Интеллектуальная игра "Аква"

Разделы: Физика, Химия


Подготовка к игре: команда от каждого класса по 6 человек, оформить газету о воде, визитную карточку команды, придумать рекламу воде. Формируется жюри из учащихся старших классов.

Цели:

  1. Расширить представления о воде как уникальном веществе на Земле. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды.
  2. Продемонстрировать взаимосвязь предметов естественного цикла (биологии, химии, физики).
  3. Расширить кругозор учащихся, развивать ассоциативное мышление.

Этапы игры:

  1. Представление команд
  2. Вопросы учителя физики
  3. Реклама о воде
  4. Объяснение химических опытов.
  5. Вопросы учителя биологии
  6. Эксперимент по химии.
  7. Вопросы учителя химии
  8. Конкурс капитанов.
  9. Опытное доказательство физических свойств воды.

Оборудование: кристаллизатор, демонстрационный столик, пипетки, керамическая плитка, химический стакан, спиртовка, спички, тигельные щипцы, предметное стекло, мензурки, колбы различной формы, видеофильм “Рапсодия океана”., презентация по ходу игры (приложение 1).

Реактивы: KMnO4, H2O, Al, I2, K, лакмус, фенолфталеин.

(Включаем видеофильм “Рапсодия океана”) Слайд 1.

Сегодня мы будем говорить о самом обычном веществе вода, но нас удивляют необычные ее свойства. Вода не перестает удивлять физиков, химиков, биологов. Сколько произведений искусств посвящено этой стихии, то милой успокаивающей душу, то грозной, непокорной и приводящей к страшным разрушениям и приносящей непоправимые беды. Слайд 2

Фалес, греческий философ, сказал, что весь окружающий нас мир – это вода, находящаяся в различных состояниях. Сент– Экзюпери воду назвал пугливым божеством. Слайд 3.

Сегодня вы будете в роли биофизикохимиков.

1. Представления команд.

2. Вопросы по физике:

  1. Есть ли вода на планетах солнечной системы? (На Венере из-за большого давления и высокой температуры вода в газообразном состоянии. Вода есть и в атмосфере Юпитера. На Марсе вода в снежных шапках у полюсов. На Луне воды нет). Слайд 4
  2. Чем образованно ядро кометы? (Из грязного льда смешанного с другими элементами). Слайд 5
  3. Что такое снежинка? Почему имеет правильную форму? ( Это сростки ледяных кристаллов, образовавшиеся при конденсации водяного пара в верхних частях атмосферы при низкой температуре). Слайд 6
  4. Какую форму имеет вода? (Форму заполненного сосуда, в невесомости принимает форму шара). Слайд 7
  5. Перечислите свойства воды? (Бесцветная, голубая в толстом слое, легко подвижная жидкость, без вкуса, запаха , температура кипения 1000С при атмосферном давлении, замерзает при 0ОС. 3 состояния: твердое, жидкое и газообразное). Слайд 8
  6. Молекулы воды способны слиться между собой (когезия), слипаться с молекулами других веществ (адгезия). Какие явления в природе с этим связаны? ( Капиллярность, поверхностное натяжение воды). Слайд 9
  7. Бывает ли тяжелая вода, какими свойствами обладает? (Да, по внешнему виду, вкусу и запаху она не отличается от обычной воды. Замерзает и плавится при более высокой температуре). Слайд 10
  8. Стеклянный сосуд на 0,9 наполняют водой. Опускают пузырек с небольшим количеством воды, опрокинутый горлышком вниз. С верху сосуд плотно затягивают резиновой пленкой. Если оказывать давление на резиновую пленку, то стеклянный пузырек тонет. Прекратите воздействие на пленку– пузырек всплывает. Объясните это явление. Где используется в практике данное явление. Слайд 11

3. Реклама воде.

4. Объясните кем выступает вода в следующих опытах: Слайд 12

а) взаимодействие калия с водой;

б) смесь алюминия и йода, на которую действуют каплей воды.

