"Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка…"

Разделы: Русский язык


Одной из главных задач современного образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации делового и неофициального общения. Сегодня ценится человек, который устремлен наверх и соответствует требованиям, принятым в высшем обществе. Светское общество XXI века составляют публичные люди, образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной коммуникативной  культурой, занимающие высокое социальное и материальное положение. Однако в современную систему школьного речевого образования не заложены в должной мере те знания и умения, которыми должны овладеть выпускники для профессионального и социального успеха.

Практика и анализ образцов показывают: особые трудности вызывает общение малознакомых людей во время светской беседы. Она занимает большую часть элитарного общения: участники должны продемонстрировать уважительное отношение к собеседнику, кратко охарактеризовать предмет разговора и свое отношение к нему, обсудить последние новости, добиться цели общения (завязать или укрепить знакомство, решить деловые вопросы и т.д.).

Светская беседа как основная жанровая форма коммуникации представителей элитарного общества отличается 1) сферой и речевой ситуацией (светские приемы, которым свойственны праздничность, неповседневность, непринужденность); 2) участниками (избранное общество с четким делением по социальному признаку, демонстрация согласованности и гармонии в общении); 3) коммуникативной целью (поддержать доброжелательные отношения, приятно провести время и др.); 4) регламентированностью тематики беседы (разговор на общие темы, избегание тем – табу), выбора языковых (соблюдение норм речевого этикета, некатегоричность высказывания), пантомимических (отсутствие ярко выраженных реакций) и ритмико-интонационных средств (спокойный темп, негромкий голос); времени (непродолжительность общения с одним гостем), внешнего вида (соблюдение dress-code).

Программа по развитию речи школьников направлена на формирование коммуникативной компетенции, однако в силу объективных причин она не ориентирована на коммуникативные успехи, которые должен достичь человек, стремящийся вверх по социальной лестнице. Знания об особенностях светской беседы и умение организовывать свое речевое поведение, востребованное в элитарном обществе, могут быть сформированы на одном из занятий элективного курса для старшеклассников «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка…».

Для достижения основной цели занятия учащимся предлагаются различные группы коммуникативных заданий.  Выполнение аналитических заданий (например, анализ текста – образца светской беседы, сопоставление позитивных и негативных образцов (№1, 2) сформирует умение оценивать свое и чужое речевое поведение, корректировать его, предупреждать в будущем коммуникативные промахи и неудачи. Аналитико-конструктивные задания  направлены не только на критическую оценку предложенного варианта поведения (№3, 4), но и использование более уместных средств общения (вербальных, паралингвистических). Конструктивное задание (№5) предполагает демонстрацию модели речевого поведения в ситуации светского общения (участие в беседе).

Отбирая материалы к такому уроку, учитель может руководствоваться следующими критериями: образцы (графические тексты, видеоситуации) должны, во – первых, демонстрировать негативное либо позитивное элитарное речевое поведение (например, сцены из х/ф «Война и мир», реж. Дорнхельм), содержать легко узнаваемые типы героев и ситуации (например, фрагменты х/ф «Евгений Онегин», реж. Л. Тайлер); во – вторых, пользоваться широкой популярностью, обладать высокими художественными достоинствами (например, сцены из х/ф «Служебный роман», реж. Э. Рязанов); в – третьих, соответствовать теме и содержанию занятия, способствовать формированию необходимых умений (например, фрагмент романа «Саквояж со светлым будущим» Т.Устиновой). Таблицы (например, «Структура и речевые жанры светской беседы») должны систематизировать знания учащихся.

Такая дидактическая база определила выбор методов и приемов: проблемное и репродуктивное слово преподавателя, проблемная беседа, коллективный анализ видеофрагментов и решение риторических задач. На наш взгляд, обучение старшеклассников умению строить речевое поведение во время светской беседы позволит в целом повысить коммуникативную компетенцию школьников, приобщиться к элитарной культуре общества.
Приведем задания, направленные на достижение поставленной цели. В водном слове преподаватель отмечает, что на светских мероприятиях общение приглашенных гостей, отличающихся социальным и материальным положением, степенью знакомства, целью посещения организуется в виде светской беседы – главном речевом событии приема.
Основная задача первого задания – выявить особенности речевого поведения хозяев и гостей во время встречи. После просмотра фрагмента х/ф «Война и мир» (реж. Дорнхельм) учащимся предлагаются вопросы для риторического анализа: В чем заключается коммуникативное поведение организаторов во время встречи гостей? Каковы особенности мимики, жестов, интонации хозяина приема и гостей?

