Применение парацентрической технологии обучения для развития опыта самостоятельной познавательной деятельности на уроках экономики в 10-м классе

Разделы: Экономика


В условиях современной школы очень остро стоит вопрос о модернизации системы образования. Во главу угла поставлен ребенок с его интересами, способностями, опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности. По А.Маслоу [5, 18], самая важная потребность человека – потребность в самореализации. А для того, чтобы реализоваться в жизни, ученику необходима не только система знаний, умений и навыков, но и способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и его собственный опыт.

Работая в школе, столкнулась с тем, что часть экономических понятий, категорий очень трудно дается школьникам, если дети выступают в роли пассивных слушателей. И, наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и порой без особых сложностей осваивают этот же материал.

Поэтому пришла к выводу, что часть учебных тем может быть освоено школьниками самостоятельно, опираясь на их личностный, субъектный опыт, развивая при этом опыт познавательной деятельности.

Данная проблема актуальна для нашей школы, которая работает над темой “Личностно ориентированный подход обучения в адаптивной школе”. В условиях перехода к профильному обучению, необходимо учитывать индивидуальные способности, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности каждого.

Проводя эксперимент, мы предположили, что организация обучения экономике в форме парацентрической технологии по теме “Спрос, предложение, рыночное равновесие” может способствовать развитию опыта познавательной деятельности учащихся 10-х классов. Автор технологии Суртаева Надежда Николаевна.

Особенность технологии в том, что процесс обучения строится через общение в парах четырех видов, но обязательным условием является встреча с центром – учителем. Данная технология была выбрана в силу того, что она предполагает большой объем самостоятельной работы и выбор учащимися индивидуального образовательного маршрута, что способствует развитию опыта самостоятельной познавательной деятельности.

При этом столкнулась с трудностями при организации дифференцированного подхода к развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников. Оказалось, что подбор заданий каждому ребенку требует много сил и времени. Также были сомнения, смогут ли ученики получать знания не через пассивное прослушивание материала, а самостоятельно, имея при этом минимальный опыт.

Цель эксперимента – создание системы заданий по развитию опыта познавательной деятельности старшеклассников при организации обучения в форме парацентрической технологии.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать и обобщить научную и учебно-методическую литературу
  2. Провести диагностику учебных возможностей учащихся.
  3. Провести эксперимент в форме парацентрической технологии обучения.
  4. Проанализировать и сделать выводы об эффективности применения парацентрической технологии на уроке экономики по теме “Спрос, предложение, рыночное равновесие” для различных заданий по развитию опыта познавательной деятельности.
  5. Разработать систему заданий по развитию опыта познавательной деятельности старшеклассников при организации обучения в форме парацентрической технологии.

Эксперимент проходил с мая по декабрь 2005 года.

Этапы эксперимента:

  1. Подготовительный этап – май - сентябрь 2005 года.
  2. Проведение диагностики учащихся 10-го класса – сентябрь 2005 года.
  3. Проведение уроков в форме парацентрической технологии – ноябрь 2005 года.
  4. Сравнение и анализ результатов решения аналогичных заданий при традиционной форме обучения и в форме парацентрической технологии.
  5. Разработка системы заданий по развитию опыта самостоятельной познавательной деятельности в рамках парацентрической технологии.

Цель нашей педагогической деятельности – выяснить, влияет ли организация обучения экономике в форме парацентрической технологии на развитие опыта самостоятельной познавательной деятельности учащихся 10-х классов.

В педагогическом эксперименте было задействовано 25 учащихся 10 класса МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 135”, обучающихся экономике по программе Иванова С.И. “Основы экономической теории”.

Выбрана учебная тема “Спрос, предложение, рыночное равновесие” по следующим причинам:

  • достаточное количество средств обучения для ее реализации;
  • доступность изложения данной темы для учащихся в различной литературе;
  • материал данной темы эмоционально близок учителю, значит присутствует ситуация успеха при ее изложении.

Данная учебная тема составляет – 9 учебных часов.

Затем сформулированы дидактические, развивающие и воспитательные цели для учителя с постановкой их для учеников как результатов обучения с учетом требований образовательного стандарта.

В соответствие с поставленными целями выбраны средства обучения (СО), разработаны методические инструкции (МИ) (Приложение2.doc) к средствам обучения, составлен информационный лист для учащихся (Приложение1.doc), лист учета за деятельностью учащихся (Приложение6.doc) и индивидуальные ведомости учащихся (Приложение3.doc).Также был составлен алгоритм работы по парацентрической технологии (Приложение4.doc).

Одной из составляющих познавательной деятельности является интеллектуальная деятельность. Поэтому в ходе подготовки эксперимента учителем методом наблюдения была проведена диагностика интеллектуальных умений и навыков учащихся по методике Кругловой Н.С.

Выявлено три группы учащихся с различным уровнем интеллектуальных умений и навыков:

  • Слабая группа (9-15 баллов) – 3 человека – 12%;
  • Средняя группа (16-23 балла) – 13 человек – 52 %;
  • Сильная группа (24-31 балл) – 9 человек – 36 %.