5. Вопросы по биологии:

  1. Фалес, греческий философ, сказал, что весь окружающий нас мир—это вода находящаяся в различных состояниях. Объясните это высказывание. Слайд 13
  2. Играет ли вода значение при наркозе? ( Да. Некоторые наркотизирующие вещества облегчают образование молекул белков структурированной воды, повышая её устойчивость за счет образования гидратов. Подтверждением является, что наркотических эффект может быть достигнуто охлаждением мозга. Структурирование воды вызывается понижение температуры. В нервных клетках возникают коротко замкнутые цепи.) Слайд 14
  3. При голодании человек может потерять весь свой жир, 50% белка, но потеря какого количества воды смертельна? ( 10% ) Слайд 15
  4. Ежедневно человек потребляет около 2 л воды, но для нормальной работы нужно в 5 раз больше. Где берут ткани нашего тела столько воды? ( Это внутренняя вода, которая образуется за счет окисления питательных веществ) Слайд 16
  5. Признаки водного отравления: потеря чувствительности, рвота, судороги, понос. Может ли быть оно у человека? ( Да. Случаются у рабочих горячих цехов при не соблюдении водного режима) Слайд 17
  6. Сколько воды в процентах в эмали зубов, в клетках зародыша? ( В эмали зубов 10%, в клетках зародыша 90%) Слайд 18

6. Определение предложенных образцов воды (дистиллированной, минеральной, дождевой) Слайд 19

Методика определения образцов воды (приложение 2).

7. Вопросы по химии:

  1. Сколько на свете бывает вод? ( 135 отличающихся друг от друга строением молекул ) Слайд 20
  2. Общие запасы воды в мире сейчас такие же, как и миллиарды лет назад. Объясните почему. (ученые считают, что мировые запасы воды сформировались несколько миллиардов лет назад в результате реакции между кислородом и водородом. Круговорот воды – это естественный процесс очистки, при котором примеси из воды удаляются в виде испарения. Атмосфера Земли удерживается благодаря гравитационным силам притяжения. Наша планета является закрытой системой, вследствии чего общее количество воды на Земле остается постоянным) Слайд 21
  1. Можно ли получить “сухую воду”? ( Да. Надо к воде добавить тонкого порошка кремния. Вода становиться сухой и сыпучей. Можно пересыпать в пакетики.) Слайд 22
  2. Может ли вода гореть? ( Да ,в атмосфере свободного фтора) Слайд 23
  3. В чем преимущества использования хлорированной питьевой воды? В чем недостатки? (Хлорирование воды обеспечивает уверенность в том, что вода не содержит бактерий. В то же время наличие хлора в воде наносит вред здоровью, поскольку хлор может реагировать с органическими веществами с образованием тригалогенметанов, например хлороформа СНСl3, который является канцерогеном) Слайд 24

8. Конкурс капитанов. Слайд 25

Надо вставить пропущенные слова.

* Вода – (первоисточник) всего живого. Фалес Мительский.

* Вода – (чудесный) дар природы. А.С. Пушкин.

* Нельзя сказать о воде, что она необходима для жизни, она сама (жизнь). Ты самое большое (богатство) в мире. Сент Экзюпери.

* Вода – (зеркало) науки. Ф.Аурбах.

* Какое необыкновенное вещество вода—(краса) природы. К. Дывис.

9. При помощи опытов докажите основные физические свойства воды.

(Текучесть, диффузия, принимает форму сосуда и т.д.) Слайд 26

10. Подведение итогов. Слайд 27

Конкурс Число баллов 10 А 10 Б 10 Г
Представление команд 2 б      
Вопросы по физике 5б за ответ + 1б за дополнение.      
Реклама воде      
Объяснение химических опытов 5б за каждый опыт      
Вопросы по биологии 5б за ответ + 1б за дополнение.      
Эксперимент по химии 5б за каждый опыт      
Конкурс капитанов 1б за правильное высказывание      
Вопросы по химии 5б за ответ + 1б за дополнение.      
Эксперимент по физики 5б за каждый опыт      
Итог        

Приложение 1

Приложение 2