Система контрольно-оценочной деятельности (из опыта работы)

Разделы: Администрирование школы


Основной целью школы является создание условий для формирования личности ответственной, инициативной, готовой к самообразованию, самоуправлению своей успешной осознанной, целенаправленной деятельностью, умеющей выходить в рефлексивную позицию. Находясь в рамках жесткого административного контроля, учитель не владеет ценностью и потребностью организовывать рефлексивную исследовательскую деятельность по отношению к результатам процессам преподавания и учения и их результатам.

Педагогический коллектив школы продолжает работу над системой контрольно-оценочной деятельности, в которой каждому субъекту процесса обучения определены свои объекты контроля и своя ответственность за качество результатов процесса. Так, на уровне ученика объектом контроля является качество результата учения. На уровне учителя объектом контроля является качество процесса учения, уровень развития педагогического мастерства, ответственность за качество результатов учения. С этой целью ведется открытая карта знаний по каждой теме (разделу, образовательному модулю) в рамках предметов федерального компонента программы обучения. Кроме этого, по этим предметам запущен мониторинг предметных и надпредметных ЗУНов. Разработаны механизмы контроля качества образования, компьютерный вариант обработки и анализа результатов диагностики. Большинство учителей приняли контрольно-оценочную и рефлексивную деятельность как необходимый этап управления процессом обучения. Они выделяют конкретные итоговые и промежуточные результаты обучения по каждой теме и ведут тематический учет уровня сформированности знаний и умений в форме открытой карты знаний, в системе отслеживают динамику изменения результатов обучения по итогам мониторинговых исследований и готовы дать самооценку и провести рефлексивный анализ.

Но, тем не менее, администрация должна и осуществляет контроль со своей стороны. В данном случае объектом контроля является качество процесса управления, качество обслуживающих процессов: системы повышения квалификации, системы контроля качества; материально-техническое обеспечение, качество экспериментальной работы и др.; ответственность за качество процесса преподавания, уровня развития профессионального мастерства педагога. С этой целью ведется график выполнения практической части, проводятся административные контрольные срезы по предметам, запущен мониторинг: входной, промежуточный, итоговый. В рамках мониторинга подсчитывается средний балл каждого ученика по каждому параметру и в целом по предмету и учителю. Расчет ведется при помощи компьютера, с построением диаграмм и графиков. Таким образом, отслеживается динамика развития качества обучения, что позволяет корректировать процесс управления учебно-воспитательным процессом.