Развитие воображения детей на занятиях по изобразительной деятельности

Разделы: МХК и ИЗО


“Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться…” Ш.А. Амонашвили

Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому, подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его возможно лишь при систематическом развитии этого самого творчества и воображения в частности.

Важный психологический процесс, тесно связанный и во многом переплетающийся с процессом творчества, отличающий творческую индивидуальность – процесс воображения. Если представить, что человек не обладал бы воображением, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Великий немецкий математик Гильберт на вопрос о судьбе одного из своих учеников ответил: “Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения”. Именно благодаря воображению в науке совершены революционные открытия, такие, например, как создание периодической таблицы химических элементов Менделеева и теория относительности Эйнштейна.

В ходе многочисленных наблюдений и изучения таланта художественно одаренных детей ученые, психологи отмечают наличие сильного и яркого воображения, речевых способностей и чувства формы. Воображение - способность человека к созданию новых образов /представлений/ путем переработки предшествующего опыта наиболее интенсивно развивается в период с 5 до 15 лет и нуждается в специальном развитии.

Решая задачу развития воображения на занятиях рисованием, использую различные способы, приемы.

  1. Развивая воссоздающее воображение, характерное для дошкольного возраста, а затем и творческое провожу игровые упражнения “Преврати фигуру”, “Дополни детали”, “На что это похоже?”, “Кого можно нарисовать этой линией?”, “Кто, что может быть такого цвета?” и т.д. Эти упражнения традиционны и используются как тесты, но, на мой взгляд, они стимулируют детей на активный поиск похожего или же создание необычного, что само по себе требует уже творческого отношения.

    

Фантастические образы в рисунках дошкольников встречаются редко, а вот “превращения” знакомых объектов интересны. Дети превращают самые простые фигуры: круги, квадраты и т.д. Затем количество фигур увеличивается, появляются пятна, линии, которые превратить в какой-то образ с помощью дополнительных элементов намного сложнее. Это упражнение занимает несколько минут, оно простое и не требует подготовки, не требует прорисовывания, детализации от ребенка. Количество на данном этапе переходит в качество. Важен анализ изображения: быстрота, количество образов и, конечно же, оригинальность решения.

 

 

  1. Рисование сказочных предметов, объектов, явлений само по себе позволяет развивать воссоздающее воображение и способствует развитию творческого так как, детям нужно не просто воспроизвести сюжет сказки, наполнить его деталями, но и представить то, чего в жизни они не видели, то есть найти похожее в реальном мире и наполнить его своей фантазией. Мне очень важными представляются следующие моменты -
  • Сказочную тему занятия (образ) раскрываю через два контрастных понятия, например: добрый - злой, старый - молодой, красивый - безобразный. Качественное различие помогает ребенку определить важную суть предмета, персонажа.

  

  • Воспитанники изображают не только известные сказочные персонажи, но и рисуют сказки о предметах, явлениях окружающего мира. Огонь, дождь, ветер, линия, форма, звук - становятся объектами сказок. При этом дети наделяют персонажи понятными и доступными эмоциями, настроением –– добрая, грустная, сердитый и т.д. Так огонь, по определению самих детей, может быть добрым, сверкающим, праздничным, мягким, теплым, если речь идет об огне свечи и становится страшным, злым, некрасивым, “с огромным зубастым ртом”, если мы говорим о пожаре. Каждый ребенок подбирает для себя наиболее близкий к нему образ.

  

  1. Очень важно использовать для развития у дошкольников творческого воображения имитационные упражнения или так называемые пластические этюды. Учитывая тяготение детей к игровой деятельности, я стараюсь использовать их на каждом занятии, они выполняют не только задачу физминутки, но и позволяют познавать внешние и внутренние характеристики человека, животного, предмета, явления - развивают воображение. В любом занятии, будь то рисование собаки или слона, дымковская роспись или полет бабы Яги возможно превращение в изображаемый объект или явление. В пластических этюдах зарождается способность к образному познанию и отражению окружающего мира /“Осенний лист”, “Низкие облака”, “Подснежник просыпается”, “Грустные, веселые цыплята”, “Бабочка “танцует”/. Выразительные движения в играх-имитациях представляют собой внешнее проявление эмоциональных состояний и дают возможности для развития воображения, ассоциативного мышления, творческого самовыражения детей средствами мимики, пантомимы, словесного искусства.

Развитию воображения способствует рисование музыкальных произведений. “Что изобразил композитор с помощью музыкальных звуков?”, “Кто спрятался в этом музыкальном фрагменте?”, “Передай настроение музыки с помощью цвета и линий” - такие задания очень нравятся детям. Детское воображение ограничено в данном случае лишь музыкой, а фантазия позволяет найти в музыкальных фразах то, что близко в данный момент ребенку. Музыка играет здесь важную и своеобразную роль: она не просто создает атмосферу, происходящих событий, музыка “провоцирует” фантазию ребенка на продуктивную деятельность.

Процесс воображение особенно интенсивно выражен в детстве, однако постепенно он утрачивает свою яркость и силу. Это происходит за счет того, что в период традиционного обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить какое-либо правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Целенаправленное и систематическое развитие детского воображения не только значительно повышает интеллект, математическую готовность, концентрацию внимания или изобразительные способности ребенка - оно крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных ситуаций. Процесс воображения, который обеспечивает контакт с действительностью и уход от нее, во многом определяет черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения любых задач. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач.