Урок-игра в 6-м классе по математике "Полет в космос"

Разделы: Математика


Тема урока: Свойства действий с рациональными числами. (6-й класс)

Цели урока:

  • повторить все свойства действий с рациональными числами;
  • показать умения применять  свойства при приведении подобных слагаемых и раскрывании скобок;
  • вспомнить расположение точки на координатной прямой и нахождение
  • расстояния между двумя точками на координатной прямой;
  • показать умение  работать с компьютером.

Форма проведения: урок-игра «Полёт в космос».

Место  проведения: кабинет информатики.

Оборудование: компьютеры, демонстрационная доска, плакат для устного счёта, карточки  для «кругового забега», карточки «заполни пропуски».

План урока:

  1. Организационный момент приветствие, сообщение целей урока, представление экипажей.
  2. Работа устно: бортинженеры показывают умение сосредоточиться за компьютерами.
  3. «Забег» по кругу совершают все члены экипажа, кроме капитанов, которые работают на компьютерах.
  4. Фронтальная работа:

1) Определение скорости космического корабля.
2) Радисты показывают умение ориентироваться на координатной прямой (компьютеры), а капитаны показывают умение ориентироваться на координатной плоскости. Остальные   заполняют пропуски в равенствах.

  1. Самостоятельная работа: прочитать шифровку.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Задание на дом.

Ход урока

1.

12 апреля – День космонавтики. Много лет тому назад, когда вас ещё не было на свете, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле поднялся в космос наш соотечественник. Вы, конечно же, знаете, как его звали. Юрий Алексеевич Гагарин. Он стал одним из самых известных людей на планете. И многие мальчишки и девчонки мечтали тогда и мечтают сейчас стать космонавтами и отправиться к звёздам.

Но, для того, чтобы стать космонавтом, нужно приложить немало усилий, изучить много наук. Одной из самых необходимых космонавту наук являе6тся математика.

И вот сегодня на уроке мы с вами совершим полёт в космос, повторив при этом свойства действий с рациональными числами, нахождение расстояния между точками на координатной прямой, будем применять все изученые6 нами свойства к приведению подобных слагаемых и раскрытию скобок.

Когда космический корабль отправляется в космос, то в нем находится экипаж. Вот мы с вами разделились на 5 экипажей, в каждом из которых есть капитан, радист и бортинженеры.

Какой из экипажей является наиболее подготовленным к полету в космос, мы сегодня и узнаем.

Экипажи:

1.   2.   3.   4.   5.
1) К   1) К   1) К   1) К   1) К
2)   2)   2)   2)   2)
3)   3)   3)   3)   3)
4)   4)   4)   4)   4)
5)   5)   5)   5)   5)

2.

Каждый космонавт должен сосредоточиться так, чтобы ничто не могло его отвлечь.

Бортинженеры подходят к компьютерам и работают.

1) Все остальные члены экипажей закрывают глаза, сосредоточились. Я читаю задание, вы внимательно слушаете, считаете и ответы показываете на пальцах: «положительные» – на правой, а «отрицательные» – на левой руке.

Задание         

Ответ

Рука

1. 2 + 1

3

правая
2. -3 + 0

- 3

левая
3. -7 + 5

- 2

левая
4. -12 : 3  

- 4

левая
5. 2,5 * 2 

5

правая
6. -8 * (-0,5)

4

правая
7. 0 : (-3)

0

никакая
8. К какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось 5? 

2

правая
9. Какое число надо умножить на –1, чтобы получилось 4?

- 4

левая
10. Из какого числа надо вычесть –2, чтобы получилось 3?

1

правая
11. На какое число надо разделить 12, чтобы получилось –6?

- 2

левая

2) В космосе может случиться всякое. Порой надо действовать быстро, решительно,   надеясь только на свои силы. Поэтому космонавт должен быть сообразительным, уметь найти выход из любого положения. А, ну-ка, сообразите, при каких значениях а и в верно равенство:

а : в = а
а : в = 1
а : в = 0
а : в = - а
-а : в = -1
а : в = в : а

Молодцы, спасибо за работу. Бортинженеры возвращаются к своим экипажам.

3.

Капитаны приглашаются за компьютеры.

Во время взлёта и посадок корабля космонавт испытывает большие перегрузки. Поэтому он должен быть закаленным, сильным и выносливым. При подготовке к полёту нужно много внимания уделять физической подготовке.

