"Всякая любовь есть счастье" (Урок по циклу "Темные аллеи" И.А. Бунина)

Разделы: Литература


Цель урока – выявить своеобразие концепции любви писателя.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Обратите внимание на эпиграф урока: “Под плоскостью, по которой ходит человек две бездны – смерти и любви, и тонкий ледок может обломиться в любую минуту”. На прошлом уроке, обсуждая рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско”, говорили о бездне смерти, силе роковой и неподвластной человеку. А сегодня обсудим влияние на жизнь другой, неподвластной разуму, развивающейся по своим законам, силе любви.

В течение тысячелетий человек осмысливает отношения мужчины и женщины, и каждый писатель предлагает свое видение любви. Мы будем говорить о любви-болезни у Маяковского, о любви-саморастворении у Куприна. А какова любовь в рассказах Бунина?

Итак, тема урока - “Темные аллеи” любви в цикле рассказов И. Бунина.

Сегодня мы попробуем понять своеобразие бунинского художественного воплощения любви, понять философию любви.

Цикл рассказов “Темные аллеи” был издан в 1943 году в Нью-Йорке. Большинство рассказов - в период Великой Отечественной войны, память помогала вернуться в другое время.

2. Беседа.

- Дома вы прочитали несколько рассказов. Как вы думаете, почему эти рассказы можно объединить в цикл? (Рассказы можно объединить в цикл тематически, их объединяет разные лики любви)

- Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают? (1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом.)

- Цикл открывается рассказом “Темные аллеи”, написанным в 1938 году. Он задает общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всего цикла. Обратимся к рассказу. Каковы ваши впечатления?

- Почему рассказ начинается с небольшой пейзажной зарисовки? Какова функция пейзажа? (Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.)

- В одном абзаце даны два портрета. Какие художественные детали подчеркнуты? (Оба героя одного возраста, но они противопоставлены (союз “а”), крестьянин похож на разбойника, а седок – на Александра II. Таким образом, подчеркнуто социальное положение каждого. Это портреты – впечатления с элементами психологического анализа. Обращено особое внимание на взгляд, подчеркнуты эпитетами “строгий и усталый”.)

- Портрет главного героя динамичный. Как второй портрет дополняет первый? (Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой, что говорит о несложившейся жизни.)

- Как представлена героиня? Зачет использовано многосоюзие “тоже”? (Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота.)

- Почему портрет героини так натуралистичен? (Повествователь любуется героиней, его восхищает женское тело.)

- Как характеризует женщину постоялый двор? (Хорошая хозяйка.)

- Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича? (Он – любовь всей ее жизни.)

- Каково душевное состояние героя? Почему он покраснел? (Читатель сразу может предположить об их прошлых отношениях, интрига скрыта.)

- Как и почему меняется душевное состояние героя? (Воспоминания о любви возвращают его к жизни, усталость и рассеянность исчезают, появляется решимость.)

- Один из психологических приемов раскрытия характера – это диалоги. Как построен диалог бывших влюбленных? (Всего по пять реплик произносят герои, и их бывшие отношения, вся жизнь героини, как на ладони.)

- Почему их диалог переходит в спор? Что они говорят о любви? (Разные взгляды на настоящую любовь в жизни человека. Герой воспринимает любовь как обыкновенную историю, а героиня – смыслом жизни).

- Как раскрывается характер Надежды в небольшом монологе? (Твердая, страстная, верная, преданная.)

- Как характеризует героя эта история? (Бессердечный, романтичный, слабохарактерный.)

- Что помнят герои об их любви? Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой? (Он соблазнял красивыми словами, бессердечно бросил, для нее темные аллеи – боль на всю жизнь; для него – красивая девушка, давшая ему лучшие минуты.)

- Почему история героя умещается в один абзац? Как в монологе он характеризует свою жизнь? Почему все его отношения “обыкновенная пошлая история”? (Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Не способен любить, отдавать себя.)

- Почему герою становится все труднее общаться, и он просит Надежду уйти? (Мучает совесть.)

- Почему героиня не может простить его? (Для нее лучшие минуты в жизни – не простые слова.)

- Почему герой испытывает противоречивое состояние? (Не способен на поступок.)

- Как мужики оценивают Надежду? (Баба – ума палата. Но крута!)

- Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений? (Социальную.)

-Какой мотив воплощен в рассказе? (Мотив вечного пути в поиске счастья.)

