Элективный курс "Химия в быту"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Этот элективный курс по химии рассчитан на учащихся 9-х классов. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни. А так же позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования, обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, технологического характера, а так же позволяет сделать обучение более интересным для учащихся.

Цель: показать практическое значение химических веществ, их применение, развивать практические навыки работы с веществами в повседневной жизни, способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля.

Учебно-тематический план (34 ч.)

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего часов

Теорет.

Практ.

1.

Введение «Химия в быту»

1

1

Лекция

Тест

2.

Гидросфера. Вода, которую мы пьем

6

2

4

Лекция, практикум

Отчет по пр. работам

3.

Пища, которую мы едим

5

1

4

Лекция, практикум

Диктант. Отчет по пр. работам

4.

На кухне и в ванной

7

6

1

Лекции, практикум

Отчет о пр. работе

5.

Химчистка на дому

2

1

1

Лекция, практикум

Тест, отчет о пр. работе

6.

Химия на страже урожая

5

4

1

Лекции, практикум

Тест. Отчет о пр. работе

7.

Цветы в вашем доме

4

3

1

Лекции, практикум

Тест.

8.

Инсектициды, репелленты

4

3

1

Лекции практикум

Тест, рефераты

Примерное содержание курса

Тема 1. Введение (1 ч.). Во введении ознакомить с материалом об использовании химии в быту с древних времен и до наших дней. Отмечаем правила по т/б при использовании современных препаратов бытовой химии.

Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (6ч.). повторить понятие гидросферы, познакомить с химическим составом воды, и ее пригодностью для питья и общего потребления, свойство воды как растворителя. Определить жесткость воды и приготовить раствор определенной концентрации.

Тема 3. Пища, которую мы едим (5ч.). В теме показать, что наша пища содержит воду, следовательно, она скоропортящаяся, знакомим с требованиями при покупке продуктов, говорим о роли химии в сохранении доброкачественной пищи. Знакомим с пищевыми добавками, учим ребят, определять качество продуктов и умение определять с помощью химического анализа натуральный продукт от искусственного, на примере меда.

Тема 4. На кухне и в ванной (7ч.). Осуществляем плавный переход от темы 3, говоря, что готовя пищу или, употребляя ее, мы должны заботиться о чистоте посуды и рабочего места. Знакомим с широко распространенными химическими веществами, которые способствуют поддержанию чистоты, и прививаем практические навыки по удалению накипи.

Тема 5. Химчистка на дому (2ч.). Отмечаем, что, готовя и убирая, мы невольно можем испачкать одежду, в этом случае важно уметь на дому провести химчистку, знакомим с простыми приемами выведения пятин ржавчины, туши, гуаши.

Тема 6. Химия на страже урожая (5ч.). Знакомим с химическими средствами защиты растений, стимуляторами роста, минеральными удобрениями, развиваем практические навыки по способам внесения минеральных удобрений.

Тема 7. Цветы в вашем доме (4). Отмечаем, что химия первая помощница в выращивании цветов в доме. Знакомим со способами сохранения букетов, защитой комнатных растений от вредителей и способом выращивания растений на искусственных заменителях (гравии, песке) с использованием питательных растворов, прививаем практические навыки выращивание растений, применяя гидропонику.

Тема 8. Инсектициды, репелленты (4). Знакомим с препаратами, используемыми для борьбы с насекомыми и грызунами.

№ п/п

Содержание

Сроки

1. Введение «Химия в быту» (1ч.) 3-7.09.
2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем. (6ч.)

2(1) Гидросфера. Распределение вод, круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.
3(2) Вода – универсальный растворитель. Химический состав воды. Жесткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективности.
4(3) Практическая № 1 «Свойство воды, как растворителя. Способы очистки воды».
5(4) Практическая № 2 «Сравнение водопроводной воды и технической по запаху, цвету, прозрачности, кислотности, наличию осадка после отстаивания, пригодность для использования».
6(5) Практическая № 3 «Определение жесткости воды».
7(6) Практическая № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации».

 

9-14.09.
16-21.09.
23-28.09.
1-5.10.

7-12.10.
14-19.10.

3. Пища, которую мы едим (5ч)

8(1) Что нужно знать когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевые добавки. Качество пищи и сроки хранения.
9(2) Практическая № 5 «Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кода пищевых добавок и значения».
10(3) Практическая № 6 «Испытание натурального меда».
11(4) Практическая работа №7 «Определение кислотности творога, наличие воды в масле».
12(5) Практическая № 8 «Определение качества мяса и рыбы».