Образец 1*. Фрагмент х/ф «Война и мир» (сцена «Приезд Болконских на раут к Ростовым», реж. Дорнхельм)

Болконский и Лиза подъезжают  к дому Ростовых. Андрей подает руку, помогает беременной жене выйти из кареты.
Лиза (недовольно). Это не по-светски. // Мы едва знаем Ростовых. // Мы бы могли соблюсти приличия, Андре.
Болконский (ведет под руку жену, отвечает раздраженно). И сразу же домой.// Недолгого раута довольно, // в вашем положении!
Лиза (недоумевая). Андре, / для тебя светское общество / в тягость?
Болконский (сдержанно приветствует встречающихся гостей, выглядит усталым, отвечает недовольным голосом). Это не тягость, голубушка. // Это пытка!
Граф Ростов (встречает гостей на крыльце, руки за спиной, на лице радость и удивление). Добрый вечер!
Болконский (снимает шляпу, с чуть заметной улыбкой). Добрый вечер!
Граф Ростов (искренне радуется приезду гостей). Глазам не верю! // Князь Болконский! // Какая честь! // Я счастлив / принимать вас в нашем доме! //Давно мы не встречались! // Я частенько вспоминаю вашего отца. // Прошу вас, / не забудьте передать ему поклон!
Болконский (улыбается). С радостью, /граф, / передам.
В ходе проблемной беседы преподаватель обращает внимание на то, что светский прием, как любая хорошо подготовленная процедура, включает встречу гостей и приветствие. Учащиеся отмечают, что во время приветствия между хозяином и гостями происходит непродолжительная светская беседа, содержащая обмен любезностями, выражение радости от встречи. Далее школьникам предлагается риторическая задача, например: «Вас пригласили на губернаторский прием в честь окончания школы и вручения золотой медали. В зале большинство выпускников стоят в одиночестве, ожидая начала церемонии. Оглядевшись, вы заметили группу ребят, увлеченно беседующих о предстоящих трудностях поступления в вузы. Вам эта тема тоже интересна. Начните разговор с ними».
Во втором задании учащиеся обращают внимание на особенности речевого поведения незнакомых людей во время светской беседы. После знакомства с фрагментами х/ф «В ритме танго» (реж. А.Павловский) и романа «Годы без войны» А.Ананьева [1, 140] предлагаются вопросы для анализа: Состоялась ли светская беседа между людьми, только что представленными друг другу? Почему? Какие ошибки совершили собеседники? Какие темы они могли бы обсудить?

Образец 1. Фрагмент х/ф «В ритме танго» (сцена «На банкете по случаю презентации клуба», реж. А.Павловский)

Наталья Соламас обращается к Ольге с просьбой познакомить ее с музыкантом, присутствующим на вечере.  Разговор происходит через переводчика
Ольга (улыбается). Простите, / вы знаете, / Макс, я хочу вас познакомить с молодой аргентинской певицей (показывает рукой в сторону Натальи). // Наталья Соламас.
Наталья улыбается, машет Максиму рукой
Максим (машет рукой, говорит бодро, жизнерадостно). Здравствуйте!
Наталья (протягивает руку). Привет!
Максим (пожимает ее руку, задумывается, пытаясь что – то вспомнить, поднимает указательный палец вверх, громко и радостно произносит). Ваш муж – // крутой футболист, // Энрике Ромирос?!
Наталья (на лице открытая улыбка, в голосе восторг). Да, /да, / это мой муж!
Максим (смеется). Я обожаю футбол!
Наталья (смеется). Я тоже!
Максим (заинтересованно). А что вы поете?
Наталья (смотрит в глаза Максиму, говорит быстро, жестикулирует). Вы знаете, / я сама пишу музыку и тексты, // и сейчас я работаю / над моим новым сольным альбомом / и ищу хорошую звукозаписывающую студию (поправляет челку). // Вы бы могли мне дать какой – нибудь совет на этот счет? (улыбается).
Максим (четко проговаривает каждое слово). Я вас познакомлю / с замечательным продюсером. Это мой постоянный партнер. Я работаю только в его студии.
Наталья (улыбается, протягивает руку). Спасибо.
Максим (смеется). На здоровье!

Образец 2. «Годы без войны» (А.Ананьев, сцена «Знакомство Коростелева и Казанцева в гостиной Дорогомилиных»)

