Урок "Алгоритмизация. Блок-схема"

Разделы: Информатика


Цели

учебные:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся по основным понятиям: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, блок-схема;
  • тренировка в составлении блок-схем алгоритмов;
  • стимулирование интереса учащихся к изучаемой на уроке теме и предмету "Информатика" в целом;

развивающие:

  • развитие алгоритмического и логического мышления учащихся;
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие познавательного интереса;
  • активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;

воспитательные:

  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
  • развивать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести диалог с одноклассниками.

Оборудование урока:

  • Компьютеры, объединённые в локальную сеть;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент - 2 мин.

Учитель сообщает тему и цели урока.

2. Актуализация умений и навыков.

Групповая форма работы.

Одна группа учащихся готовят ответы на вопросы.

  • Определение алгоритма и его свойства.
  • Виды алгоритмов.
  • Способы записи алгоритмов.
  • Основные фигуры блок-схемы и их назначение.

Вторая группа учащихся по листам отвечают на вопросы:

Задания для второй группы:

Третья группа учащихся составляют задачу по готовой блок-схеме:

(задания дублируются через слайды)

После проверки выполнения заданий обобщаются знания по видам алгоритма и фигурам, применяемых в блок-схемах. (через слайды)

2 задание.

Работа в парах

  • 1 группа (чётные номера пар). Нам необходимо попасть в Пекин на Летние олимпийские игры. От Иркутска есть два поезда: скорый и проходящий. Необходимо купить билеты в купе или плацкарт. Если же билетов нет, то придётся ехать на самолёте, т.е. приобретать билет в авиакассе. (На слайде показана карта дорог между Иркутском и Пекином)
  • 2 группа. (нечётные номера пар). По результатам Летних олимпийских игр спортсменам общественность приготовило хорошие подарки (48 шт) . Необходимо их рассортировать. Если автомобили - мужчинам, всё другие товары - женщинам (На слайде показаны группа российских спортсменов - олимпийцев. Коллаж ).

3 задание

Фронтальный опрос

  1. Универсальная машина, работающая на основе программ.
  2. Графическое изображением алгоритма.
  3. Команда, которую должен выполнять компьютер, реализуя программу.
  4. Свойство алгоритма, обозначающее, что алгоритм строго определен.
  5. Название величины, значение которой меняется в процессе выполнения алгоритма.
  6. Последовательность строк, каждая из которых содержит некоторую команду для компьютера.
  7. Свойство алгоритма, обозначающее, к чему приводит выполнение алгоритма.
  8. Действие, при выполнении которого числовое значение будет записано в ячейку в памяти компьютера с определенным именем.
  9. Отдельное указание исполнителю выполнить некоторое законченное действие.
  10. Последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи.

Ответы (Компьютер. Блок-схема. Оператор. Точность. Переменная, Программа. Результативность. Присвоить. Команда. Алгоритм.)

4 задание: "Пословицы и поговорки в блок-схемах"

На слайдах показаны блок-схемы пословиц и поговорок. Задача ребят - назвать их.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Упражнение 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мыщцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

Презентация.

Приложение.

Контроль знаний по теме "Алгоритм и его свойства"

Ребята выполняют тест "Алгоритм и его свойства" , записанный в электронном виде с помощью программы "Редактор тестов".

Тестовые задания по теме "Алгоритм и его свойства"

1. Алгоритм - это:

а) правила выполнения определенных действий;

б) ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд;

в) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей;

г) набор команд для компьютера;

д) протокол вычислительной сети.

2. Укажите наиболее полный перечень способов записи алгоритмов:

а) словесный, графический, псевдокод, программный;

б) словесный;

в) графический, программный;

г) словесный, программный;

д) псевдокод.

3. Суть такого свойства алгоритма как результативность заключается в том, что:

а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);

б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;

г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

4. Суть такого свойства алгоритма как массовость заключается в том, что:

а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);

б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;

г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

5. Суть такого свойства алгоритма как дискретность заключается в том, что:

а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);

б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;

г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

 6. Суть такого свойства алгоритма как понятность заключается в том, что:

а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);

б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;

г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

7. Суть такого свойства алгоритма как детерминируемость заключается в том, что:

а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);

б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;

в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;

г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;

д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.

8. Алгоритм называется линейным:

а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

г) если он представим в табличной форме;

д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.

9. Алгоритм называется циклическим:

а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

г) если он представим в табличной форме;

д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.

10. Алгоритм включает в себя ветвление, если:

а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

г) если он представим в табличной форме;

д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.

Домашнее задание. Для сказки "Репка" составить блок-схему.

Итог урока.

28.07.2009