Школа и нравственное воспитание школьника

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Нравственность - понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы мы не говорили о современном кризисе нравственности в нашем социуме, никогда не стоит забывать: общество - это совокупность личностей. Только личность ценою собственных усилий может добиться успехов в нравственном самостроительстве, а педагог, семья, близкие люди - помочь ей в этом.

Что же касается личности школьника, то "отношение к себе" как личностно-значимое переживание - это рефлексия, то есть бескомпромиссный критический самоанализ в контексте "я и другие", и внутренняя устремлённость на идею нравственной самокоррекции, самосовершенствования.

Рефлексия - это не завершающий процесс, самодвижение через волевые усилия к самовоспитанию.

Понятие "нравственное воспитание" всеобъемлющее. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что её системообразующий признак - нравственное воспитание. Анализ его трудов и практического опыта даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности.

Что побуждает человека к нравственным поступкам?

Его сознание, его убеждения. И то, и другое - мощный мотив активности. Человек сознательный - поступающий "по знанию", " со - звучно" внешним требованиям и совести. С другой стороны, нравственные убеждения - не, что иное, как синтез знаний о должном и нравственном, чувств, то есть нравственных переживаний и поступков - нравственного ценного поведения. В этой триаде, именно чувства - центральное связующее звено.

Итак, в фокусе нашего внимания эмоциональный фактор.

"Фактор - существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении".

Под эмоциональным фактором процесса нравственного воспитания следует понимать эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на его результативность. Эмоциональный фактор в воспитании - одно из необходимейших слагаемых его эффективности, о чём свидетельствуют анализ опыта классической и современной педагогики.

Естественно, речь идёт о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в нравственном развитии личности побуждающие функции.

"Тенденции самосохранения реализуются главным образом с помощью отрицательных эмоций, тенденции развития требуют участия положительных" Симонов П.В.

Вместе с тем отрицательные переживания личности, связанные с угрызениями совести, чувством стыда часто становятся стимулом переоценки ценностей, корректировки поведения. Недовольство собой, раскаяние, чувство вины, как негативные нравственные переживания личности, могут возникнуть спонтанно, а могут быть вызваны косвенными педагогическими средствами.

В любых возрастных группах предпочтение отдаётся тем видам коллективной деятельности, которые предполагают нестандартный, творческий подход к её организации. Эмоциональные компоненты творчества - игра, соревнование, искусство.

Приведём пример наиболее часто повторяющиеся мотивы предпочтений учащихся (по результатам проведённого анализа анкетирования учащихся):

А) интерес;

Б) радостная, дружеская атмосфера общения;

В) пример педагога;

Г) сотрудничество;

Д) успех.

Есть все основания полагать, что именно эти мотивировки являются слагаемыми эмоциональной отзывчивости школьников в организованном педагогом процессе воспитания.

Нравственные ценности "усваиваются переживанием, а не логическим пониманием". М.С. Каган.

Школьники не могут руководствоваться только рационалистическими идеями. Детство, отрочество, юность всегда эмоционально.

Поэтому всё то, что не задевает чувств, оказывается не только нейтральным в воспитательном отношении, но иногда и вредным.

Необходимо взять на вооружение современных технологий воспитания актуальные потребности школьников в заинтересованном общении, творческой деятельности, признании достоинств личности, чувстве эмоционального комфорта. Решение задач нравственного воспитания обязательно должно опираться на эмоциональный отклик. Вызывать эмоциональный отклик - это значит стимулировать нравственное переживание, связанное с внутренним принятием нравственно ценной идеи.

Воспитание - двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.

А если речь идёт о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Хорошо, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

  • опирается на положительные возрастные потребности и, создающие "эффект актуальности";
  • обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников;
  • создаёт атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
  • утверждает радостный мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;
  • заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;
  • учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения

Человеку необходимо быть в ладу с самим собою, со своей совестью, а совесть - это нравственное чувство.

У каждого человека оно достигает определённого уровня развития от самого мизерного, почти незаметного, до огромного, подобного солнцу с яркими лучами, идущими от сердцевины, - светлой, чистой совести. Это такие внутренние человеческие проявления и переживания, как чувство стыда, справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви. И, конечно же, это широкая палитра гуманных чувств - сострадания, чувство отзывчивости, такта, порядочности, деликатности.

Учителя нашей школы уделяют большое внимание воспитанию гуманного отношения к нуждающимся в помощи, терпимости и милосердия к больным и слабым.

Ежегодно в школе проводятся такие мероприятия как:

- День пожилого человека;

- День матери.

Благотворительные акции:

- Помощь ветеранам Великой Отечественной войны;

- Помощь монастырям Саратовской области;

- Помощь детям-сиротам.

Но что же такое нравственные чувства?

Это переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: её отношение к Родине, труду, другим людям, к себе :.

В стенах школы уже стали традиционными поздравления ветеранов Великой Отечественной войны:

Стриженова, Мурыгина, Ганина, супругов Рязанцевых и др. с Праздником победы, а так же поздравления всех жителей, проживающих в микрорайоне школы.

Приложение 1.

