Эколого-психологический тренинг

Разделы: Экология


Роль образовательной среды в развитии личности подчеркивалась как выдающимися педагогами прошлого (К.Д.Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), так и ведущими современными специалистами (В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский В.А.Ясвин). Под образовательной средой они понимали систему влияний и условий формирования личности, а так же возможности для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие "образовательная среда" выступает как родовое для таких понятий как "семейная среда", "школьная среда" и т.п.*


* В.А. Ясвин Формирование экологической культуры.Москва,2004

Процесс экологического образования, который протекает в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов, стендов на экологические темы, не может быть полноценным. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится весомым, значимым, убедительным. Таким образом, создание соответствующей образовательной среды является важнейшим условием эффективности процесса развития субъективного отношения ребенка к миру природы.

Характерной особенностью интеграции педагогики, экологии и психологии является стремление учителей не ограничиваться традиционным формированием экологических знаний, умений и навыков, а активно влиять на процессы развития субъективного отношения к миру природы, затрагивая при этом глубинные, психологические сферы человека. "Практически ориентированной проблемой является разработка технологий воспитания экологической культуры, т.е. такого сочетания психолого-педагогических приемов и средств, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии".**


** Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, Феникс. 1996

Нами была апробирована модель эколого-психологического тренинга не смотря на внешнюю простоту упражнений, эколого-психологический тренинг сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый из которых инициирует, актуализирует действие определенного психологического механизма развития субъективного отношения к природе. Эколого-психологический тренинг представляет собой конкретную модель "педагогической кальки", налагаемой на "психологическую матрицу", моделирующую систему психологических механизмов развития субъективного отношения к природе. Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга. Данный тренинг направлен на решение следующих задач:

  • коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам;
  • коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;
  • обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;
  • развитие перцептивных возможностей человека при его контактах с природными объектами;
  • расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг может проводится в группах из 8-12 человек под руководством ведущего - тренера. Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Группы могут комплектоваться из школьников, начиная с 10 - летнего возраста. Особенно эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3 - 4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются общие социально-психологические проблемы семьи. Большинство упражнений не требуют специального материального обеспечения, и может, в принципе, проводится в самых обычных условиях. Для семейного эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется форма еженедельных воскресных занятий продолжительностью 3 - 4 часа. Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Развитие экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства - зоны персональной ответственности за природу.

Для проведения эколого-психологического тренинга были использованы следующие упражнения: "Экскурсия", "Природа в моей жизни", "Человек из коры", "Музыкальные картинки", "Контакты с животными", "Зоологический балет и другие".

Эффективность эколого-психологического тренинга можно проиллюстрировать по отзывам участников:

  • ":для меня экологический тренинг - это труд, радость, познания себя, праздник".
  • ":оказывается человеку совсем немного нужно, чтобы почувствовать радость, удовлетворение".
  • ":тренинг помог выйти за рамки стереотипов, посмотреть на проблему экологического воспитания с новой, неожиданной стороны".
  • ":экотренинг должен стать частью семейного воспитания".

Статистические результаты апробауции эколого-психологического тренинга показали воздействие тренинга на отношение к природе школьников 10-15 лет. Исследования проводилось в 3 этап. На первом - была осуществлена диагностика различных параметров отношения к природе у 95 школьников. На втором - в одной группе участников (42 чел.) проводился эколого-психологический тренинг (отдельно в 5, 7, 9 классах), а во второй - "обычные внеклассные мероприятия биологического характера". На третьем этапе была осуществлена повторная диагностика параметров субъективного отношения к природе как в экспериментальной, так и в контрольных группах. Анализ результатов исследования показал, что эколого-психологический тренинг оказывает большее коррекционное влияние на развитие субъективного отношения к природе, чем педагогические формы традиционного характера. Тренинговые упражнения могут служить основой для разработки подобных заданий и игр самими учителями. Так, ряд новых упражнений, базирующихся на методологии эколого-психологического тренинга, создан педагогами.

В заключении хотелось бы отметить, что для повышения результативности тренинга в его целесообразно включать упражнения из классического социально-психологического тренинга, направленные на сплочение группы, снятие коммуникативных барьеров, самораскрытие участников и т.д. Распространенные в социально-психологическом тренинге невербальные диалоги так же можно представить как общение животных, непонимающих звуковых сигналов, "языка" друг друга.

Включение в педагогическую среду природных объектов, - мира природы, обуславливает постоянное воздействие на школьников всей совокупности психологических стимулов, создает возможности для вступления в контакт с природными объектами. Образовательная среда, насыщенная природными объектами, является условием и средством формирования экологической культуры.

Упражнения для эколого-психологического тренинга

Упражнение "Ритуалы и традиции"

Цель: развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы: бумага, ручка, домашние фотоматериалы.

Ход: вначале ведущий зачитывает описание какого-то ритуала, а затем участники сами создают свой ритуал, связанный с природой. Каждая группа - семья рассказывает или показывает данный ритуал.

Упражнение "Экскурсия"

Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг к другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Ориентировочное время: около 1 часа (с обсуждением).

Материалы: живой уголок (зоопарк, музей природы и т.д.), подготовка к экскурсии.

Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным. Эффективно использование механизма идентификации: "Вот представьте:", или "А если бы на Вас:" Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: "Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?", "Не кажется ли вам, что они теперь:" и т.д.

Целесообразно подчеркивание фактов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию" "Какие у него огромные глаза!" или "Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!".

Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.

Упражнение "Природа в моей жизни"

Основные цели: Упражнение подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

Ориентировочное время: 30-40 минут.

Материалы и подготовка: Лист бумаги, ручка.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифрыот1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня:" ("Природа в моей жизни:"). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участников тренинга:

"Природа в моей жизни - это:

  • источник вдохновения;
  • способ наслаждения;
  • погружение в гармонию;
  • проведение досуга;
  • способ самореализации;
  • сфера моего познавательного интереса;
  • стимул для расширения моего кругозора;
  • возможность восстановления душевного равновесия;
  • предмет моей заботы;
  • осознание моей ответственности перед ней".

Упражнение "Человек из коры"

Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Ориентировочное время: 30 минут.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человека. Этих человечков, соответствующих "своему "кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек "родился".

Упражнение "Музыкальные картинки"

Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

Не следует оценивать, насколько каждый выбор "соответствует" музыке. Вообще, оценка "успешности" или "не успешности" того или иного результата, полученного кем - либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого- психологического тренинга.

Упражнение "Чистописание"

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом "надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза".Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения "включает" работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Упражнение "Ателье мод"

Цель: развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Ориентировочное время: 30-40 минут

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Ход: участникам предлагается двух максимально различных животных (маленький - большой, пушистый - гладкий и т.д.), затем необходимо разработать для них комплект одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовало характеру и духу животного. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Упражнение: "Зоологический балет"

Цель: идентификация с животными и растениями

Ориентировочное время: 30минут

Ход: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира" избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

Упражнение "Внуки Карла Линнея"

Цель: развитие эмпатии, воображения

Ориентировочное время: 20минут

Материал: бумага, ручки

Ход: необходимо представить, что вы Карл Линней, или вы были в экспедиции и нашли новые животные и растения, неизвестные науки, их надо назвать. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, как например: " уж молочный, заяц беззащитный, еж игривый, мышь хохотушка, пырей стойкий, ландыш хрупкий, одуванчик радостный и т.д."