Праздник для самых маленьких

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Искусство сотворение детского праздника – непременный компонент педагогического мастерства. В жизни детского сада праздники являются своеобразной визитной карточкой учреждения. Это  творческий отчет о развитии детей за определенный период, публичная демонстрация профессионального мастерства педагогического коллектива перед родителями.

Более пятнадцати лет в детском саду Балкыш организуются необычные детские праздники – их участниками являются малыши в возрасте от рождения до трех лет и будущие мамы. Среди обывателей они известны как благотворительные ёлки для неорганизованных детей. Однако, это непростое мероприятие организуется для достижения нескольких целей.

В первую очередь, это добрый праздник для маленьких детей, чей искренний восторг, яркий эмоциональный отклик доставляет нам удовольствие и становится дополнительным стимулом к работе. Бессменным ведущим праздника является Екатерина Хуснеевна Яруллина, заведующий Балкыш. Своей главной задачей она считает показать коллегам приемы управления коллективом детей и родителей, основную массу которых мы видим впервые. Здесь важно умение видеть аудиторию, четко исполнить обряд знакомства – каждого ребенка называют по имени, отмечают нарядность, выражают радость встречи, попутно инструктируют родителей – как вовлечь ребенка в предлагаемое действо.

Для успеха мероприятия Екатерина Хуснеевна считает важным предусмотреть простые, понятные, четкие указания родителям, грамотно спланировать последовательность деятельности. В начале праздника организовать активную детскую деятельность, опираясь на детский опыт родителей. Рассмотреть елку, «зажечь и потушить» огоньки, водить хороводы и петь новогодние песни.  Далее уместно организовать яркий зрелищный номер - нарядная девочка Снегурочка поет свою песню для маленьких зрителей. Ведущая обязательно предлагает рассмотреть сверкающий наряд и приглашает закружиться в танце снежинок. Следуя нехитрым подсказкам и слушая музыку, малыши вместе со Снегурочкой старательно исполняют свой первый в жизни публичный танец. Следом за Снегурочкой приходят различные персонажи:  Белоснежка, Снеговик, Зухра, Микки Маус, незадачливый Емеля, баловник Карлсон, Петрушка, мишки, зайчики, лисички и другие традиционные участники новогодних утренников в детском саду. Главное – они не появляются внезапно – все герои находятся в зале и в нужный момент организуется знакомство с ними. Задача каждого героя – позабавить детей, предложить доступные игры: собрать рассыпавшиеся снежки, изобразить мишку или зайку, спрятаться от персонажа за платочек и шумно «найтись» и т. п. Изюминкой этого ряда является то, что один из героев общается с детьми только на татарском языке,  а ещё один – на английском. Дети охотно участвуют в играх, а родители знакомятся с нехитрыми приемами формирования мотивации к изучению неродных языков.

Кульминация праздника – встреча Деда Мороза.  Главный персонаж появляется на глазах участников праздника. Вначале ведущий находит «сугроб» и с помощью ассистентов предлагает детям рассмотреть и потрогать найденные в сугробе нарядные «заснеженные» рукавицы, шапку и шубу. Когда дети убеждены – вещи не колючие, не холодные – в общем, не страшные, предлагается  примерить их кому-либо из присутствующих (воспитатель, исполнитель роли). Волшебство творится на глазах малышей – перед ёлкой стоит сказочный красавец, добрый Дедушка Мороз! Он приветствует всех и приглашает в хоровод, играет в игры и, по традиции, усаживается слушать стихи. Наконец, Дед Мороз достает из сугроба свой мешок и с помощью ведущего одаривает детей – ведущий достает из мешка подарок и громко сообщает, для кого из детей предназначен подарок, Дед Мороз вручает подарок ребенку. Когда подарки вручены, приглашают  дедушку сфотографироваться. Праздник окончен, ведущий хвалит каждого ребенка за участие и прощается с малышами и их родителями.

Технология площадного театра позволяет нам опробовать на публике приемы работы с детским коллективом, организации родителей. При кажущейся простоте, успех праздника зависит от слаженной работы команды. В зале – это музыкальный руководитель, герои сказок, помощник по свету. Живая музыка руководит участниками праздника, организует их. Репертуар подбирается традиционный, но очень важным качеством руководителя является способность к импровизации, умение быстро среагировать на потребности участников праздника. В работе с персонажами главное – организовать диалог с ведущим, задать оптимальный темп действию – праздник не должен стать утомительным. Очень ответственна нехитрая роль помощника по свету – все должно зажигаться и гаситься строго во время!

Особо стоит остановиться на персонажах, которых играют дети. Это прекрасная возможность репетиции на публике в непринужденной обстановке. Кстати, в рамках этого мероприятия может появиться одновременно несколько Снегурочек – и каждая споет свою песню, и будет восторженно принята публикой.

За кулисами праздника по традиции остается роль методиста. А это, по сути, главный распорядитель бала: организовать встречу детей и родителей, провести инструктаж, обеспечить всем необходимым, сопровождать родителей с детьми, подготовить персонажей праздника, между делом уточнить особенности характера каждого ребенка и во время подсказать ведущему… Методист руководит и самым сказочным моментом – наполняет мешок Деда Мороза. Ёлка благотворительная, все работают бесплатно, с родителей денег не берем. А подарки? Мы предлагаем родителям принести подарок с собой, именно он  с сопроводительной запиской и будет ждать своего часа. На дне мешка непременно притаятся несколько конфет, фруктов или милых игрушек – пригодятся на нештатную ситуацию и будут уместны для ребятишек, исполняющих роли персонажей.

Праздник является от начала до конца мастер-классом  для начинающих коллег, мероприятием обобщения профессионального опыта. Он является первым в череде детских утренников и его тщательный анализ позволяет педагогам обратить внимание на особенности методики работы с детьми, обсудить технологию наиболее удачных приемов в работе. Особенно тщательно анализируется работа ведущего и персонажей, здесь заостряется внимание на смысловом предназначении каждого действия.

Наконец, это реклама услуг учреждения для населения, формирование его своеобразного имиджа. В 2008 году мы сыграли четыре праздника, их участниками стали более семидесяти детей до трех лет, самому маленькому из них было всего месяц – он мирно посапывал в конверте, слушая, как радостно бьется мамино сердце и как старательно мама и папа напевают для него знакомые с детства песни. Следует отметить, на этом празднике мы делаем своими союзниками, соавторами родителей. У нас нет от них секретов, мы показывает им, как побудить ребенка быть активным, как помочь ребенку преодолеть смущение, не испугаться, как веселиться и радоваться вместе! Дети подрастают и уверенно приходят в детский сад, а наше сотрудничество с родителями находит свое плодотворное развитие.

Приложения

1. Программа «Топотушки – Новый год» - Приложение 1.
2. Текст пригласительного билета - Приложение 2.
3. Инструкция для родителей "По пожарной безопасности и технике безопасности во время участия в новогоднем празднике" - Приложение 3.

22.07.2009