Последним, кому Вера Николаевна представила его, был Казанцев.
— Очень приятно,— сказал Казанцев, глядя как будто на Сергея Ивановича, когда тот протянул руку, и в то же время глядя мимо него.— Вы художник? — затем осведомился он, когда Сергей Иванович присел рядом с ним.
— Нет.
— Журналист?
— Нет.
— Кто же?
— Просто... знакомый.
А-а,— разочарованно проговорил Казанцев.
— Вы не скажете, что здесь происходит, какое торжество? — в свою очередь спросил его Сергей Иванович, и Казанцев, повернув к нему маленькую на сухой морщинистой шее голову, так удивленно – многозначительно взглянул на него, что у Сергея Ивановича уже до конца вечера ни разу больше не возникло желания говорить с ним.
Школьники говорят, что приветствие означает проявление вежливости, дает возможность установить контакт. Также отмечают, что светских людей отличают сдержанность, умение скрывать чувства. Подводя итог обсуждению, учитель помогает старшеклассникам прийти к выводу о том, что  начало речевого поведения является наиболее сильным, запоминающимся, позволяет прогнозировать дальнейшее развитие отношений.
Целью третьего задания является выявление условий протекания светской беседы, ее тематики. Для этого школьники после просмотра фрагментов х/ф«Служебный роман» (реж. Э. Рязанов) и «Москва слезам не верит» (реж. В. Меньшов) проводят сопоставительный анализ: Где происходит беседа? Кто и о чем беседует? Какие коммуникативные ошибки допущены героями? Кто является коммуникативным лидером? Каковы цели каждого из них? Охарактеризуйте их речевое поведение.

Образец 1. Фрагмент х/ф «Служебный роман» (сцена «Новосельцев и Калугина на вечере у Самохвалова», реж. Э. Рязанов)

Калугина удобно  расположилась в кресле, просматривает газеты. Новосельцев сидит напротив, сгорбившись, зажав руки коленями. Что – то ищет в карманах,
закуривает
Новосельцев (нервно смеется, заглядывает в газету Калугиной). Че печатают?
Калугина (чуть подняв голову, ровным голосом). Пока все в порядке.
Новосельцев (кладет сигарету, резко встает). Сидим, как глухонемые, / как будто нам и поговорить / не о чем (ходит около Калугиной, засунув руки в карманы). Давайте побеседуем  о чем – нибудь. // Об отчете мы поговорили (подходит к Калугиной, немного заикается), // грибы вас мало интересуют, /как я понимаю.
Калугина (равнодушно). Правильно понимаете.
Новосельцев (наклоняется к Калугиной, с иронией). Ягоды / не интересуют?
Калугина (спокойно). Только в виде варенья.
Новосельцев (с издевкой в голосе). А стихи / в виде поэзии? // Как вы к ним относитесь?
Калугина (с небольшой долей заинтересованности). Положительно.
Новосельцев (с напускной радостью). Правда? // Ну вот и прекрасно! (резко берет стул, подсаживается к Калугиной, кладет ногу на ногу). // Давайте с вами побеседуем о стихах. // Вы знаете, / в молодости я писал стихи. // А вы не писали?
Калугина (сдержанно). Нет, / у меня к этому не было способностей.
Новосельцев (энергично берет сигарету из пепельницы, тушит ее). У меня тоже не было. // Я вам сейчас почитаю – // вы в этом убедитесь.
Калугина (немного с испугом). А может // не стоит? // Рисковать?
Новосельцев (энергично, с вызовом). Почему? //Давайте рискнем! //Очень хочется произвести на вас приятное впечатление.
Калугина (смотрит как на безумного). Вам это удалось. // Уже.

Образец 2. Фрагмент х/ф «Москва слезам не верит» (сцена «Вечеринка в доме профессора», реж. В. Меньшов)

Гости сидят в гостиной за столом, звучит музыка
Молодой человек (держит сигарету в руках, обращается к присутствующим). Не могу с вами согласиться. // Как раз сейчас поэзия на подъеме (жестикулирует). // Очень интересные ребята появляются. // Женя Евтушенко, / например.
Перов (не расслышав, удивленно). Кто – кто? // Евтушенко?
Молодой человек (грустно). Не читали. // Вот видите! // Очень обещающий парень. // Но дальше всех (размышляет), // я думаю, / Роберт пойдет, / Рождественский. Не слышали? // Есть в нем какая – то сила, (жестко) // дух бунтарский!
Круглов (отвлекаясь от блюда, весело). Да, / бунтарей сейчас развелось, / хлебом их не корми, // дай только старшее поколение покритиковать. «Почему вы молчали?» – // все допытываются. Сейчас легко рассуждать (с улыбкой обращается к присутствующим). А посмотрел бы я на них в наше время!
Молодой человек (отвечает жестко). Уж мы бы не молчали…
Ученики отмечают, что светская беседа может состояться при взаимном расположении собеседников, соблюдении тактичности, тщательном подборе тем общения. Учитель напоминает о регламентированности светской беседы, существовании ряда запретов языкового, содержательного, социального, этического характера.
Четвертое задание выявляет особенности вербальных и невербальных средств, используемых в процессе светской беседы, на основе ранее рассмотренных фрагментов. Учащимся предлагаются следующие вопросы: Какие жесты используют герои? Всегда ли они уместны? Следят ли они за мимикой, интонацией во время общения? Какими коммуникативными качествами, на ваш взгляд, должна обладать речь представителя светского общества?Ученики отмечают, что светские люди должны постоянно следить за использованием мимики, жестов, интонации. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что светского человека отличает элитарная коммуникативная культура, включающая соблюдение правил приличия, норм речевого этикета; уважение к собеседнику, сдержанность чувств и эмоций, постоянный самоконтроль. Полученные знания обобщаются в таблице (таблица 1).

