Программа психологической помощи старшеклассникам и их родителям в период подготовки к экзаменам

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: оказать полноценную психологическую поддержку выпускникам и их родителям в период подготовки к экзаменам.

Задачи:

  • Получение полной и чёткой информации о сущности, процедуре и содержании Единого государственного экзамена.
  • Научиться работать с тестовыми заданиями.
  • Выбрать оптимальную стратегию поведения во время подготовки и сдачи экзаменов.

Целевая группа:учащиеся выпускных классов и их родители.

В реализации основных задач программы задействованы: педагог-психолог, педагог-организатор по здоровьесохранительной деятельности (валеолог), классные руководители, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, родители.

Общий план работы по реализации программы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Участники

1. Подготовительный Сбор необходимых сведений о детях. Углубленная психологическая диагностика и анализ возможных трудностей, с которыми они могут столкнуться при сдаче ЕГЭ. Подготовка характеристик и рекомендаций в письменном виде. октябрь-
декабрь
Педагог-психолог,
учащиеся выпускных классов,
классные руководители,
учителя-предметники
Подготовка материалов для собрания (демонстрационные версии ЕГЭ или задания прошлых лет).
Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ».
январь Педагог-психолог,
классные руководители,
зам.директора по УВР,
родители выпускников
Формирующий Тренинговые занятия февраль Педагог-психолог,
учащиеся выпускных классов
Психологические уроки март Педагог-психолог, валеолог,
учащиеся выпускных классов
Контрольный Проведение пробного экзамена апрель Зам.директора по УВР,
классные руководители, учителя-предметники,
педагог-психолог, валеолог,
учащиеся выпускных классов
Возможное продолжение развивающей работы Индивидуальная работа с ребенком апрель,
май
Учащиеся выпускных классов
Консультации апрель,
май
Родители выпускников

Основные формы работы, используемые при реализации программы.

1. Родительские собрания

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Единый государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей, представляет трудность и для выпускников.
Прежде всего сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ, а недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре ЕГЭ, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

2. Психологические уроки

Каждому человеку на протяжении своей жизни приходится сдавать экзамены. Психологические уроки проводятся с целью практической помощи учащимся в организации их работы по подготовке и успешной сдачи экзаменов. Уроки проходят в форме практикума самовоспитания, т.е. ученики не просто заслушивают рекомендации, но и анализируют свой опыт подготовки и сдачи экзаменов, оценивая важность каждой рекомендации, а в ходе дальнейшей самостоятельной работы намечают пути улучшения своей деятельности и используют при подготовке и сдаче экзаменов. К уроку готовится раздаточный материал – пособие МАСТАК, оформленное в виде таблицы с конкретными рекомендациями. На протяжении всего психологического часа используются фрагменты видеозаписи фильма «Операция «Ы» и другие приключения «Шурика» (часть 2 «Наваждение») и музыка из этого фильма.

3. Тренинговые занятия

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ЕГЭ является фронтальная подготовка детей, предоставляющая необходимую информацию и направленная на выработку индивидуального стиля работы. Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к Единому государственному экзамену являются тренинговые занятия. Основное содержание занятий направлено на проживание, получение определённого опыта. Используются особые методы работы: мини-группы, групповая дискуссия, элементы аутотренинга, ролевое моделирование.

Описание содержания основных формы работы, используемые при реализации программы

1. Родительское собрание

Примерный (ориентировочный) план собрания

1. Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ (информирование).
2. Ролевая игра «Сдаём ЕГЭ» (моделирование ситуации экзамена, когда родители выступают в роли учеников).
3. Общие рекомендации педагога-психолога, валеолога и классных руководителей.
4. «Мозговой штурм» на тему «Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?». Составление «копилки полезных советов».
5. Индивидуальные рекомендации.

(Подробно собрание представлено в книге Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2009.).

2. Психологические уроки

Урок 1. Подготовка к экзаменам (Приложение 1, Приложение 3).
Урок 2. Экзамен (Приложение 2, Приложение 4).

3. Тренинговые занятия (Приложение 5).

(Подробно сценарии занятий представлены в книге Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис,2009.).

Литература:

1. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис,2009.
2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1998.
3. Журнал «Завуч», №8,1999.
4. «Школьный психолог», №13, №15, 2004.

26.06.2009