С учетом этого были подобраны индивидуальные задания учащимся при осуществлении эксперимента. Ранее, при проведении уроков в этом же классе по теме “Предмет и метод экономики” в традиционной форме обучения, на контрольной работе были даны, разработанные учителем, следующие типы заданий:

  1. Тесты: II уровень усвоения (репродуктивный) – 8 шт. (выполнили-84% учащихся), III уровень усвоения (переноса) – 4 шт.(выполнили-33% учащихся)., IV уровень усвоения (творческий) – 2 шт. (выполнили-17% учащихся)
  2. Аналитическая задача с построением графика (выполнили-32% учащихся).
  3. Творческое задание: “Написать эссе по теме” (выполнили-20% учащихся).

Уроки проводились в ноябре 2005 года.

Этапы реализации технологии:

На первом этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, составляют их логико-структурную схему (Приложение5.doc), знакомятся с информационным листом и алгоритмом работы, которые представлены в презентации (Приложение7.ppt).

На втором этапе учащиеся в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом работают самостоятельно. Учитель выступает в роли консультанта и контролера.

Организация учебного процесса по такой технологии предполагает прохождение учащимися четырех - шести диалоговых видов общения. Из предложенных видов диалогов для ученика является обязательным выбор семи СО, а также диалог с учителем.

На третьем этапе проведена контрольная работа, которая соответствует образовательным целям. Для нее в этом классе использовались те же типы заданий, что и в теме “Предмет и метод экономики”.В результате тест II уровня выполнили 90% учащихся, тест III уровня-37%, тест IV уровня-25% c аналитической задачей и творческим заданием справились соответственно 40 и 32 % школьников.

На основании этого можно сделать предположение, что возрос опыт самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников. После внедрения ПЦТО уровень выполненных учениками заданий различного вида вырос. Прирост решенных заданий составил: в тестах II, III и IV уровней- 6,8; 4 и 8 % соответственно, в задачах-8%, а при написании эссе-12%.

Следует отметить, что наибольший прирост составило выполнение заданий творческого плана (12 %), полученные результаты, приведены в диаграмме № 1:

Диаграмма № 1

Вывод: В результате применения ПЦТО по данным нашего исследования развивается опыт самостоятельной познавательной деятельности учащихся, наибольший прирост составило выполнение заданий творческого плана.

Это отразилось на результатах участия в предметных олимпиадах и конкурсах. Регулярно учащиеся нашей школы занимают призовые места на окружных, городских и областных олимпиадах по экономике и основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний, в городском конкурсе на лучшие знания в области защиты прав потребителей. Но работа по внедрению ПЦТО в школе и составлению системы заданий вызвала ряд вопросов, решение которых возможно в будущем:

  1. При отборе содержания ПЦТО приходилось изменять тематическое планирование, так как данная технология предполагает мыслить не уроками, а темами. Поэтому при составлении планирования других тем по экономике следует это учитывать.
  2. Ряд трудностей вызвала постановка конкретных целей обучения для каждого ученика, а особенно выбор средств обучения по этим целям и написание методических инструкций. Эта работа требует вдумчивого анализа всех дидактических материалов, которые есть у учителя, выявления роли каждого из этих материалов при выборе индивидуального образовательного маршрута каждого ученика. При написании методической инструкции необходимо придерживаться четкой, лаконичной формулировки последовательности действий.

Список литературы

  1. Автономов В.С. Введение в экономику, М.: Вита-Пресс, 2003.
  2. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе, М.: Аспект-Пресс, 2000
  3. Иванов С.И., учебник “Основы экономической теории”, 10-11 кл., М.: Вита-Пресс, 2006.
  4. Иванов С.И. Практикум по основам экономической теории, 10-11 кл., М.: Вита-Пресс, 2006
  5. Иванов С.И. Преподавание курса “Основы экономической теории” М.: Вита-Пресс, 2006
  6. Кашлев С.С., Современные технологии педагогического процесса, Минск, Университетское, 2001
  7. Концепция модернизации образования РФ до 2010 года - http://edu.rin.ru/html/775.html
  8. Ксензова В.К. Перспективные школьные технологии, М.: Просвещение, 2001.
  9. Линьков А.Я., Экономика, учебник для школ гуманитарного профиля, М.: Вита-Пресс, 2004.
  10. Линьков А.Я. Практикум для учащихся, М.: Вита-Пресс, 2004.
  11. Липсиц И.В., Экономика 1 часть Экономика 2 часть, М.: Вита-Пресс, 2003.
  12. Мицкевич Н.Н., Сборник заданий по экономике с решениями, кн. 1, М.: Вита-Пресс, 2001.
  13. Мицкевич Н.Н., Сборник задач по экономике, М.: Вита-Пресс, 2001.
  14. Равичев П.С. Сборник тестовых заданий по экономике, М.: Вита-Пресс, 2004.
  15. Равичев П.С. Сборник задач по экономике, М.: Вита-Пресс, 2001.
  16. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе, М.: Вита-Пресс, 2004, 1 ч.
  17. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе, М.: Вита-Пресс, 2004, 2 ч.
  18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т. 2, М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  19. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии, Москва-Омск, 1997.
  20. Табачникас Б.И., учебник “Основы экономики”, М.: Вита-Пресс, 2003.