Таблица 1. Коммуникативные качества элитарной речи

Особенности

Языковые

Пантомимические

Ритмико-интонационные

Правильность, уместность, чистота, точность, владение речевыми жанрами светского общения: застольное слово, комплимент и др., избегание споров, некатегоричность высказывания Мимика: отсутствие ярко выраженных мимических реакций, визуальный контакт, твердость, спокойствие, заинтересованность взгляда, полуулыбка (улыбка). Жесты: полный отказ от использования эмоциональных, указательных жестов. Поза: прямая спина, положение тела слегка подавшись по направлению к собеседнику, раскованность Темп: умеренный, спокойный; сила звука: негромкий голос; высота звука: средняя; тембр: приятный, мягкий

Пятое задание направлено на выявление особенностей светской беседы во время прощания. Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать образец из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого [2, 20] (Можно ли речевое поведение героев считать элитарным? Почему?) и риторическая задача, например: «Ваша подруга в кафе отмечает день рождения. Звучит музыка, много гостей, всем весело. Неожиданно вам звонят родители и просят срочно приехать домой. Вам не хочется покидать вечер, но вы должны уйти. Попрощайтесь с гостями и хозяйкой».

Образец 1. «Война и мир» (Л.Н.Толстой, сцена «Курагин покидает салон А.П. Шерер»)

– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.

Выполняя первое задание, школьники отмечают, что представлен образец элитарного речевого поведения: во время прощания гости и хозяева выражают уважение, благодарят за доставленное удовольствие.

В шестом задании старшеклассникам предстоит на основе рассмотренных образцов определить структуру и речевые жанры светской беседы: Каковы основные элементы светской беседы? Какие речевые жанры используются на каждом этапе? Выполняя задание, ученики приходят к выводу, что светская беседа состоит из трех основных этапов и на каждом этапе существует свой набор речевых жанров. Полученные сведения вносятся в таблицу (таблица 2).

Таблица 2. Структура и речевые жанры светской беседы

Этапы

Функции

Особенности

Начало Установление речевого контакта Представление, комплимент, вопрос, касающийся личности говорящего, заинтересованный взгляд, просьба о помощи
Середина Поддержание речевого контакта Вопросы фактического или личного характера, побуждение собеседника рассказать подробнее о себе, сообщение собственных мнений и впечатлений, анекдот, шутка, тост и др., активное слушание
Конец Прекращение речевого контакта Благодарность за беседу, извинение за прерванную беседу, удовлетворение от встречи, надежда на дальнейшую встречу

Обобщая полученные сведения, преподаватель акцентирует внимание школьников на том, что светское общение представляет собой ритуальную беседу, которую этикет предписывает вести людям в ситуациях, когда они выступают в роли официальных участников какого-либо мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу людей.
На заключительном этапе проводится риторическая игра, например: «В вашей жизни произошло важное событие: за победу в олимпиаде вы получили путевку в Грецию. На праздничный вечер приглашены одноклассники, учитель и сослуживцы родителей. Организуйте светскую беседу с гостями». Результаты игры могут оцениваться по следующим параметрам: 1) соблюдение структуры светской беседы (начало разговора, обсуждение темы, завершение) и использование соответствующих жанров; 2) выбор темы (избегание тем – табу); 3) учет речевых особенностей (правильность, точность, понятность речи и др.); 4) использование экстралингвистических особенностей (сдержанная мимика, отсутствие эмоциональных жестов и др.); 5) соблюдение правил этикета (вежливость, тактичность и др.).
Мы полагаем, что умения организовывать речевое поведение во время светской беседы, сформированные на данном уроке, придадут выпускникам уверенность в ситуации элитарного общения, создадут условия для профессионального роста.

Литература:

  1. Ананьев А.А. Годы без войны [Текст] : Кн. I, II. / А.А.Ананьев. – М.: Советский писатель, 1982. – I кн. – 656 с.
  2. Толстой Л.Н. Война и мир. [Текст] / Л.Н.Толстой. – М.: Гослитиздат, 1955. – 753 с.

___________________________________________________________________________________________________

* В статье приводятся авторские варианты стенограмм фильмов, курсивом обозначены ремарки. В используемых стенограммах и фрагментах текстов жирным шрифтом выделены речевые средства, используемые для анализа.