Урок технологии "Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура"

Разделы: Технология


Тема: Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура.

Практическая работа: Изготовление «чешуйки» к нанайскому халату.

Цели урока:
  • продолжить исследования швов;
    познакомить учащихся с культурой аборигенов Амура, с секретами традиционного искусства вышивки;
    сформировать знания о заготовке художественных деталей  и показать способ   закрепления деталей к фону («чешуйке»)  гладьевым швом по настилу;
    сформировать умения при закреплении художественных деталей к «чешуйке» гладьевым швом по настилу.
Задачи урока:
  • Обучающие: расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, сформировать знания о существующих видах вышивки, об особенностях их выполнения.
  • Воспитательные: воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, прилежание, трудолюбие, экономное отношение к материалам, коллективизм.
  • Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, терпение, память.
Средства обучения:
  • Учебные: тетрадь, портновские инструменты, узор из картона, нитки мулине, фон.
  • Наглядные: слайды презентации по этапам  урока с посещением виртуальной лекции А.С.Киле, посещением виртуальной мастерской Ю.Д. Самар, образцы готовых «чешуек».
Раздаточный материал
  • узор для вышивки из картона;
  • фон из ткани для закрепления узора;
  • готовые «чешуйки». 
Литература:
  1. Диск А.С.Киле Искусство нанайцев. Вышивка. Орнамент. Традиции и новации.
  2. Поурочное планирование.
  3. Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, Кн. Изд.,    1982. 276 с.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап (3 мин.)

Приветствие.
Определение отсутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания.

2. Этап  всесторонней проверки знаний  (5 мин.)

Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Повторение материала прошлых уроков в форме беседы.

(Приложение 1. Слайд 1)

– Несколько уроков назад мы начали изучение раздела «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Каждый раздел нам помогает  изучать проект. В рамках данного раздела мы начали проект «Вышивка ручная, изготовление сувениров».
– Вспомним, какие мы сформулировали потребности к нашему проекту?
– Какие мы поставили перед собой задачи?
– Какие исследования мы провели? Исследования, каких швов?

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (3 мин.)

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Формулировка вместе с учащимися темы и целей урока.

– Сегодня мы продолжим наши исследования. Попробуем сформулировать тему сегодняшнего нашего урока-исследования. Но прежде чем мы ее сформулируем,  я хочу прочитать вам стихотворении.   Подумайте, какое же исследование нас сегодня ждет, какая же тема нашего урока?

(Приложение 1. Слайд 2)

Тема урока:«Выполнение простейших ручных швов аборигенов Амура». Сделаем запись в тетрадь.

4. Этап усвоения новых знаний (13 мин.)

Я хочу познакомить вас  с замечательным человеком, который как никто лучше сможет познакомить нас с искусством, традициями аборигенов Амура т.к. уже  много лет занимается изучением и распространением информации о малых народах Приамурья – это доцент Хабаровского государственного университета Киле Антонина Сергеевна. Послушаем ее рассказ. Внимание на доску.

(Приложение 1. Слайд 3, Приложение 2 – виртуальная лекция)

(Приложение 1. Слайд 4)

Во всех народных орнаментах, пришедших к нам из глубины веков, таится заветный смысл. По древним преданиям вышитый на обрядовом нанайском халате «чешуйчатый» узор дракона –мудура,  «доброго» духа грома и молнии, предохранял от происка «злых» духов, насылающих на человека всевозможные беды. Нанайцы верили, что когда гремит гром, «черти прячутся куда попало». Поэтому под броней такого могущественного существа человек мог чувствовать себя в безопасности. Смысловое значении орнамента давно забыто, но – такова живучесть народных традиций!  Рассмотрим нанайские халаты.

(Приложение 1. Слайд 5)

Сегодня на уроке каждая из вас будет  выполнять «чешуйку»  нанайского халата с вышитым узором. Узор на «чешуйке» выполняют гладьевым швом по настилу. Что такое настил? А настил это заранее приготовленный узор. Мастерицы вырезают узор из рыбьей кожи и приклеивают на фон рыбным клеем. У нас узор вырезан из картона, а закреплять его мы будем с помощью английских булавок. Поможет нам разобраться с гладьевым швом по настилу известная мастерица, заслуженный художник России,  – это Юлия Дмитриевна Самар. Побываем у нее в мастерской.

(Приложение 1. Слайд 6, Приложение 3 – виртуальная мастерская)

5. Этап закрепления новых знаний через выполнение практической работы (50 мин.)

Краткое объяснение изготовления «чешуйки».
ТБ при работе с ручными инструментами.
Продолжение формирования знаний и умений.

(Приложение 1. Слайд 7)

Практическая работа: Изготовление «чешуйки» к нанайскому халату.

В процессе работы осуществляется контроль:

  • организации рабочего места,
  • последовательности выполнения работы,
  • соблюдения безопасных приемов труда.

Проводим физминутку

(Приложение 1. Слайд 8)

Продолжаем практическую работу

(Приложение 1. Слайд 9)

6. Этап подведения итогов урока (6 мин.)

Оценка знаний и умений. 

7. Подведение итогов работы учащихся

Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка).

(Приложение 1. Слайд 10)

Учитель подводит итоги практической работы:

  • достигнута ли цель урока;
  • все ли выполнили задание;
  • разобрать ошибки;
  • обобщить работы и назвать лучшие;
  • выставить оценки, аргументируя их.
  • уборка рабочих мест.

30.07.2009