- Какие пласты можно выделить в рассказе? (1. Социальный. 2. Психологический. 3. Философский.)

Вывод. Концепция любви Бунина: ОН и ОНА, внезапность любовного озарения, страстность, кратковременность, трагический исход.

Практическая часть

Анализ рассказа на выбор ученика

“Кавказ”

План анализа.

  1. Дата написания.
  2. Форма изложения.
  3. Символичность названия.
  4. Жанровое своеобразие.
  5. Особенности изображения героя.
  6. Динамика отношений.
  7. Функция пейзажа.
  8. Трактовка финала.
  9. Своеобразие образа любви.

“Красавица”

План анализа.

  1. Дата написания.
  2. Символичность названия.
  3. Жанровое своеобразие.
  4. Особенности изображения героя (противопоставление на уровне портретной характеристики).
  5. Динамика отношений.
  6. Особенности композиции.
  7. Своеобразие образа любви.

Домашнее задание. Написать рецензию на рассказ из цикла, который не обсуждался на уроке.

Дополнительный материал к уроку

ПРОЧИТАЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ О ПРОЗЕ И. А. БУНИНА И ПОПРОБУЙТЕ ТЕЗИСНО СФОРМУЛИРОВАТЬ КОНЦЕПЦИЮ ЛЮБВИ ПИСАТЕЛЯ.

“Катастрофичность любви у Бунина вытекает из самого его характера. Это разрыв с буднями жизни и выход в совершенно иное измерение. Это падение в бездну и одновременно – к самому средоточию жизни, к бессмертию, сконцентрированному в одном мгновении любви.

Такое состояние экстаза, граничащего с безумием, несовместимо с обычным течением будничной жизни, несовместимо с условиями земного существования, и, следовательно, у любви не может быть счастливого житейского конца”. Ю.Мальцев.

“В центре цикла - женщина, и весь бунинский мир пронизан силовыми линиями тяготения к женщине”. Д. Мышалова.

“ Большинству рассказов, входящих в книгу “ Темные аллеи”, присуще то сочетание тонкого лиризма и проникновенной лирики чувств с острой и четкостью пластического рисунка, которое всегда было свойственно лучшим произведениям Бунина” А.Волков

“Рассказы Бунина о любви - это повествование о ее загадочной, ускользающей природе, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен.

Именно в любви видел Бунин “возвышенную цену” жизни, в любви, дающей сознание “приобретения” счастья, хотя всегда неустойчивого, теряемого, как неустойчива в утратах сама жизнь. Герои Бунина – это люди единой судьбы: для них характерна внутренняя трагическая опустошенность, отсутствие “цены жизни”. Они ищут ее в любви, в воспоминаниях о прошлом. Будущего у них нет”. А.Соколов.

“Совершенно правильно было замечено, что в бунинском восприятии мира как-то чарующе своеобразно сожительствует любовь и смерть. Бунин с необычайной остротой чувствует смерть. И в то же время никто из новейших писателей с такой полнотой не измерил и не изобразил всепоглощающей силы любви, именно той любви, плотской и в то же время душевной, которая является источником всякой жизни” П.Б.Струве

“Любовь в представлении писателя вообще существует только как потребность любви, как воображение счастья любви, которая принимается человеком за самое любовь. Осуществившись, эта мечта любви, выбивающая человека из обыденной колеи его жизни, перестает быть любовью: осуществление любви есть и ее отрицание – в этом одна из самых характерных коллизий бунинских решений темы любви во всей его прозе” Н.Кучеровский

“В центре внимания автора во всех рассказах цикла – любовь мужчины и женщины, причем чаще всего показанная через призму памяти. Сюжетная формула, как правило, повторяется: встреча, внезапное сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание, возможно смерть…Любовь у Бунина – это не только духовное единство, но и физическая близость, причем любовь никогда не длится, не перерастает в состояние прочного земного блаженства” В.Агеносов

“В коллизии и в самой идее бунинской темы любви выражено общее представление писателя о жизни: катастрофичен мир, катастрофично чувство и сознания человека, радость бытия – мгновение, она – величественна и в то же время ничтожна перед вечной печалью идеи “последней смерти”. И любовь в этом мире – лишь воображение радости и счастья земного бытия и едва ли не самый короткий путь их неосуществимости” Н.Кучеровский

15.08.2009

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306