Экологическая сказка "Дед и сова" (подготовительная к школе группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Закрепить у детей понятие о взаимосвязи и взаимозависимости всех живых существ в природе.
  • Заложить в детях в эмоциональной игровой форме экологическое восприятие мира.
  • Помочь детям почувствовать, «вжившись» в роль живого существа, что мир наполнен существами, радующимися и страдающими, требующими бережного и уважительного отношения.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Бианки «Сова», дидактическая игра «Пищевые цепочки», разучивание ролей, изготовление атрибутов и декораций к сказке.

Оформление зала: Дом деда, стол, посуда (предметы народного декоративно-прикладного искусства), декорации леса (елочки, дерево с дуплом, пенечки, грибы), цветочная полянка.

Действующие лица: дед – Сережа Ш., сова – Ира Г., корова – Эльвира Т., шмели – Антон С., Витя А., Саша Д., Миша X., мыши – Настя Д., Аня П., Женя С., ведущая – Оксана Ф.

ХОД СКАЗКИ

Воспитатель: С самого рождения и до глубокой старости человек общается с природой. Он связан с ней незримыми, но очень прочными нитями. Она дает ему все необходимое для жизни: пищу, одежду, кров.Любуясь красотой природы, человек становится лучше и добрее. Мы должны заботится о том, чтобы эта связь человека с природой была как можно теснее, и никогда не рвались те невидимые ниточки.
Сегодня мы вам покажем сказку «Дед и сова». Необычную сказку, экологическую. Смотрите внимательнее, да задумывайтесь крепче. Итак...

Ведущая:

Было ль, не было, давно иль нет,
Жил да был на свете дед.
Возле леса на опушке
Поживал в своей избушке.

У старика того коровушка была, и каждый день она ходила на луг, сочную травушку жевала да старику молоко давала. Как-то раз, когда старик чай пил, да молоком его белил, прилетела к нему из леса сова.

Сова:

Ух-ух! И устала!
Ночь без устали летала,
Мыши словно обнаглели,
Машут крылья еле-еле.
Отдохну тут, посижу,
Друг живет здесь, я гляжу.

Старик:

Эй, сова, ты сова!
Нос крючком, большая голова.
Улетай-ка поскорей,
Не найдешь ты здесь друзей.
Ты от солнца хоронишься,
Людей сторонишься.
Что ты выдумала вдруг,
Ну, какой тебе я друг?!

Ведущий: Обиделась сова на стариковы слова.

Сова:

Всю ночь я летаю, мышей добываю,
А станет светло – лечу спать в дупло.
Без устали тружусь, а в друзья не гожусь?
Будет время, так и знай, не забелишь ты свой чай!

(Облетает избушку, к зрителям обращаясь)

Очень больно и обидно
Слышать дедовы слова.
Впрочем, скоро будет видно,
Окажусь и я права.

Ведущая: Полетела сова прочь, забралась в дуб, никуда из дуба не летит.

Воспитатель: Невдомек было старику, что все в природе взаимосвязано: даже самый маленький расточек, самая незаметная букашечка – все это единые звенья в природной цепочке, и ни одного звена убрать нельзя. Иначе случится непоправимое. Так и в нашей сказке.

Ведущая: На стариковом лугу мыши в норах свистят – перекликаются:

Мышь – Настя Д.: Погляди-ка, кума, не летит ли сова-отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь – Аня П.: Не видать совы, не слыхать совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши все вместе поют весело:

1. Мы – мышки, мы – мышки,
Мы вовсе не трусишки,
И не страшна нам сова –
Острые когти, большая голова.

2. Мы – норки, мы – норки,
Мы норки будем дружно рыть
И клеверу душистому будем мы вредить.

3. А старичок не будет знать,
Что мышек не кому пугать,
И скоро деду, стало быть,
Нечем будет чай белить.

Ведущая: Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.

Сова: Хо-хо-хо, старик, гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

Дед: А, пускай летят. Что от них толку: ни меду, ни воску – волдыри только.

Воспитатель: Стоит на лугу клевер кормовитый, головой к земле виснет. А шмели гудят, с луга прочь летят. На клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

Сова: Хо-хо-хо, старик! Не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

Дед: И ветер разнесет! (скребет в затылке).

Воспитатель:

По лугу ветер гуляет,
Цветень наземь сыплет,
Не попадает цветень с цветка на цветок –
Не родится клевера на лугу.

Сова: Хо-хо-хо, старик! Корова твоя мычит, клеверу просит. Трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Ведущая:

Была корова с клевера здорова,
Стала корова тощать,
Стала молока сбавлять:
Пойло лижет, а молоко вес жиже, да жиже.

Старик: Вот беда, ах ты батюшки, вот беда!

Воспитатель: Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах летают, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится, корова без клеверу тощает.

Корова: Му-му-му!

Воспитатель: Молока у коровы мало. Вот и чай белить деду нечем стало. запечалился старичок.

Дед поет жалобно:

Ох, я бедная головушка,
Не послушался я совушки.
Что же делать, что же делать,
Как мне быть?
Нечем стало старику мне чай белить.
Не дает уж молока моя коровушка,
Видно надо на поклон идти мне к совушке.

Идет к сове, с поклоном говорит:

Совущка, матушка, ты уж прости!
Спаси от напасти – мышей припугни.

Сова:

Ладно, уж, дед, обиду забуду.
Снова ловить грызунов я буду.
Снова на луг шмели прилетят,
Радовать клевер будет твой взгляд.
Снова корова на луг твой придет,
Сочного клеверу она там найдет.
Вкусного, жирного даст молока,
Чем и порадует старика.
Станешь ты снова чай пить,
Да молочком его белить.

Ведущая: Полетела сова на луг мышей ловить.

Мышь – Женя С.: Пи-пи-пи! Ой-ой, беда! К нам сюда летит сова!

Мышь – Настя Д.:

Нос – крючком, глаза – как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки!

Мышь – Аня П.:

Вот беда, так беда!
Разбегайся кто куда!

Сова ловит мышей, они разбегаются.

Ведущая:

Вот и шмели загудели над лугом.
Летают с цветка на цветок друг за другом.

Шмели:

Ж-ж-ж! Мы, шмели, живем, не тужим,
Мы с цветами очень дружим.
Похлопочем над цветком –
Он поделится медком. Ж-ж-ж!

Воспитатель:

Клевер стал на лугу наливаться,
А у коровы удой прибавляться.

Корова:

Му-у-у! Ничего не пойму!
Клевер есть, то его нет.
Кто, ребята даст ответ?
Ну, да ладно, мне недосуг,
Обойду сейчас я луг,
Сочной травки пожую –
Молоком всех напою.

Ведущая:

Стал старик молоком чай белить,
Чай белить – сову хвалить.
К себе в гости звать да уваживать.

Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Сказка, говорят, ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Все артисты: Давайте природу любить, охранять! Давайте заботой ее окружать! Каждый листочек и птичку беречь, Чтобы на Землю беды не навлечь!

Кланяются и уходят.