Совершим «забег» по кругу.

Собрать карточки, капитаны возвращаются на своё место.

4.

1) Чтобы корабль мог вылететь в космос, он должен развить большую скорость. Известно, что скорость самолёта «Ту-134» равна  900 км/ч. скорость космического корабля, конечно же, во много раз больше.

Давайте с вами узнаем, какова же скорость космического корабля. Для этого нужно выполнить следующее задание: привести подобные слагаемые, подче6ркнуть коэффициенты в полученных выражениях и выписать эти коэффициенты в данном порядке.

Открыли тетради, запишем дату, классная работа и тему урока.

К доске выходят по одному представителю от экипажа и выполняют задание. Экипаж выполняет тоже задание, что и ученик из его команды.

1) 3а + 0,2а – 5,2а + 4а =

 

(2а)

2) –4с + 6,7с – 2с +7,3 =

 

(8с)

3) х – 2,45х + 3х + 2,45х =

 

(2х)

4)  –2д + д – 0,2д + 9,2д =

 

(7д)

5) 5,6т – 2т – 3,6т + т =

 

(1т)

Значит, скорость космического корабля будет равна  ___________ км/ч. (28 271 км/ч)

Какое свойство применяется при приведении подобных слагаемых?

3) Пролетая по орбите, космонавт поддерживает связь с Землёй, сообщает о своих наблюдениях, о том, где находится его корабль во время сеанса связи.

Проверим, хорошо ли радисты умеют ориентироваться на координатной прямой. Проходят за компьютеры. Капитаны в это время покажут свои умения ориентироваться на координатной плоскости.

В координатной плоскости отметить точки:

(1; -1,5), (1,5; 02), (1,5; -4), (1; -3,5), (-0,5; -3,5), (-1, -4), (-1; -2), (-0,5; -1,5), (-1; 2,5),
(-0,5; 5), (1/4; 6,5), (1; 5), (1,5; 2,5).

Соедините полученные точки последовательно друг с другом.

В результате должна получиться изображённая на рисунке картинка.

Остальные члены экипажей заполняют пропуски в равенствах (раздать карточки).

(т +  ) + к = т + (п + );

 

 

* а = 1;

 

в * = 0;

с * (а +  ) = с * + * в;

 

 

т * = 1;

 

а + =0;

с + = в + с;

 

 

а * в = * а;

 

 

т * (р * ) = ( * р) * к;

 

 

*  с  = 0;

 

0 + = а.

5.

Ну и, конечно, космонавту нужно быть к любым неожиданностям готовым. В том числе  и уметь читать шифровки. Так и нам, ребята, пришла зашифрованная бумага. Ваша задача расшифровать её:

О

Т

Ё

!

М

П

А

Л

К

У

Д

Г

И

В

-3,8т

-12

-4,2т

0,3в

-4т

-2в

-3т

-8в

3

-13в

0

Упростить выражения:

Выражение

Ответ

1)

3т + 4т – 10т=

-3т

2)

0,9в  - 1,3в + 0,7в =

0,3в

3)

5т – (3т – 5) + (2т – 5) =

4)

  3(в – 5) – (в – 3) =

-2в

5)

0,2т – 2/9 – 4т + 2/9 =

-3,8т

6)

1/3(3в – 18) – 2/7(7в – 21) =

7)

–4т + 8т – т =

 Решить уравнения:

Задание

Ответ

1)

 2(3х – 9) = 0

3

2)

 см. результат 3)

3)

 см. результат 6)

4)

 см. результат 3)

5)

|х| = 0

 0

6)

–х = 12

 -12

Полученное высказывание:

К

 

П

О

Л

Ё

Т

У

 

Г

О

Т

О

В

!

Первым  ученикам, решившим все уравнения и упростившим все выражения, выставляются оценки.

6.

Итак, ребята, мы с вами сегодня повторили все свойства действий с рациональными числами, очень хорошо подготовились к полёту в космос и уже готовы взлететь. Оценки члены экипажа получают следующие (объявление оценок).

Большое спасибо всем за работу, спасибо гостям, что посетили наш урок, приходите к нам ещё.

Домашнее задание

Повторить все свойства действий с рациональными числами.

Урок окончен, до свидания.