Разработка урока по русскому языку (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: обобщение и систематизация знаний по теме “Лексика”

Задачи:

  • выполнить теоретические и практические задания по теме;
  • вырабатывать навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи

Оборудование: карточки с разными видами заданий, на доске нарисованная планета “Знания”.

Ход урока

1. Организационный момент

Урок проводится в форме игры “Путешествие на планету “Знания”.

Весь класс делится на 3–4 группы (в зависимости от количества обучающихся). В каждой группе от 3 до 7 человек. В группе выбирается главный – командир экипажа ( как правило, это сильный ученик). Командиры экипажей получают от учителя путевые листы (их несколько), на которых дано задание, выполнение которого необходимо для продвижения к планете “Знания”. По мере выполнения заданий экипажи приближаются к цели. Кто быстрее и без ошибок доберётся до планеты, тот усвоил материал по теме хорошо.

Учитель объявляет тему урока, цель, задачи, говорит о необычной форме урока, проводит распределение обучающихся на экипажи, выбирает командиров.

2. Командиры получают путевые листы и приступают к выполнению заданий.

3. 1-й этап – теоретический. Экипажам необходимо выполнить теоретические задания.

Ответить на вопросы:

  • Что такое лексика?
  • Чем отличаются многозначные слова от однозначных?
  • Что такое антонимы, синонимы, омонимы?
  • С какой целью используют в речи слова с переносным значением и синонимы?

После выполнения этого задания и сдачи его учителю, экипажи получают следующий путевой лист.

2-й этап – практический. Обучающиеся должны выполнить ряд практических заданий. Количество заданий может быть по числу обучающихся в группе, а может и меньше ( в зависимости от успеваемости класса).

Выписать из словаря.

Два многозначных слова и два однозначных.

Составить схему предложения: Мороз выжал влажность из древесных сучьев, и кусты опушились блестящим инеем; подобрать синонимы к слову БЛЕСТЯЩИЙ.

Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составить словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значениях.

Записать к данным словам синонимы и антонимы: твердый, большой, добрый.

Отгадайте загадку и запишите ответ:

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня... (прохлада)

С отгаданным словом составьте и запишите предложение.

3-й этап – творческий.

Дано задание составить кроссворд по теме “Лексика”.

4. Итоги урока

Учитель объявляет, кто быстрее и лучше справился со всеми заданиями и добрался до планеты “Знания”. Выставляет оценки. Благодарит всех за работу.