 

21-26.10.
28.10-2.11.
11-16.11.
18-23.11.
25-30.11.

4. На кухне и ванной (7ч.)

13(1) Мытье и чистка посуды.
14(2) Практическая № 9 «Определение качества мыла по содержанию воды и других примесей».
15(3) Накипь и методы его удаления.
16(4) Практическая № 10 «Удаление накипи питьевой содой и уксусной эссенцией ».
17(5) Чистка изделий из металлов.
18(6) Чистка с одновременным удалением ржавчины.
19(7) Дезинфекция в домашних условиях.

 

2-7.12.
9-14.12.
16-21.12.
23-28.12.
10-15.01.
16-22.01.
23-28.01.

5. Химчистка на дому (2ч.)

20(1) Выведение жирных и масляных пятен.
21(2) Выведение пятин ржавчины.

 

28.01-5.02.
6-12.02.

6. Химия на страже урожая (5ч.)

22(1) – 23(2) Химические средства защиты растений.

24(3) Стимуляторы роста растений.
25(4) Минеральные удобрения.
26(5) Практическая № 11 «Способы внесения минеральных удобрений».

 

13-19.02.
20-26.02.
27.02-5.03.
6-13.03.
14-21.01.

7. Цветы в вашем доме (4ч.)

27(1) Сохранение букетов.
28 (2) Защита комнатных растений.
29(3) Гидропоника комнатных растений.
30 (4) Практическая работа №12 «Приготовление растворов солей для выращивания растений на питательном растворе».

 

1-5.04.
6-12.04.
13-20.04.
21-26.04.

8. Инсектициды, репелленты и другие (4ч.)

31(1) Борьба с бытовыми насекомыми (тараканами, муравьями).
32(2) Борьба с молью и мухами.
33(3) Борьба с грызунами.
34(4) Итоговое занятие.

 

27.04-3.05.
5-10.05.
12-17.05.
19-24.05.

Литература для учителя:

1. Назаренко В.М. «Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу». ХВШ № 5 – 1997.
2. Северюхина Т.В. «Использование продуктов». ХВШ №5 – 2000.
3. Юдин А.М., Сучков В.Н. «Химия в быту». М. Химия, 1981.
4. Ольгин О. «Опыты без взрывов». М. Химия, 1986.
5. Егорин В.Ф. и др. «Внеклассные практические занятия по химии». М. Просвещение1965г.

Литература для учащихся:

1. Энциклопедический словарь юного химика / Крицман В.А. и др. – М.: Педагогика, 1982.
2. Энциклопедия для детей том17. Химия / Глав. Ред. В.А. Володин, – М.: Аванта+, 2002.

Рефераты

1. Химия с древних времен до 17 в.
2. Его Величество Раствор.
3. Правила выживания в лаборатории.
4. Что мы пьем?
5. Молоко и кисломолочные продукты.
6. Пестицид – это не ругательство.
7. Из истории удобрения.
8. Такое привычное мыло.

Тема 1. Тест 1.

1. Знакомство с химическими веществами произошло еще задолго до наших дней:

а) да б) нет

2. С какого момента человек соприкасается с кислородом:

а) с подросткового периода
б) в зрелом возрасте
в) с момента рождения

3. При дыхании выделяется:

а) углекислый газ
б) угарный газ
в) сероводород

4. В гробнице Тутанхамона обнаружили:

а) краски
б) благовония
в) серную кислоту

5. В прошлом химические вещества использовались:

а) танцев
б) косметики
в) культовых обрядов

6. Кого воспевали поэты востока:

а) воинов
б) насурмленых красавиц
в) пиры

7. В средиземноморье, начиная с I в. н. э. широкое распространение получило:

а) сало
б) оружие
в) мыло

8. С древних времен для стирки применялись вещества:

а) щелок
б) мыло
в) порошок

9. С древних времен отбеливали:

а) белизной
б) кипячением
в) замачиванием и выстиланием на солнце

10. Бузину, залу, капустный рассол на Руси использовали для чистки:

а) сапогов
б) самоваров
в) тканей

11. Для чистки бронзы с древних времен использовали:

а) кислое молоко
б) масло
в) воду с писком

Тема 2. Понятийный диктант.

1. Гидросфера – это…
2. Мы пьем – … (воду)
3. Осадки, испарения, влага, перенос – это… (круговорот)
4. Дожди и снег – это… (осадки)
5. Основные запасы на Земле сосредоточены… (в морях, океанах, ледниках, атмосфере)
6. Жесткая вода содержит в своем составе…
7. Временную жесткость можно устранить…
8. Фильтрование, отстаивание, кипячение – это процесс…