательно должен быть выполнен аккуратно, по возможности обрамлен. Рамка направляет внимание на то, что сосредоточено в ее пределах;

– рисунок желательно должен быть выполнен в цвете. Цвет имеет психологическое воздействие и несет дополнительную информацию;

– рисунок может иметь фон. Заполненный фон напоминает, что все в мире заполнено предметами, живыми существами, цветом;

– все планы рисунка могут быть заполнены объектами. Глаз видит все, что расположено перед ним, подальше и совсем далеко. Это правило способствует дополнительному развитию пространственного мышления;

– каждый рисунок должен иметь название или сопроводительный текст, подпись автора;

Именно так рисунки приобретают индивидуальность и информативность.

Упражнения могут быть разнообразными, в зависимости от темы урока.

Данные упражнения могут использоваться в качестве домашнего задания и обобщающего контроля знаний.

Учебный раздел Вид изобразительных упражнений
1. Кулинария – эскиз сервировки стола;
– изготовление технологических карт приготовления блюд;
– дизайн и конструкция посуды, столовых аксессуаров и приборов;
– зарисовка пищевой пирамиды, продуктов питания;
– эскизы оформления блюд с использованием иллюстраций продуктов и без них;
– составление и оформление меню (выбор шрифта, общей формы меню, дополнительного авторского декорирования);
– составление диаграмм вкусовых ощущений и предпочтений;
2. Машиноведение – зарисовка деталей и узлов швейных машин будущего с элементами настоящих;
– выполнение кинематических схем в режиме слайдов или кадров фильма;
– составление композиций из ручных стежков и строчек;
машинных швов (инициалы, оформление одежды, на предметах интерьера, вышивка логотипа);
3. Материаловедение – зарисовка схем получения волокна, нитей, переплетения тканей с применением натурального материала;
– композиция, коллаж из тканей различного состава с применением текстильных волокон, фурнитуры;
– эскизы рисунка тканей;
– создание собственных коллекций из натуральных тканей, синтетических тканей в зависимости от вида и назначения швейных изделий;
4. Творческий проект – составление индивидуальных графиков последовательности выполнения проекта, логических цепочек пути выполнения проекта;
– выполнение эскизов проектируемого изделия;
– выполнение макетов проектируемого изделия;
– выполнение диаграмм цветовых предпочтений;
– оформление проектируемого изделия;
– составление коллекций;
– выполнение иллюстраций зрительного ряда в исследовательской части;

2. Упражнения, используемые для проведения демонстрации и обмена результатами творческой деятельности.

– Создание буклетов, открыток, альбомов по предмету технология, разработка и изготовление пригласительных, выполнение наглядных пособий, плакатов к разделам и темам уроков.

– Составление и выполнение пригласительных билетов и афиш. В билетах следует указать дату, название, продолжительность, часы и имена участников.

– Изготовление этикетки пояснениями, которое имеет каждое произведение.

На ней указывают: имя и фамилию художника, название работы, дату написания или создания, использованную технику, происхождение, инвентарный номер коллекции

Показ своего творчества , своих произведений – необходим каждому творческому человеку. Особенно важно это для современного ребенка. Выставляя свои произведения, он подводит какие– то итоги своих поисков, открывает себя в общении с окружающим миром.

3. Упражнения, направленные на интерпретацию изображения.

Используются: Презентация, реклама, вернисаж. (Одновременное развитие рефлексии, речи.) Приложение

Такие творческие уроки– мероприятия способствуют сближению творчески мыслящих людей, способствуют общению, и обогащают опыт каждого участника.

На вернисаже можно думать, мечтать, разговаривать, прогуливаться, узнавать, отдыхать, слушать определенную приятную музыку – получать удовольствие.

Вернисаж можно приурочить к любому уроку, торжеству, празднику, дню рождения, когда возникает желание открыть свой мир для других. Вернисаж может сопровождать современное выдающееся событие в масштабах мира, страны, города и т. д.

Выставляться можно группой или одному. Вернисаж может быть откликом на окружающий мир, призыв общества или сопровождением культурного вечера.

Хорошо заранее составить список людей, которых можно пригласить влиятельных или значимых для маленьких авторов людей. Их мнение поможет в дальнейшем творческом пути и предоставит большие возможности для творчества.

– Разработка оформления помещения. (Эскиз, макет и т.д.) Здесь возможны групповые решения по интересам.

Тема, характер, содержание и объем работ необходимо связать с помещением. От этого зависит впечатление зрителя. К моменту открытия художник или автор должен внимательно изучить его, чтобы максимально выразить себя и добиться желаемого ответного отклика.

– Изготовление рекламных слоганов.

– Выполнение мультимедийной презентации.

– Изготовление путеводителя по выставке.

– Изготовление специальных маячков. Их можно оформить в стиле показанных работ. Например: не проходи мимо, закрывать глаза запрещено.

Хочется добавить, что данные упражнения не только повышают стремление к творчеству на уроках технологии, но и в целом обогащают внутренний мир ребенка.

Прорисовывая явления внешнего мира, структуру, детали, элементы, человек сам выстраивает свой мир, при этом изучая его закономерности.