Говорим ли мы о необходимости "научить", "воспитать", "привить" и всё равно приходим к одному и тому же - это можно выполнять, только имея высококвалифицированных педагогов. Без их наличия решить задачу невозможно.

В большей мере действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого педагога.

В своей работе стараюсь следовать следующим заповедям:

  • люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе;
  • воспитание без уважения - подавление;
  • говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно;
  • не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать формируется из многих слагаемых, и в частности, зависит от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

Очень многое зависит от нравственного пространства и психологического климата в котором формируется ребёнок.

На мой взгляд немаловажен и тот факт, что школа в которой я преподаю на протяжении последних лет работает над единой методической темой:

"Развитие личности школьника и повышение качества образования в условиях психологического комфорта".

Проводимая работа в данном направлении и результаты опросов учащихся и педколлектива свидетельствуют о высоком уровне психологического комфорта, что в свою очередь благотворно влияет на развитие при таких условиях нравственно-устойчивой личности.

У педколлектива школы за последние 3 года уровень комфортности вырос с 62% до 78 %.

У учащихся начальных классов с73 % до 87 %.

Хочется также обратить Ваше внимание и на другие результаты, проводимых исследований педагогического коллектива МОУ"СОШ № 7" г. Балаково Саратовской области, в которых отражены:

  • деловые качества педколлектива;
  • нравственные качества педколлектива;
  • творческие качества педколлектива.

Приложение 2.

Здесь мы имеем возможность убедиться, что доминируют высокий и средний уровни.

Педагоги при тесном взаимодействии с семьёй, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни.

В школе организована работа 11 кружков и спортивных секций для учеников начальных классов:

  • технология ручного труда;
  • природа вокруг нас;
  • юные инспектора движения;
  • юный пожарный;
  • говорим по-английски;
  • психология для самых маленьких;
  • хор;
  • юный художник;
  • шахматы;
  • лёгкая атлетика;
  • декоративно-прикладное искусство.

Каждый классный руководитель проводит определённую внеклассную работу, которая способствует достижению положительного результата и имеет конкретную цель.

Так, например, с учащимися участвовали в муниципальном конкурсе по программе Правовое воспитание младших школьников. Учащиеся показали хорошие результаты. Был проведён ряд открытых мероприятий.

Неотъемлемой частью жизни школьного коллектива стали Недели нравственности. Во время которых проходят различные мероприятия по параллелям:

  • "Азбука нравственности";
  • "Изучаем правила поведения";
  • "О добром отношении к людям";
  • "Мой труд дома" и т.п.
  • классные часы, посвящённые толерантности.

(Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.)

Выставка лучших сочинений: "Моя Родина-Россия", "Моя семья",

"Мой класс", "Наше творчество".

Выставка лучших творческих работ учащихся начальной школы.

Участвуя в коллективных творческих делах, учащиеся приучаются оценивать поведение товарищей и своё собственное в соответствии с нравственными критериями.

Ежегодно учащиеся участвуют в конкурсе на звание "Лучший ученический класс".

Победители награждаются бесплатными поездками в цирк г. Саратова, в аквапарк г. Самара и др.

Такие мероприятия стимулируют активность учащихся в творческих делах.

Нравственное начало пронизывает все виды деятельности: учебный процесс, внеклассную работу. Поэтому нравственное воспитание в школе является существенным аспектом любого раздела воспитания.

Учителя начальных классов уже несколько лет плодотворно работают в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом. Так с момента поступления ученика в начальную школу и до её окончания учитель работает с программой развития личности школьника. Где можно отследить изменения в развитии и принять своевременные меры, если в таковых возникает необходимость. Систематически проходятся психолого-педагогические консилиумы по преемственности в обучении школьников.

А вот, что показали последние результаты анкетирований, проведённые педагогом-психологом с учащимися начальных классов, где объектом изучения стал нравственный аспект воспитанности.

Приложение 3.

И это позволяет говорить о положительных результатах системной и целенаправленной работы педагогического коллектива школы и отдельно каждого педагога по данному направлению.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности.

Материалы наблюдений показывают, что деятельность учителей и учащихся, одухотворённых идеей наилучшего обустройства России приобретает всё более чёткую направленность.

Разрабатывая и утверждая модель выпускника мы стремились учесть то, что ученики начальной школы по её окончанию должны обладать не только прочной базой знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу, но и должны развиваться, как личность, умеющая решать задачи обучения и воспитания. О чём сказано и в Концепции модернизации Российского образования и является одним из условий повышения качества общего образования.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания. То рухнет даже могущественное государство.

"Гуманизация процесса воспитания - основополагающая идея; солнце, вокруг которого вращаются все другие "планеты" - содержание, принципы, формы, методы, технологии."

В свете новых социальных требований к системе российского образования. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди.

Список литературы.

  1. Бапинова И.Н.Педагогический поиск. - М.: "Педагогика",1988.
  2. ГудингД. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности.- Ярославль: " Норд",2004.
  3. Каиров И.А.Азбука нравственного воспитания. - М.: " Просвещение",1975.
  4. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя.- М.: Центр " Педагогический поиск",2001.
  5. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Мн.: Ильин В.П.,1996.
  6. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М.: "Просвещение", 2001.